Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 60-90-х годов ХХ века

Григор Михайлович Тютюнник (1931-1980 гг.)

«Три кукушки с поклоном»

Пронзительная новелла «Три кукушки с поклоном» имеет автобиографический подтекст: среди главных героев произведения узнаются сам автор и его сослан в Сибирь отец. Эта новелла посвящена «Любви Всевышний». А это любовь действительно было неземное: безнадежно влюбилась в своего соседа Михаила, отца рассказчика, молодая женщина Марфа Яркова. Она жила лишь тем, что могла изредка его видеть. Но тридцятитрьохрічний Михаил был репрессирован и оказался в сибирских концлагерях. Теперь Марфе держали на свете лишь письма Михаила, которые он писал своей семьи. Марфа украдкой просила почтальона хотя бы подержать письмо от Михаила в руках: «Слезы градом катятся ей по щекам, - прижимает его к груди, целует обратный адрес...»

Рассказывая о четырех обездоленных через репрессии людей, - Михаила, рассказчика с матерью и Марфе, - Григор Тютюнник рассказывал об обездоленном народе.

Эту новеллу писатель долгое время не мог опубликовать - в застойные годы не допускали даже намека на ужасы сталинщины, хотя в произведении прямо об этом нигде и не сказано. Наконец новелла «Три кукушки с поклоном» была напечатана в журнале «Утро», однако с одной правкой. В последнем предсмертном письме Михаил просит жену: «Не суди меня горько. Но я никогда никому не говорил неправды и сейчас не скажу: я слышу каждый день, что где-то здесь возле меня ходит Марфина душа несчастная. Соня, сходи к ней и скажи, что я послал ей, как пел на ярмарках Зіньківських бандуристочка сліпенький, три кукушки с поклоном, и не знаю, перелетять они Сибирь неісходиму, а упадут ли от мороза». Так вот слова «Сибирь наісходиму» переправили на «этот мир неісходимий».

Новелла «Три кукушки с поклоном» - о человеческих судьбах, искалеченных тоталитарной системой, о высокий духовный мир обычного человека. И весь уклад жизни довоенного и послевоенного села (изнурительный труд женщин на поле, отсутствие культурных развлечений, кроме вечеринок по соседям, нехватка мужчин - одни инвалиды, студенческие нищета).

Через все произведение проходит одна сквозная деталь - «папина сосна», что является и конкретной (Михаил действительно посадил на песке перед домом сосну и упоминает о ней в письме), и символической: она является памятью о Михаиле для тех, кто его любил - для сына, жены, любящей женщины; для односельчан она является воспоминанием о невинно загубленная жизнь; для самого Михаила - символом родного дома («Сю ночь снилась мне моя сосна. Это она уже до сих пор в колено, а может и выше. Сосна - а за ней реки синее крыло...»).



Композиция, образы новеллы

Хотя произведение невелико по объему, однако имеет сложную композиционную структуру. Писатель использует прием обрамления, чтобы через непосредственное рассказ лирического героя в начале и в конце произведения добиться большей эмоциональной проницательности в изображении трагедии как отдельного человека (Марфы, Софии, Михаила, рассказчика), так и целого народа. «Последнее письмо от папы» является своеобразной новеллой и новелле, которая раскрывает образ Михаила. Михаил трудолюбивый, любящий, тактичный, честный и имеет поэтическую душу («три кукушки с поклоном», «сынок мой колосок», «реки синее крыло»). В его письме раскрывается целый мир чувств: здесь сумм за семьей, свободой, огромная любовь к жене и сыну, к родине, любимой работы столяра, милосердия и сочувствия к страданиям другого человека. Он пытается уберечь от дополнительных страданий свою любящую жену и не рассказывает об ужасах концлагеря, зато пишет, как хорошо кормят и одевают заключенных: «Ты спрашиваешь, как нас кормят, как одевают на зиму. Кормят такой вкусной ухой, что даже Карп Ярковой пятнадцать мисок умолотив бы, еще и добавки попросил! Вдягачка обычная, крестьянам к ней не привыкать».

Образы женщин - Марфы и Софии - описаны очень лаконично, но полно. Обе они преждевременно состарились от горя и тяжелой колгоспоної труда. Хотя женщины еще не старые, но Марфа уже седая, а София имеет «Синие губы».

Марфа когда-то была «тонесенька, хрупкая в убогой вышитой рубашке» и с желтыми кудрями, которые выбивались из-под красной косынки. Женившись с Карпом Ярковим в девятнадцать лет, она «два годочки прожила с Карпом своим и нажилась за сто». Карп был товстопиким, рыжим, товстоногим, прожорливым. Когда соседи пели на посиделках, он смотрел в потолок или усы розпушував. Поэтому и не удивляет, что молодая Марфа полюбила соседа Михаила, который как сокол был, статный такой, смуглый, глаза так и пекут, чорнющі».

Героини похожи своим тяжелым трудом в колхозе, своей горькой судьбой, но разные по характеру. София спокойная и уравновешенная, сострадательная. Она уверена в любви мужа, поэтому даже сказала ему однажды: «Ты, Михаиле... хоть бы разочек на нее взглянул. Видишь, как она к тебе светится». Да и потом, с годами, не имела София злости на Марфе. Рассказывая сыну историю любви Марфы к Михаилу, она говорит: «В горе, сыну, ни на кого сердца нет. Именно горе». Сын заметил, что «глаза мамины сухие, голос ни дрогнет», и он чувствует, что «воспоминания ее не щемят и не болят - они окаменели».

Марфа - эмоциональный и чуткий человек, которая полностью отдалась своим чувствам. Она пронесла любовь к Михаилу сквозь всю свою жизнь, и это чувство было настолько сильным, что она чувствовала даже, когда семье должно прийти письмо от Михаила. Она просила почтальона дать хоть подержать ей письмо от любимого, поплакать над ним, а потом - «бежит на работу, птицей летит, чтобы довязать до вечера свои шесть копен, и ветер сушит - не высушит слезы в ее глазах». Марфине искренняя любовь Михаил чувствует в заключении так сильно, что даже просит жену передать ей привет.

София считает Марфине любовь чем-то неземным, поэтому и не ревнует, а только сочувствует.

Название произведения является глубоко символичным: кукушка - символ тоски, предсказание. И этой тоской пронизано все произведение, чувствуется его автобиографическая основа.



«Завязь»

Рассказ Григора Тютюнника «Завязь» дало название его первой коллекции, которая вышла в 1966 p.. Небольшой рассказ на три страницы разворачивает целую историю зарождения первой любви на фоне жизни послевоенного села (старая хата с плесенью в сырых углах, отсутствие одежды и топлива - зимой только на печи можно усидеть, самой большой мечтой девушек есть украшения, а ребят - выучиться «на шофера»). В рассказе отражены народные обычаи и мораль (уважение к старшим, колядки и народные песни, вышиванка как лучший подарок от любимого).

За это произведение, а также за рассказ «Против луны» и «Печеная картошка», писатель получил жесткую критику и тяжелые идейные обвинения. Его произведения считали асоциальными, потому что они были не о мудрости партии, без которых советский писатель тогда и не представлялся.

Рассматривая произведение «Завязь», следует прежде всего обратить внимание на символичность заголовке: это завязь первой любви, что рождалось весной, во время цветения сада и появления завязи - будущего плода.

Сюжет рассказа построен на выразительных деталях (хотя в произведении они и выполняют неравнозначные функции). Через сквозную деталь, которая является формообразовательной основой построения сюжета и приемом всестороннего раскрытия характеров, перед читателем раскрываются человеческие отношения.

Любовь Коли и Сони происходит на фоне весеннего пробуждения природы. Весна, пробуждая все живое, обновляет не только окружающий мир, но, давая человеку радость, обновляет и ее душу. Поэтому неслучайно зарождение любви происходит именно в эту пору года.

В произведении сквозной деталью выступает «завязь». Она изначально является конкретной деталью, но со временем перерастает в главную идею произведения.

«Листья в садах еще только проклюнулось, поэтому в ветвях обильно мелькают мелкие, как роса, прозеленкуваті капельки: то завязь». Так писатель показывает, что любовь Коли и Сони зародилось и создает соответствующее настроение, готовит к дальнейшему восприятию на высшем уровне. Эта деталь здесь является настолько точной, направленной на раскрытие авторского замысла, что это дает право считать завязь деталью-образу с глубоким символическим смыслом. Еще раз эта деталь повторится, когда в конце Коля вернется и услышит от деда слова: «Ну, только, юношеской, помогай окурювати садик, потому что пропадет к чертям вся завязь».

Автор будто говорит о том, что завязь зародилась, но за нее еще надо бороться.

Характеры героев - Коли, его деда Лаврина и Сони - выписаны отчетливо, но очень лаконично, и полны легким народным юмором. Это чувствуется в диалогах деда с внуком. Речь деда колоритная и шуточная:

«- То девка из той пыли, что черти на дорогах крутят!

- Просто у нее крепкий характер, - говорю спокойно, чтобы быстрее виприснути из дома.

- Ага, - бубнят, - и тюрьма крепка, да черт ей рад...»

«Завязь» полон лиризма произведение, которое благодаря высокой ассоциативности художественных образов позволяет каждому читателю найти в нем что-то свое, неповторимое, что будет возвращать его к этому рассказ вновь и вновь.