Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

III. Литература конца XVIII - начала XX вв.

 

Тема 9. Тарас Шевченко (1814 - 1861)

 

Т.Г. Шевченко - центральная фигура украинского литературного процесса XIX в. Его творчество имело решающее значение в становлении и развитии новой украинской литературы, утвердив в ней общечеловеческие демократические ценности и поднеся ее до уровня передовых литератур мира. В своей поэзии Шевченко обратился к тем, проблем и идей (социальных, политических, философских, исторических, художественных), которые до него еще не затрагивались в украинской литературе или нарушались слишком робко и социально ограничено.

Гений Великого Кобзаря чрезвычайно широкий и многогранный. Поэт, драматург, прозаик, мыслитель, историк, этнограф, географ, фольклорист и художник.

Тарас Шевченко известен во всем мире как Великий Кобзарь, певец жизни народной. Он является основоположником критического реализма в украинской литературе. Он поднял дух крепостной Украины, не остановился перед дерзкой политикой национального угнетения. Был членом Кирилло-Мефодиевского общества.

Творческое наследие Великого Кобзаря

Сборник стихов «Кобзарь»; 9 повестей (с 20-ти задуманных); пьеса «Назар Стодоля»; несколько отрывков других драматических произведений; дневник; письма.

Поэтический сборник «Кобзарь» названа в народе Книгой Правды; это «эпоха в истории духовного развития целого народа украинского», ибо она «сразу открыла словно новый мир поэзии» (И. Франко).

Первое издание «Кобзаря», что содержало 8 произведений (открывался стихотворением «Думы мои, думы мои...»), приходится на 1840 г.

Этапы творчества Тараса Шевченко:

I - ранний (1838 - 1843 гг.);

II - 1843 - 1847 гг.;

III - невольничья поэзия (1847 - 1857 гг.);

- 1847 - 1850 гг. (Оренбург, Кос-Арал);

- 1850 - 1857 гг. (Новопетровский крепость);

IV - творчество после ссылки (1857 - 1861 гг.).

И. Раннее творчество

Шевченко выступает преимущественно как романтик и реалист одновременно.

Характерные черты:

- интерес к необычному, яркого, таинственного, фантастического;

- возвышенный стиль речи;

- растроганность (сентиментальность);

- увлечение историческим прошлым.

Основные мотивы раннего творчества:

- сиротство и социальное неравенство («Тяжело-тяжело в мире жить»);

- трагическая судьба женщины-покрытки и распущенность господ («Катерина», «Марьяна-монашка»);

- героическое прошлое Украины («Иван Подкова», «К Основьяненко», «Тарасова ночь», «Гайдамаки», «Гамалия»);

тема роли поэта в общественной жизни («Думы мои, думы мои...»);

«Катерина» (1838)

Жанр: лиро-эпическая социально-бытовая поэма из народной жизни.

Тема: рассказ о трагической судьбе матери-покрытки и детей-сирот в обществе и експлуататорському изображение распущенности русского офицерства.

Сюжет и композиция

Лирическое вступление

Поэма начинается обращением-предупреждением к девушкам не любить москалей-барчуков, потому что их «любовь» изменчивая, ветреная, а покинутые «москалями» девушки часто погибают морально или накладывают на себя руки.

Сюжетная основа произведения - рассказ о несчастной любви деревенской девушки Кати, которая на свою беду полюбила господина офицера.

Завязка сюжета

Знакомство Екатерины с офицером Иваном, его отъезд и рождения у Кати внебрачного сына, что вызвало осуждение всего села.

Первый раздел заканчивается сообщением о том, что «возвратились москалики», но «другими путями» (не к Екатерины, которая все ждет отца ребенка). Родители, прислушиваясь к общественной мысли, не могут ждать.

Второй раздел начинается драматической сценой. В глубокой печали сидят за столом родители Екатерины. Мать упрекает дочери тем, что она, не почтив ни своей, ни родительской чести, родила незаконнорожденное дитя, что является большим позором. Родителям лучше не иметь на старости поддержки от дочери, чем на каждом шагу слышать насмешки со стороны односельчан. Поэтому мать прогоняет Екатерину, приказав не признаваться никому, что в нее есть иметь:

Проклятый время-годинонька,

Что ты родилась!

Если бы знала, до восхода солнца

Была бы утопила...

Екатерина падает на колени, прося прощения. Но родители непреклонны в своем решении. «Молись Богу и иди себе - мне легче будет», - звучат слова отца.

Третий раздел начинается спокойным пейзажем, что подчеркивает контрастность между природой и общественным жизнью. Екатерина с ребенком блуждает «в лесу», «на поле», «в дубраве из-под бревна волка выглядит», направляясь на восток. Встречает чумаков, рассказывает о своей несчастной судьбе.

Наступила зима, а Екатерина почти босса идет в Московщину. Покрытка " встречает « москаликів», и на вежливый вопрос об Иване услышала от них в ответ грубый, оскорбительный шутку.

Четвертый раздел

Кульминация - встреча Екатерины с Иваном.. Надеясь на обещанные чувства, девушка обращается к офицеру нежными словами, но тот делает вид, что не знает ее, дает грубый приказ убрать ее с дороги.

Развязка

В отчаянии Екатерина оставляет ребенка среди пути, а сама топится в пруду.

Пятый раздел (выполняет роль эпилога): сын Екатерины (уже подросток) - поводырь у слепого кобзаря. Волнующей есть его встреча с отцом, теперь большим господином, что отрекся от своего ребенка.

«К Основьяненко» (1839)

Один из ранних произведений Т. Шевченко, в котором раскрывается тема героического прошлого Украины.

«То чудо, что было, прошло» - так поэт характеризует украинскую старину.

В поэзии оказывается сумм по поводу уничтожение казачества. Имеют место персонифицированные вопрос: «где преславні казаки?» (камыши спрашивают у Днепра, могилы - в ветра, опилки - в степи, чайки - у синего моря).

Поэзия проникнута духом запорожской прошлого, но спроектирована на современность: автор обращается к национальной сознании современных ему украинцев. Нация, которая имеет такие песенные сокровища, не может погибнуть:

Наша дума, наша песня,

Не умрет, не погибнет...

Вот де, люде, наша слава,

Слава Украины!

«Гайдамаки» (1839 - 1841)

Это самая большая по объему поэма Т. Шевченко.

Название произведения: гайдамаками называли участников Колиивщины - народного антишляхетського восстания 1768 года на Правобережной Украине, что было вершиной национально-освободительной борьбы украинского народа.

Жанр: лиро-эпическая поэма героического характера.

Тема: показ рыцарской доблести украинцев во время национально-освободительного движения против произвола шляхты и корчмарей, изображение силы и трудолюбия украинского народа, его свободолюбия и нравственной красоты.

Идея: возвеличивание национально-освободительного движения Украины и рыцарей Колиивщины, осуждение шляхетского произвола.

Композиция: два вступления, одиннадцать глав, эпилог, послесловие (хоть и называется она «Предисловие»), юмористическое послание к подписчиков.

Особенность композиции - наличие значительного количества вставных песен и лирических отступлений, в которых поэт выступает как бы соучастником событий.

Сюжет

Две сюжетные линии:

- развертывания крестьянского восстания,

- личная жизнь Яремы Галайды и связанных с ним персонажей.

Линии переплетаются, потому что Ярема - участник Колиивщины.

Образы

Основные: Ярема Галайда - не историческая фигура, но, за народными преданиями и песнями, существовал на самом деле; «сирота богатый».

Оксана - любимая девушка Яремы.

Максим Железняк, Иван Гонта - исторические фигуры, которые возглавили гайдамацкое движение.

Второстепенные образы: гайдамаки, конфедераты, тытарь (отца Оксаны), Лейба (корчмарь), кобзарь Волох, ксендз, подросток-гайдамак, Гонтині дети.

Краткое пересказ произведения

Посвящение

Поэма начинается лирически-философским отступлением - посвящением.

Автор размышляет над течением жизни, над вечными изменениями в природе и человеческом обществе: «Все идет, все проходит и края нет...» Вечны только вольнолюбивые стремления народа. А выразителями этих стремлений стали гайдамаки. Поэт знает, что его мысли будут встречены враждебно реакционными писателями, которые считают:

Когда хочешь денег,

И еще и славы, того чуда,

Пой о Матрьошу,

О Парашу, радость нашу,

Султан, паркет, шпоры, -

Вот где слава!!!

У поэта - другая слава, другие ценности. Он вспоминает о времена казацкой воли, о славном прошлом Украины. Кругом него стали его « дети», рожденные поэтическим воображением образы произведения - гайдамаки. Он советует им лететь с чужбины в Украину, не чуждаться языка, которой мать песен .співала, не чураться своей истории. Поэт просит благословения для них в своего «истинного отца» (Василия Ивановича Григоровича, которому посвящено стихотворение).

Интродукция

Это исторический вступление к поэме, в котором рассказывается о политическом состоянии Польской государства, где зародился гайдамацкое движение. Борьба польских магнатов за власть в конце концов привела к потери Польшей своей государственности. А конфедераты, которые имели эту государственность защищать, грабили Украину, издевались над народа. их действия вызвали возмущение против шляхты - гайдамаки готовились к восстанию, «ножи освятили».

Галайда

Ярема Галайда - наемник, попихач трактирщика Лейбы. Он сирота, но сирота богатый», потому что у него есть любимая Оксана. Ночью, когда трактирщик считал деньги, а его жена и дочь спали, Ерема взял сумку и пошел в Ольшану.

Конфедераты

Этой же ночью к Лейбы пришли конфедераты, выломали дверь, избили хозяина, допытываясь, где его дочь. Корчмарь крестился и божился, что она умерла. Конфедераты всячески унижали Лейбу, а он повиновался и угождал им, подливая водки. А когда шляхта начала требовать у него деньги и бить, он сказал, что у него нет «ни гроша», а много червонцев хранится в костеле в ольшанского тытаря. Еще в тытаря есть хорошая дочь Оксана, «как барышня». Конфедераты покинули корчмаря и поехали в Ольшану.

Тытарь

В Ольшане под рощей Ярема, распевая, выглядел свою Оксану. Парень даже заплакал, ожидая, боялся, что любимая не придет. А когда увидел ее, обрадовался и забыл про все. Титарівна задержалась, потому что у нее заболел отец.

Ярема рассказал девушке, что идет в Чигирин достать свяченого ножа, потому вздумал пристать к гайдамакам, получить славу, богатство и все это сложить к ногам Оксаны:

Надену тебя обую.

Посажу, как паву, -

На дзиґлику, как любовников,

И и смотреть буду...

Влюбленные мечтали, как будут жить, когда не станет ляхов в Украине. Прощаясь, Ярема и Оксана дали клятву друг в одном верным любви и разошлись.

Тихонечко, гарнесенько,

Чтобы никто не видел

Нет девичьи мелкие слезы,

Нет искренние казачьи.

А тем временем в тытаря зажглось в всех окнах. То конфедераты, - те, кто якобы собрался волю защищать, - пытали Оксаниного отца, требуя у него деньги. Тытарь молчал.

«Задорная бестия! постой!»

Насыпали в халяве жару...

«В темя гвоздь закатай!»

Не вытерпел святой кары,

Упал бедняга.

Замордувавши тытаря, ляхи решили зажечь церковь. Но тут в дом вбежала Оксана и, увидев убитого отца, потеряла сознание. Ее, бесчувственную, ляхи забрали с собой.

 

Праздник в Чигирине

Автор вспоминает бывших гетманов, за правление которых Чигирин был городом казацкой вольницы. Когда-то здесь собиралось многочисленное казачье войско. Прошло время, и в Чигирине, «как в гробу».

Вот поэт вновь возвращается к событий Колиивщины. Над рекой Тясмин, в темном лесу, собрались простые казаки и старшина, чтобы наказать врагов:

По кровь и пожары

Адом гайдамаки

ляхам отдадут.

Под дубравой стояли повозки с ножами, и повстанцы верили, что то оружие подарила Екатерина II, которая будто бы поддерживала гайдамаков. Казацкая старшина, съехалась с разных уголков Украины, лелеяла надежды на освобождение из-под польского гнета, надеялась, что вернется власть гетмана.

Люди ждали колоколов, что имели известить о начале церковной службы, слушали, как пел слепой кобзарь. Наконец ударили колокола. В службе участвовала такая сила духовенства, как на Пасху. Между телегами ходили попы с кропилами и святили оружие. А благочинный призвал общину:

Молитесь, дети! страшный суд

Ляхи в Украину несут -

И заридають черные горы.

Он напомнил людям о страшных бедствий, что пережила Украина, о том, что все «праведные» украинские гетманы были сожжены шляхтой или заживо, или после смерти (трупы Богдана и Тимоша Хмельницких было подвергнуто огня в Чигирине, чтобы уничтожить даже память о них). Диакон провозгласил:

Пусть враг погибает! Берите ножи! освятили...

И народ кинулся разбирать ножи, впоследствии «засверкали по всей Украине».

Третьи петухи

Ляхи роскошествовали, не зная, что господствовать им суждено лишь один день, пока не началось восстание.

Колиивщина, это «пекельнеє праздник», охватила всю Украину, но прошло время и о ней забыли. Внуки славных участников восстание «господам рожь сеют».

Среди ночи берегом Днепра шел казак, шел и сокрушался, потому что его сердце слышало что-то неладное. Он шел не в Ольшану к любимой, а в Черкассы до ляхов, которых будет бить, когда услышит сигнал к восстание (этот сигнал - третьи петухи).

Ярема задумался над судьбой Украины, надеясь, что народ получит себе независимость и, как символ этой независимости, в степях Украины вновь «блеснет булава».

Погрузившись в свои мысли, он и не заметил, что началась буря:

Там Оксана, там весело

И в серой свитке;

А здесь... а здесь... что еще будет?

Может, еще загиба.

Красный пир

«Зазвонили во все колокола по всей Украине», и гайдамаки начали бить ляхов. С боевым криком «Погибает шляхта, гибнет!» «по чердакам, по амбарам, по погребам, всюду; всех уложили, все забрали».

В Черкассы, где действовал Зализняк, пришел и Ярема. Там он узнал о том, что конфедераты убили тытаря и украли Оксану. Ярема попросился в реестр до Зализняка. Поскольку парень был сиротой и не имел фамилии, то его записали как Галайду (бездомный бродяга). Дали Яреме коня и, оставив за собой пылающие Черкассы, поехали дальше, а Ярема всю дорогу молчал тяжело тосковал по Оксаной.

Гупалівщина

Восстание охватило всю Украину:

...осталися дети и собаки - Женщины даже с рогачами Пошли в гайдамаки.

Поэт в лирическом отступлении говорит о том, что в кровавой различные виноваты «ксендзы, иезуиты», которые посеяли вражду между братскими славянскими народами.

Когда отряд Железняка приехал в Ольшану, Ярема узнал о том, что ляхов там уже убили, а теперь похоронили. Тогда повстанцы познакомились с парнем-подростком, который вместе со своим отцом пошел в гайдамаки. У парня расспросили дорогу в Будище, где в. яру было озеро, а под горой стоял лес. В том лесу ляхи укрылись на деревьях, и их посбивали с деревьев, как груши. Там же повстанцы нашли сокровища конфедератов и потом пошли наказывать врагов в Лысянку.

Пир в Лысянке

Гонта и Зализняк руководили восстанием в Лысянке. Повстанцы не жалели никого: ни женщин, ни детей. Особенно свирепствовал Ярема. Теперь у него было и золото, и слава, но ничто в мире не могло утолить его тоску по Оксаной. Гайдамаки устроили пир в Лысянке, пили и гуляли, а кругом их пылал пожар, чернели на стропилах обгоревшие трупы повешенных. Здесь Ярема увидел переодетого в казацкую кирею Лэйбла, который рассказал ему, что в доме, за стенами которого укрылись ляхи, находится Оксана. Гонта и Зализняк приказали казакам курить по дому из пушек, и Ярема успел с Лейбой прокрасться туда, в самый погреб, и выхватить едва живую Оксану. Прямо оттуда он повез ее в Лебедина.

Лебедин

В Лебедине Оксана очнулась в монастыри и рассказала бабушки-монахини о том, как попала в плен к ляхов, как хотела наложить на себя руки. От этого поступка ее спасли лишь мысль о Ярему и любви к нему.

Монахиня, в свою очередь, рассказала, что именно Ярема Галайда привез девушку в Лебедина и обещал за ней приехать. Он и действительно вернулся, обвенчался с Оксаной, того же дня покинул ее, чтобы вместе с Железняком бить ляхов.

Гонта в Умани

Прошло лето, наступила зима, а восстание продолжалось, продолжалось вплоть до весны:

He остановила весна крови,

Нет злобы человеческой.

Тяжело глянуть, а згадаєм -

Так было и в Трое.

Так и будет.

Ярема прославился на всю Украину как заядлый гайдамака:

Максим режет, а Ярема

Не режет - рвет:

С ножом в руках на пожарах

И днюет и ночует.

• Гайдамаки облаком окружили Умань и затопили ее панской кровью. Вот гайдамаки привели к Гонты ксендза-учителя и двух его учеников, мальчиков-католиков, сыновей Гонты. Гонта, верный присяге, приказал убить ксендза, а детей публично заставил признаться, что они католики. Родительское горе не знало границ:

Сыновья мои, сыны мои!

Почему вы не большие?

Почему вы ляха не режете?

А сегодня, дети мои,

Горе мне с вами!

Поцелуйте меня, дети,

Потому не я убиваю,

А присяга.

Гонта своими руками зарезал обоих сыновей, запретив их прятать, как и всех остальных католиков. Затем он приказал разрушить базиліанську школу, где учились его дети. Гайдамаки разбивали об камни священников-учителей, а школьников живых топили в колодце.

Гонта, не помня себя от горя, языков сумасшедший бегал по Умани и кричал, призывая безжалостно уничтожать ляхов.

Прямо на пожарище гайдамаки сели ужинать. Не было среди них только Гонты. Таясь от всех, он искал кого-то среди кучи мертвых. Нашел трупы своих детей, понес их в поле похоронить:

Положил обоих, из кармана Китайку вынимает;

Поцеловал мертвых в глаза.

Крестит, накрывает

Красной китайкой

Председателя казачьи.

Раскрыл, еще раз посмотрел...

Тяжело-тяжело плачет:

«Сыновья мои, сыны мои!

На ту Украину

Смотрите: вы за нее

И я за нее погибаю».

Похоронив сыновей, Гонта ушел, оглядываясь на степь. Он желал теперь для себя только скорой смерти.

Эпилог

Автор сожалеет по временам, когда Железняк и Гонта гуляли по Украине, наказывая врагов. Вспоминает своего отца соседей, которые любили слушать рассказы деда о Колиивщине.

Почти год продолжалось восстание и успокоилось. Гонта ляхи подвергли бесчеловечному пыткам и казнили. Не осталась по нем ни креста, ни могилы. Зализняк, узнав о страшной гибели товарища, умер с горя. Гайдамаки похоронили Зализняка в степи, насыпали высокую могилу. Долго стоял над той могилой Ярема, а потом заплакал и пошел прочь.

Гайдамаки после подавления восстания разошлись кто куда. Тем временем разрушили Запорожскую Сечь. А Украина «навеки уснула». Только время бывшие повстанцы, старые, идя над Днепром, поют гайдамацких песен.

 

II. Период 1843 - 1847 гг.

 

Это золотая пора творческой зрелости Тараса Шевченко.

Первый период этих лет - период «трех лет» (как и название цикла от названия последнего стиха, уміщеного в рукописному сборнику).

«Тризна» - первое произведение этого этапа творчества.

«Разрытая могила», «Чигрине, Чигрине», поэма «Сова», «Невольник», «Большой погреб», «Наймичка», «Сон», «Кавказ», «Еретик», «И мертвым, и живым...», «Завещание».

Ведущий метод - критический реализм.

«Завещание»(1845)

История написания

Гостя на Переяславщине в декабре 1845 p., Шевченко серьезно заболел. У него возникла невеселая мысль сказать людям последнее слово.

Композиция, идейное содержание

По форме «Завещание» - монолог. Состоит из шести строф, которые объединены попарно и образуют как бы три ступеньки, каждая из которых имеет свою ведущую мысль.

Первые поражают простотой, обыденностью. Прослеживается логическая цепочка: слово «похороните» - образ гроба - высокая могила - вся Украина, согретая любовью Шевченко. Читатель поднимается на такую высь, что видно всю Украину, чувствует себя хозяином этой красоты и величия и осознает гражданскую ответственность за ее судьбу.

В двух следующих парах строф автор несется мыслью к родному народу, заботится о его будущем. Шевченко верит, что трудящиеся победят, сбросят с себя оковы, поэтому и обращается к ним с призывом:

...вставайте, Цепи разорвите

И вражьей злой кровью Волю окропите.

Эти строки - кульминация мыслей и взрыв страсти поэта, его самое заветное желание. В них - надежды, что после смерти поэта осуществится его страстная мечта о воле народа.

О «Завещание» или по его мотивам написаны сотни произведений: М. Рыльский «Слово о родной матери», Г. Тихонов «Слово на Тарасовой горе в Каневе», Г. Танк «Завещание» и др.

На слова и мотив «Завета» написано более 50 музыкальных произведений: хоры М. Лысенко, Г. Гладкого, М. Вербицкого, О. Кошица, К. Стеценко, Я. Степного, Л. Ревуцкого; кантаты С. Людкевича, Бы. Лятошинского, симфонические поэмы и т.д.

«Сон» («У всякого своя доля...»), (1844)

Жанр

Поэма «Сон» - первый в украинской литературе произведение политической сатиры.

Сатирический произведение - произведение обличительного содержания, в котором резко высмеяны реакционные, уродливые явления в общественной жизни или черты характера людей.

Разоблачая отрицательное, антинародное, сатира утверждает положительное, демократическое, высоконравственное.

Название - от образной аллегорической формы изложения содержания сна. Крепостничество - как кошмарный сон, от которого деревенеет даже человек, что спит. Поэт призывал проснуться, избавиться от ужасов и жить полноценной жизнью.

В небольшом произведении автор стремился охватить всю Российскую империю, и сон оправдывает прерывистость повествования, скорую смену событий, сказочные передвижения, фантастические картины (сцена «генерального мордобитія»), аллегорические образы (белая птичка - душа замученных казаков), освобождает от долгих переходов.

Сюжет и композиция

Во вступительной части Шевченко саркастически клеймит главные недостатки крепостнического общества, готовит читателя к основной рассказы. Дает общую характеристику российского самодержавия. «Тот строит, тот разрушает» - слова, имеющие подтекст (одни используют труд других, и в этом несовершенство общества).

Поэт осуждает захватническую политику императора Николая i И его предшественников; характеризует господ как пиявок трудового народа.

Основная рассказ - поэта рассказ о видении, которые якобы ему приснились. В полете за совой лирический герой поэмы в печали прощается с Украиной, «бесталанный вдовой», и обещает ей вернуться.

Первая картина - описание летнего утра. Волшебные пейзажи контрастируют с картинами жизни общества - бедности закрепощенного народа Украины, издевательства господ («со шкурой снимают», «распинают», «пытают»...).

В лирических отступлениях поэт от имени народу ставит актуальный для своего времени вопросы: «долго Ли еще на семь мире палачам господствовать?» (подтекст - призыв к вооруженному восстанию).

Вторая картина - зимний пейзаж, созвучен с судьбой каторжников. Поэт пролетает над пустыней вечного холода, слышит, «как загудели кандалы под землей» (изображено Сибирь - могилу каторжников). Автор называет виновником этого бедствия «неситого» царя.

Шевченко создает образ борца, в котором обобщает черты многих поколений свободолюбивых, самоотверженных, героических, достойных патриотов.

Третья часть поэмы начинается городским пейзажем, на фоне которого муштруют солдат.

Герой поэмы попадает на фейерверк, на котором встречает земляка, ставшего рабом - оборотнем.

Попав в царский дворец, герой смело восклицает: «Так вот где рай!» Но этот рай не для трудящихся, а для своевольных панов.

Тематика: изображения невероятных страданий трудящихся и «райской жизни» господ, показ беспредела и морального вырождение господствующих классов, продажности чиновничества.

Идея: обличение безнравственности паразитизма и верноподданичества, призыв к человеческому достоинству, пробуждение национального сознания трудящихся.

И. Франко назвал поэму «смелым манифестом слова против темного царства».

«Кавказ» (1845)

Жанр: сатирическая поэма с элементами лирики и героики.

Источники: захватническая война царской России против народов Кавказа (1840 - 1845). Гибель в этой войне вторая Шевченко Якова де Бальмена дала толчок к написанию поэмы, в которой поднимается вопрос о праве на счастье всех угнетенных народов.

Идейно-художественное содержание

Вступление - мрачный пейзаж гор, окутанных облаками, засеянных горем и политых кровью. Автор готовит читателя к рассказы о трагических событиях войны.

Символический образ Прометея воплощает несокрушимость, бессмертность, титанизм народа, а образ неситого орла - царизм. «Не умирает душа наша, не умирает воля» - звучат оптимистичные поэту слова (эпитет «наша» касается не только украинского, но и всех порабощенных народов).

В поэме автор прославляет кавказские синие горы и мужественных горцев. Звучат выразительные революционные мотивы: «Борітеся - поборете!», «ибо за вас правда» (обращается к всех народов, порабощенных царизмом). Афоризмами стали слова из поэмы: «Не умирает душа наша, не умирает воля», «Палачи издеваются над нами, а правда наша пьяная спит», «К нам в науку!» и др.

Тема: разоблачение захватнической политики российского самодержавия, реакционной роли церкви и дворянской морали.

Идея: сочувствие порабощенным, одобрение патриотической, мужественной борьбы горцев, утверждение бессмертия народа; призыв к объединению усилий народов для борьбы против общего врага - русского царизма.

Краткое пересказ произведения

Кавказские горы «засеяны горем, кровію политые» - долгое время там идет война. Испокон веков там орел (символ российского самодержавия) карает Прометея (символ непокоренного народа), и не в состоянии окончательно одолеть непокорного титана:

Не умирает душа наша,

Не умирает воля.

И несытый не распахивать

На дни моря поле.

Не скует души живой

И слова живого.

Не понесет славы Бога,

Большого Бога.

Лирический герой поэмы обращается к Бога, спрашивая, когда, наконец, «проснется правда», когда палачи народа перестанут издеваться над людьми:

Мы вируем твоей силе

И духу живому.

Встанет правда! встанет воля!

И тебе одному

Помолятся все языки

Вовеки и веки.

А пока текут реки.

Кровавії реки!

Кавказские горы политые кровью, потому что там живет свободолюбивый народ, который оказывает отчаянное сопротивление завоевателям. Поэтому тысячами гибнут царские солдаты, льется кровь. А слезы - удов'ї, девичьи, матерей и отцов! их хватило бы на то, чтобы утопит «всех императоров... детьми и внуками».

Лирический герой поэмы славит «рыцарей великих» сыновей Кавказа, которые мужественно отстаивают свое право на мирную труд, на жизнь по собственным законам:

Боритесь - поборете,

Вам Бог помогает!

По вас правда, за вас слава

И воля святая!

Поэт противопоставляет свободном Кавказа, где никто не посягает на чужое, крепостническую Россию. В этой стране, что издавна гордится своими христианскими традициями, могут научить только, как обманывать людей, сдирать с них последнюю шкуру, мордовать по тюрьмам и как продавать или проигрывать в карты своих же единоверцев-христиан.

Лирический герой горько упрекает вам: «Вы любите на брату шкуру, а не душу!».

Алчные и богатые молятся розіп'ятому за человечество Христу, строят ему храмы и часовни, кладут перед его образом «неутомленниє поклоны»:

За кражу, за войну, за кровь,

Чтобы братскую кровь пролить просят

И потом приносят в дар тебе

3 пожара украденный покров!!!

Поэма заканчивается обращением поэта к его погибшего друга Якова де Бальмена, который сложил голову «не за Украину, а за ее палача». А лирический герой остается наедине со своими горькими размышлениями о судьбе Украины.

Гнев и возмущение лирического героя произведения вызывает лицемерие проводников захватнической политики царизма, пытаются прикрыть свои хищнические намерения ложными утверждениями, якобы они несут просвещение темным «диким» народам:

Просветились! да еще и хочем

Вторых просветить,

Солнце правды показать

Слепым, видишь, детям!..

Все покажем! только дайте

Себя в руку взять,

Как и тюрьмы муровати,

Кандалы ковать.

Всем навчім; только дайте

Свои синие горы

Остатнії... потому что уже взяли

И поле, и море.

«И мертвым, и живым, и ненарожденим землякам моїм в Украйні і не в Украйні моє дружнєє посланіє» (1845)

Жанр: послание

Особенности построения: отсутствие эпического, преимущество лирического, пронизанного актуальными гражданскими мотивами.

В эпиграфе к послание (слова с Библии «Если кто говорит: люблю Бога, а брата своего ненавидит, - вот лже») автор намекает на господ-эксплуататоров, которые, издеваясь из народа, говорят, что его любят.

Идейно-художественное содержание

В своем послании Шевченко развил идеи, заложенные в произведениях, написанных в предыдущие годы, указал на историческое корни общественных явлений. Он сопоставляет прошлое, настоящее, будущее.

Лирический герой тяжело переживает трагизм окружающей жизни, критикует господ, указывает им на другой путь (пугает ужасами революции и призывает прекратить издевательство над народом).

«В своем доме своя и правда, и сила, и воля», - пишет Шевченко, считая, что украинский народ имеет все основания для формирование своего самостоятельного государства и культуры.

В произведении имеет место диалог между господином и лирическим героем о самобытности культуры украинского народа и ее роль в освобождении из-под ига самодержавия. Правду надо искать на собственной земле, спиваясь на свой народ, настоящую свободу можно обрести только путем единения.

Шевченко ставит пять коротких вопросов, намекая на то, что историю надо пересмотреть: «Что мы?», «Чьи сыновья?, «Каких родителей?», «Кем закованные?», «За что закованные?»

Идея и значение произведения влияние на формирование национального самосознания украинского народа, осуждение равнодушия к будущего своего народа, утверждение демократического понимания истории Украины и ее культурного процесса.

 

III. Невольничья поэзия (1847 - 1857)

 

- Цикл «В каземате», который состоит из 13 стихов;

-период 1847- 1850гг.: поэмы «Княжна», «Москалева криниця», «Варнак», «Цари», «Марина», «Сотник», «Петрусь», 100 стихов («Думы мои...», «И вырос я на чужбине...», «Заросли пути терниями...» и др.);

- период 1850 - 1857 гг.: стихотворение «Мой Боже, опять беда!»; повести на русском языке («Наймичка», «Музыкант», «Несчастный», «Капитанша», «Близнецы», «Художник», «Прогулка с удовольствием и без морали», «Варнак», «Княгиня»).

Характерные черты творчества этого периода:

• автобиографические и социально-бытовые произведения;

• мотивы сумму, одиночества, отчаяния;

• стремление воли, размышления о смысле, цель жизни человека - главные акценты;

• обращение к историческому прошлому Украины («Иржавец», «Монах» и др.);

• тематические пласты прозы: нищета закріпаченого крестьянства, тяжелой жизни солдат царской армии, трагическая судьба талантливых крепостных, вырождения дворян и офицеров и др.

«Мне все равно» (1847)

Центральная поэзия цикла «В каземате», который является своеобразным прологом к «невольничої» лирики Шевченко.

Основной мотив сочетание гражданского и личного в жизни человека.

Композиция

Условное разделение поэзии на две части:

-1-18 строк;

- II - последние 5.

Произведение построено по принципу противопоставление.

Идейно-художественное содержание

Герой вспоминает свое невільницьке прошлое на чужбине («В неволе вырос меж чужими»), осознает свой невольничий состояние, будущее без надежды на свободу («В неволе, плача, умру»).

Поэту кажется, что он так мало сделал, что и «малого следа не оставит по себе.

Сквозь решетку поэт видит Украину - «не свою» землю.

Основная идея выражена в строках:

И не все равно мне,

Как Украину злобные, люди

Усыпят, лукавые, и в огне

ее, окраденую, разбудят...

«Мне все равно...» - произведение-манифест о прометеївську самопожертвование во имя бессмертия украинской нации, счастье народа. В произведении затронута ключевая проблема для Украины - быть или не быть ей самостоятельным независимым государством.

 

IV. Творчество после ссылки (1857 - 1861)

 

Поэма «Неофиты», незавершенный произведение «Юродивый», автобиографический триптих «Доля», «Муза», «Слава», поэма «Мария», перепевы библейских мотивов и древнерусских литературных памятников («Плач Ярославны»), стихотворение «марко Вовчок», «Я не нездужаю, нормально...», «Свет ясный», « Исаия. Глава 35.»

В произведениях этого периода Т. Шевченко продолжает выражать гнев против тиранов народа. Вдохновения поэту давало рост крестьянского движения в Украине, письма-скар - гы, систематически поступали Тарасу Григорьевичу, в которых люди просто кричали и плакали от социального ига («Паны последнюю кровь висисають, попы, конечно, службу правят, а народ бедный терпит и слезы шепотом вытирает»).