Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 9 класс

УРОК 22

 

Тема. Новая украинская литература. Общественно-исторические обстоятельства в конце XVIII ст. Духовное порабощение нации. Жизнь народа - художественного изображения. Актуальность фольклорной традиции. Развитие фольклористики, этнографии. Основные художественные направления (классицизм, романтизм, начальные формы реализма). Бурлескная стилевое течение. Выдающиеся художники: Т. Шевченко. П. Кулиш, Л. Глебов, Марко Вовчок, Ю. Федькович.

Цель: раскрыть общественно-исторический контекст становления новой украинской литературы; показать актуальность фольклорной традиции; раскрыть особенности бурлескной стилевой течения; ознакомить учащихся с выдающимися художниками конца XVIII ст.; формировать активную жизненную позицию; воспитывать понимание духовной связи с историческим прошлым родного народа.

Оборудование: портреты И. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко, М. Шашкевича, Т. Шеченко, П. Кулиша, Л. Глебова, Марка Вовчка, Ю. Федьковича; иллюстрации.

Межпредметные связи: история Украины: общественно-исторические обстоятельства в Украине в конце XVIII ст.

Ход урока

И. Организация изучения нового материала.

1. Школьная лекция.

Ученики во время последовательного изложения материала с учителем составляют и записывают тезисы.

(Материал для учителя.

1. Становление новой украинской литературы в контексте национального возрождения народа.

Общественно-исторические условия.

Духовная жизнь украинского народа в последние десятилетия XIX в. проходило в сложных общественно-исторических условиях. Украинские земли были исполосованы соседними государствами. После 1654 г. Левобережная Украина и Киев находились в составе Московского государства, впоследствии преобразованной в Российскую империю, Правобережье до 1793 г. входило в состав Польши, а затем присоединилось к России. В результате разделов Польши между Россией, Австрией и Пруссией Галичина в 1772 г. отошли к Австрийской империи. В состав империи Габсбургов с 1775 г. входила Буковина, а на Закарпатье с XI в. хозяйничали венгерские феодалы.

Российское государство, которая владела значительной частью украинских земель, уже с середины XVII в. стала грубо нарушать Переяславское соглашение, всячески ограничивать украинскую автономию. С 1709 г. при украинских гетманах постоянно находились царские резиденты, пристально наблюдая за их деятельностью. Образована в 1722 г. так называемая Малороссийская коллегия стала заправлять всеми делами в Украине. В течение следующих десятилетий проводилась последовательная политика уничтожения остатков казацкого самоуправления. И хоть в 1750 г. было восстановлено гетманство на Левобережной Украине, однако царизм руками последнего гетмана Кирилла Разумовского полностью ликвидировал специфические формы административного и военного строя Гетманщины.

Осенью 1764 г. Екатерина II возобновила деятельность Малороссийской коллегии, президент которой граф П. Румянцев назначается генерал-губернатором Левобережной Украины. Так навсегда было ликвидировано Гетманщину, военный и территориально-административное устройство, а взамен Левобережье и Слобожанщина поделились на наместничества - Киевское, Черниговское, Новгород-Северское и Харьковское.

Поскольку в результате русско-турецкой войны 1768-1774 гг. было провозглашено так называемую независимость Крымского ханства (а, по сути, его вассальную зависимость от России), царизм перестал обращать на Запорожье как важный форпост в борьбе против турецко-татарской агрессии. Поэтому в 1775 г. русскими войсками была коварно разрушена Запорожская Сечь, а ее гетмана Петра Калнышевского пожизненно заключен в тюрьму.

С присоединением Правобережной Украины происходит новая административная реформа, призванная унифицировать систему управления во всей империи и укрепить самодержавно-полицейскую власть. В 1796 г. образуется Малороссийская (в составе Полтавщины и Черниговщины), Слободско-Украинская, Киевская, Волынская и Подольская губернии. Чуть позже на украинском Юге с ранее провозглашенной "Новороссии" создают Екатеринославскую, Таврическую и Николаевскую (впоследствии реорганизованное в Херсонскую) губернии. Вся административно-исполнительная власть в губерниях осуществлялось назначаемыми царем губернаторами, а в уездах - справниками. В 1837 г. уезды делились на станы, во главе с полицейскими приставами, которые, опираясь на законы империи, жестоко подавляли любое непослушание.

Присоединены к Австрии западноукраинские и часть польских земель были выделены в "Королевство Галиции и Лодомерии" с центром во Львове. Восточная, украинская, часть края была разделена на 12 округ, в нее на правах отдельной округа входила Буковина с центром в Черновцах.

Ликвидация национальной автономии на Левобережье сопровождалась новым закрепощением крестьянства. Царское правительство цинично растоптал права "казацкого народа", который, по Переяславским соглашением 1654 p., должен быть навсегда свободным. 1783 г. на Левобережье и Слобожанщине царским указом было юридически оформлено крепостное право помещиков. Екатерина II раздала своим фаворитам десятки тысяч десятин земли на присоединенном украинском Юге и Юго-Западе. Новоиспеченные феодалы становятся полноправными обладателями местного населения. Вчерашние казаки попадают в крепостническую зависимость и от русских помещиков, и от собственной старшины. Крестьянам запрещается переселиться на новые места, начиная с 1797 г., официально устанавливается трехдневная барщина, но крепостники часто заставляют крестьян работать полную неделю. Закрепощенные люди лишаются каких-либо прав.

Социальные и национальные притеснения порабощенного крестьянства приводят к обострению классовой борьбы. Во второй половине XVIII в. на Левобережье растет количество "искателей казачества", то есть тех недавно свободных земледельцев, оказавшихся в крепостнической зависимости. На Правобережье в 1768-1769 гг. развернулось мощное казацко-крестьянское восстание, известное под названием " Колиивщина". Это движение выявил талантливых вожаков - Максима Зализняка, Ивана Гонта, Семена Швею, Ивана Бондаренко, Василия Шила, Остапа Аир, имена и деяния которых воспеты в устной народной поэзии. В Карпатах активно действовали партизаны, отрядами которых руководили Олекса Довбуш, Иван Бойчук.

Протесты закріпаченого крестьянства против феодального произвола не утихали и в XIX в. Крепостные крестьяне поджигали помещичьи имения, отказывались ходить на барщину. Прославленным руководителем антикрепостнического движения на Подолье стал Устим Кармелюк, отряды которого наводили ужас на панство в течение 10-х - начале 30-х годов. Неурожаи вызвали крестьянские волнения на Полтавщине, Черниговщине, Харьковской, Херсонской. Хотя проявления неповиновения были многочисленными, но их изолированность стихийность, неорганизованность приводили к тому, что они быстро подавлялись карательными органами властей. Все же антифеодальная борьба расшатывала устои самодержавной-крепостнической системы стимулировала рождения настроений недовольства и протеста также среде других классов и сословий украинского общества.

Отечественная война 1812 p., победный поход победоносной русской армии в страны Западной Европы, где борьба против гнета над людишек разворачивалась более активно, способствовали нарастанию вольнодумства в передовых кругах дворянства. "Вольтергенські идеи", деятельность О. Радищева который еще в 1790 г. всколыхнул общество острым осуждением крепостничества и царского деспотизма, позвали к решительным действиям прогрессивно настроенную дворянскую молодежь. В России возникает несколько тайных политических обществ - "Союз спасения" (1816-1817), Союз благоденствия" (1818-1821), Южное общество (1822-1825), Северное общество (1822-1825), в которых обсуждается вопрос введения в России конституции, отмена крепостного права, установление республиканской формы правления. Эти идеи пронизывают проект конституции "Русская правда" (написан П. Пестелем), который, к сожалению, не был закончен.

Значительную роль в Украине сыграла деятельность Южного общества Его центром был Тульчин на Подолье. Кроме Тульчинской, были организованы Каменская и Васильковской управы общества. Съезды руководителей общества происходили в Киеве. В 1825 г. Южное общество сливается с Обществом соединенных славян, которое действовало в Украине с 1816 г. Сразу же после подавления в декабре 1825 г. восставших солдат в Петербурге произошло беспорядки Черниговского полка на Киевщине, которое также закончилось трагически.

Хоть вооруженная акция революционеров-дворян не увенчалась победой, однако их деятельность имела непереходный значение. Казнью пятерых самых активных лидеров декабристского движения - П. Пестеля, К. Рылеева, С. Муравьева-Апостола, М. Бестужева-Рюмина и П. Каховского, осуждением на каторгу, ссылкой в Сибирь еще сотен революционеров, лишением их дворянства и военных чинов, отправлением свыше 4000 солдат на войну по захватыванию Кавказа царизм надеялся создать в империи атмосферу страха и таким образом предотвратить дальнейшим выступлениям против самодержавной-крепостнической системы. Однако вышло наоборот - декабристское движение дало толчок дальнейшему развитию освободительной борьбы. Передовые общественные деятели высоко оценили первое организованное революционное выступление, призывали своих современников подражать дело декабристов. О. Пушкин посвятил засланцям вольнолюбивое послание "В Сибирь", А. Герцен назвал декабристов людьми, викованими из чистой стали, а Т. Шевченко - "соратниками святой воли".

Революционные идеи декабристов распространились среди интеллигенции: возник политический кружок студентов в Харьковском университете, свободомыслие захватило прогрессивных преподавателей и студентов Нежинской гимназии высших наук. В 30-х годах идеи восстановления независимости Польши распространяются среди польских образованных кругов Галичины, Волыни, Подолья, Киевщины. В 1839 г. было расстреляно руководителя организации "Содружество польского народа" Шимона Конарського. Было арестовано почти всех участников подпольных польских обществ в Киевской, Волынской и Подольской губерниях, отправлено на каторгу, отдан в солдаты, выслан из Украины.

С конца 30-х годов на освободительную борьбу против самодержавия поднимается новое поколение революционеров, начинает разворачиваться движение разночинцев. Понятно, что ход всех этих событий, общественные настроения эпохи в большей или меньшей степени определяли характерные тенденции украинского литературного процесса, отражались в художественном творчестве.

Фольклористика

Процесс становления украинской литературы неразрывно связан с фольклористичними исследованиями, ведь последние подводили научную основу к кристаллизации концепции о возможности создания словесности живым языком народа.

Еще в 1571 г. чешский ученый Ян Благослав в своей рукописной грамматике вместил украинскую песню "Дунаю, Дунаю, чему грустном течешь?". В спектакле религиозной драмы польского автора Якуба Гаватовича, осуществленной 1619 г. в Каменце Струмиловій на Львовщине, две интермедии были основаны на украинских юмористических рассказах. В 1625 г. в польской транскрипции было выдано песню о казаке и Кулину, а в 1684 г. в одном из рукописных сборников помещены думу "Козак Голота". Сохранился рукописный сборник пословиц и поговорок, заключенный украинским поэтом конца XVII - начала XVIII вв. Климентием Зиновієвим. Много украинских песен фиксируются в многочисленных рукописных песенниках неизвестных лиц.

На рубеже XVIII и XIX вв. украинская народная поэзия все чаще привлекала составителей российских песенников - Василия Трутовского, Ивана Прача и др. Немецкий философ и фольклорист И.-Г. Гердер (1774-1803) отметил врожденные музыкальные способности украинцев, богатство мотивов и образов украинской народной лирики. В свой сборник "Голоса народов в песнях" (1778-1779), изданный на немецком языке, он включил и украинские песни.

Рост национального сознания украинцев обусловило усиление интереса образованных кругов к духовной жизни своего народа. Именно на этой волне появился первый сборник украинской устной поэзии "Опыт собрания старинных малороссийских песен" (1819), благоустроенный филологом и журналистом Николаем Цертелєвим (Церетели) (1790-1869). Фольклорист записал на Полтавщине девять дум и одну песню, которые выполнялись местными кобзарями. Поскольку произведения своими темами касались событий Хмельницкой области, Г. Цертелева в предисловии отмечал, что украинские кобзари, как древние рапсоди, воспели народных героев, а выполняемые ими думы передали и могучий дух народа, и его поэтический гений.

Значительный вклад в становлении фольклористики сделан Михаилом Максимовичем (1804-1873). Уже первый его сборник "Малороссийские песни" (1827) поражал жанровым разнообразием собранных произведении здесь были думы, песни - обрядовые, исторические, казацкие, женские. Учении считал сбор и печать фольклорных произведений делом, необходимым для развития национального искусства. Такой подход М. Максимовича к изучению устной поэзии оказался и при издании им сборника "Украинские народные песни" (1834), где песни были размещены таким образом, чтобы показать путь исторического бытия народа. В предисловии к "Сборника украинских песен" (1849) фольклорист акцентировал на исключительном значении песни в общественной и личной жизни людей

В течение 1833-1836 гг. вышло шесть выпусков сборника "Запорожская старина", упорядоченных Измаилом Срезневским (1812-1880) Здесь были напечатаны исторические песни и думы, правда, с некоторым редактированием, дополнениями и изменениями, внесенными фольклористом. Все же публикация устного творчества, связанной с казацким прошлым, способствовала более глубокому пониманию старины, выработке норм литературного языка.

В сборнике "Малороссийские и червонорусские народные думы и песни" (1836), упорядоченном Платоном Лукашевичем (1806-1887), были помещены образцы и восточно-и западно-украинского фольклора, что было еще одним красноречивым свидетельство единства духовной жизни нашего народа.

Польский фольклорист Вацлав Залесский (1799-1849), выступавший под псевдонимом Вацлав из Олеска, издал во Львове сборник "Песни польские и русские люда галицкого" (1833), в котором польской транскрипцией было напечатано около 600 украинских песен, записанных в разных местностях Галиции. Другой польский ученый, Жегота Паули (1814-1895), издал двухтомный сборник "Песни русского народа в Галичине" (1839, 1840), куда было включено и много песен из сборника М. Максимовича " Малороссийские песни", что наглядно показывало общую основу народных произведений, записанных по обе стороны границы.

Западно-украинский этнограф и языковед Иосиф Лозинский (1807-1889) упорядочил польской транскрипцией сборник "Русское свадьба" (1835). В нем было собрано галицкие свадебные песни. В предисловии к книге исследователи прокомментировали фольклорные произведения, связанные со свадебным обрядом.

В альманахе "Русалка Днестровая" (1837), изданном деятелями "Русской тройке", был выделен раздел "Песни народные", который объединил колядки, горелки, ладкання, думы и мысли, баллады - произведения не только разных жанров, что свидетельствовало о разнообразии устной поэзии Галичины, но и богатые своей образностью и идейным пафосом.

О непереходный значение украинской народной поэзии точно сказал М. Гоголь: "Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, история, раскрывающая всю жизнь народа..."

Новаторское продолжение бурлескно-травестійної традиции

Характерной особенностью второго этапа становления новой украинской литературы, что отличает его от аналогичных процессов в других европейских литературах, является интенсивное развитие бурлескно-тревестійної течения, ее доминирующая роль в течение длительного времени в литературном процессе.

Как известно, теория классицизма рядом с такими "высокими" жанрами, как ода, эпопея, трагедия, признавала право на существование и функционирование "низких" жанров, в частности комедии и стихотворной сатиры. Именно юмористически-сатирические жанры классицистической поэзии объединяла в единое целое стилевая доминанта бурлеска. Бурлескно-травестийная поэзия характеризуется усиленным вниманием к такого предмета изображения, как человеческие недостатки, которые, в свою очередь, обусловлены социальными пороками и абсурдными неуместностью. Моделируя эти стороны взаимоотношений человека и среды, такая поэзия подвергала их юмористическом осмеянию. Для произведений этой художественно-стилевой течения свойственны сочетание эпических (наличие сюжетной канвы, широкие бытовые описания, нагромождение деталей), лирических (субъективность и страстность в оценках и характеристиках изображаемого) и драматических (острая конфликтность развертывания действий, наличие диа - и полілогічних форм в изображении определенных явлений) способов моделирования действительности средствами слова.

Вершинным достижением украинской художественной традиции предыдущей эпохи является "Ене'їда" И. Котляревского. В то же время поэма - выдающееся явление литературы просветительского реализма, ведь здесь картины реальной жизни и быта украинцев оттеснили на задний план бурлескне снижение оригинала.

Неслыханный успех поэмы И. Котляревского вызвал целую волну ее подражаний. Конечно, П. Белецкий-Носенко ("Горпинида, Вхопленая Прозерпина"), К. Думитрашко ("Жабомишодраківка"), П. Кореницький ("Вечерницы"), С. Александров ("Оборотень") также пытались изображать украинскую действительность, однако, к сожалению, их произведения, совершитель в этом же жанре, не поднялись к идейно-художественного уровня "Энеиды". И "сміховина на москальский лад" (Т. Шевченко), которая была свойственны "Энеиде", в их поэмах взяла верх над реалистическими тенденциями.

Настоящими продолжателями традиций "Энеиды" обнаружили се» П. Белецкий-Носенко, П. Гулак-Артемовский, Е. Гребенка, JI. Бровиковський, прозаик и драматург Г. Квитка-Основьяненко, а такс Г. Андрієвич, П. Котельщиков, К. Тополь, С. Писаревский, которые сумели подчинить бурлескные приемы и образы реалистичным в просветительском духе, реалистично-сентиментальным и даже романтические тенденциям. Именно на этих путях происходили новые художественные поиски.

Синкретизм художественно-стилевых течений

Опоздав в своем становлении, новое украинское писательство вынуждено было интенсивно пройти те этапы, которыми раньше и в течение длительного времени прошли другие европейские литературы. Не случайно, еще в украинской литературе первых десятилетий XIX в. происходит сочетании различных стилевых течений - от бурлескно-травестійних, классицистических, просвітительсько-реалистичных до сентиментально-реалистических, преромантичних и романтики, даже реалистично-критических.

Синкретизм художественно-стилевых течений обуславливался также мощные влиянием просветительского идейного движения, который отражал борьбу передовых общественных сил Европы против анахроничных институтов феодальной системы, против всех ее антигуманных порождений, правопорядка установок. Деятели этого движения под просветительством усматривали "не только распространение образованности, знаний, но и образование в понимании гражданско - и морально-этического воспитания, утверждение нового мировоззрения, "истинных" идей о мир, общество, человека - в противовес "ложным идеям", передсудам и предрассудкам старого мира".

Именно художественный реализации таких идейных установок отвечал пафос названных течений и стилей, ведь он давал возможность писателям не только высмеивать, осуждать, обличать пороки крепостнического общества, антигуманность абсолютистской государственной системы, а ii распространять идеи естественного равенства людей, преподносить новые общественные и эстетические идеалы. В этой связи литераторы могли опираться на морально-этический и эстетический опыт народа, обобщенный в устной поэзии.

Уже в "Энеиде" И. Котляревского имеющееся органическое сочетание фольклорно-мифологического образного мышления с литературными реалистично-просветительскими тенденциями, причем такие подходы к переработке античной эпопеи основывались на широкой бурлескно-травестійній основе. По наблюдению современного исследователя, отчетливые следы мифологических представлений, что "прослеживаются в эпопее Вергилия, обнаруживают типологическое сходство с древнейших форм познания мира, что, как и у каждого народа сложились и в древнеславянских племен в древности и дошли в фольклоре и мифологических представлениях до новых времен. Определенная часть их так или иначе отразилась и в "Энеиде" Котляревского, которая тесно связана с народным мировосприятием" .

И в поэме И. Котляревского, и в произведениях этого жанра его подражателей юмористическое трактовке отдельных сторон действительности причудливо переплелось с ее торгово-этнографическим изображением, что давало основания П. Житецькому ("Энеида" Котляревского и древнейший список ее в связи с обзором малорусской литературы XVIII века", 1900) и А. Шамраєві ("Проблема реализма в "Энеиде" И. Котляревского", 1952) относить первую украинскую поэму до этнографического реализма.

Просветительский аспект реалистического изображения жизни в баснях П. Белецкого-Носенко, П. Гулака-Артемовского, П. Писаревского также характеризуется использованием бурлескных приемов, юмористической образности. Такое сочетание разнообразных приемов определяло жанровое своеобразие целой группы рассказов и повестей Г. Квитки - Основьяненко, которые мы сегодня называем бурлескно-реалистичными ("Салдацький патрет", "Мертвецкая Пасха", "Конотопская ведьма").

Стремление Г. Квитки-Основьяненко утвердить положительные образы людей из народа, раскрыть их богатый внутренний мир, показать несчастной судьбе девушек-крестьянок и одновременно продемонстрировать широкие возможности украинского языка привело к созданию сентиментально - реалистических повестей ("Маруся", "Козырь-девка", "Сердешна Оксана", "Божьи дети"). Испытал первый украинский прозаик и воздействий романтической эстетики, о чем свидетельствует его повесть "Анюта", рассказ "Перекати-поле", очерк "Предания о Гаркуше". Обращение Г. Цветки-просветителя к новым приемам изображений доказывает, что романтизм как художественный метод привлекал его своими возможностями раскрывать необычное в поведении человека.

Сочетание реалистических, сентиментальных и преромантичних подходов к моделированию действительности присуще и произведениям украинской драматургии - "Наталке Полтавке" И. Котляревского, "Любке" П. Котлярова, "Купала на Ивана" С. Писаревского, "Чарам" К. Тополя, "Черноморском избитую" Я. Кухаренко. Однако не всегда бурлескные элементы вплетались в произведения органично.

О живучести художественных традиций свидетельствует также то, что, скажем, в творчестве первого украинского романтика Л. Боровиковского имеется значительное количество баек и "прибаюток", написанных в просвітительсько-реалистическом духе. Разностилевого характер имеет и наследие Г. Квитки Основьяненко, где находим пьесы на русском языке, написанные в соответствии с требованиями классицистической поэтики ("Приезжий из столицы", "Дворянские выборы", "Шельменко - волостной писарь", "Шельменко-денщик"). украинскую реалистично-просветительнице прозу с выразительными бурлескними, сентиментальными, даже преромантичними тенденциями, русскоязычные романы "Пан Халявский" и "Происхождение Столбикова", в которых уже можно заметить те черты, которые характеризовали явления нового литературного направления, который составлялся в середине XIX ст.

Широкий в художественно-стилевом аспекте диапазон украинской лирики - от бурлескно пародійованих од Горация, осуществленных П. Гулаком Артемовским, и юмористических ед И. Котляревского "Песня князю Куракину" и К. Пузыны "Малороссийский крестьянин", фейлетонних куплетов В. Масловича, шутливого стихотворения С. Писаревского "Писулька до моего братка Яцка...", просветительских посланий-размышлений П. Гулака - Артемовского "Настоящая доброта", "Суплика к Грише Цветка", "Здоров был с праздником, мой дорогой Алексей!" к интимной песни К. Думитрашка "К карих глаз" ("Карії очі, чорнії брови"), сентиментального перепева Л. Боровиковского "Подражание Горацию", элегий В. Забилы "Не щебечи, соловей", "Гудит ветер воет в поле", романтических медитаций М. Петренко из цикла "Небо" и "мыслей" А. Метлинського, задушевных образцов пейзажной и психологически-личностной лирики, созданных М. Шашкевичем, Я. Головацким, О. Афанасьевым-Чужбинским.

В течение нескольких десятилетий новая украинская литературы создала разнообразную жанровую систему, уверенно вышла на пути развития европейского искусства слова. Знаменательно, что в это время началось литературно-культурное возрождение и в Галичине. Художественное творчество М. Шашкевича, Я. Головацкого, И. Вагилевича органично влилась в общий поток украинской литературной жизни. Заявили о себе новые эстетические тенденции также и в писательстве Закарпатской Украины: в частности, уже в 30-х годах Василий Довгович написал ряд стихотворений на "руськом" языке, которые еще до их напечатания распространились как народные песни.

Процесс становления новой украинской литературы происходило в тесной взаимосвязи с развитием других литератур Центральной Европы. Украинские писатели разрабатывали античные темы и мотивы, перепевали, переводили произведения русской, польской, чешской, сербской, немецкой литератур, осваивали художественный опыт, накопленный иноязычными авторами, творчески развивали новейшие западноевропейские эстетические веяния. Так было подготовлено прочные основы для дальнейшего художественного прогресса украинского национального писательства. Украинская литература выходила на пути развития европейской культуры).

2. Зачитывание тезисов и обсуждение прослушанной лекции.

II. Подведение итогов.

III. Домашнее задание.

Подготовьте краткую информацию о общественно-исторический контекст становления новой украинской литературы, повторите фамилии выдающихся писателей этого времени.