Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Литературное чтение 3 класс

С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ

 

СКАЗКИ УКРАИНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

                                                                

ОКСАНА ИВАНЕНКО

 

Оксана Иваненко написала более пятидесяти книг. Она любила детей, в шестнадцать лет устроилась на работу в детский дом. Тогда и сказки для малышей начала сочинять.

«Когда я пишу сказку, - рассказывала писательница, - я живу мечтами моих героев: птиц, насекомых, кисличок, березки, ивы. Я уже не могу думать о другом. А еще в это время всегда для меня звучала музыка».

Сборник Оксаны Иваненко «Лесные сказки» стала одной из самых любимых среди читателей. Герои его произведений живут в собственном мире, где фантазия похожа на реальность, где происходят разнообразные приключения и бушуют чувства. А поэтому с ними всегда интересно...

Когда произведение открывает свои тайны

Во время чтения размышляю, представляю, присматриваюсь, прислушиваюсь

 

СИНИЧКА

 

(Сокращенно)

А синичка на зиму и не уснула, и не улетела.

- Ты замерзнешь здесь, чепурушко, - говорили соловьи, которые улетали раньше. - Летим скорее с нами!

- Ты умрешь с голода, под снегом ничего не найти, - говорили журавли. - Нам грустно, но надо лететь! - И они жалобно закурликали.

- Нам надоедает в одном месте, - заявили, собираясь в дорогу, грачи. - Теперь мы летим за границу, а наши северные родственники прилетят сюда. Так уж мы, грачи, воспитанные: летом - дома, зимой - путешествие.

- Может, и тебе хочется лететь? - спросила с опаской лесная яблонька, на ветвях которой умостилася синичка. - Ах, как грустно, когда все улетают, когда идет снег и воет метель! И пусть все деревья скажут тебе: синички еще никогда не бросали нас, даже в самые лютые морозы... Но, конечно, как хочешь...

- Нет, нет, - успокоила ее синичка, - я никуда не улечу от тебя. Ведь зимовали здесь и папа и мама, остаются братья и сестры. И смотри, сколько еще гостей налетевшего с севера зимовать в наш лес... Видимо, не такая уж и страшная зима, как все говорят. - И она запрыгала по веткам, заглядывая во все щелки, не спрятались где-нибудь какой-то червячок или гусеница, потому что она и минуты не могла посидеть без работы.

Синичка пела весело:

Зине-зине-зине-с!

Не боюсь я зимы.

Ты, зима, не пугай,

я не брошу родной гай!

И всем деревьям сделалось спокойнее. И, пожалуй, самая зима слышала, как хвасталась синичка. Она заскрежетала, зарипіла от ярости. О! Это было хорошо слышно по всему лесу. Все ручейки и реки льдом покрылись. А утром синичка проснулась и увидела, что весь лес в снегу: и судьбы снег, и на ветвях снег - везде снег.

• Названия персонажей сказки. Кто из них волновался за синичку?

• Знала синичка, какие трудности ждут на ней зимой? Докажи свой ответ словами из текста.

• Прочитай описание зимнего леса. Докажи, что автор наделила зиму человеческими чертами.

- И что там зима производит? - спрашивает солнышко в облаках.

- И есть в лесу птичка-небольшая, называется синичка, не хочет она зиме повиноваться - все прыгает и поет.

- Ну-ка, гляну, что это за птичка, - произнесло солнышко и посмотрел. Видит: действительно, нарядная и красивая манісінька птичка по снегу ножками машет, и видно, холодно ей и голодно, а прыгает.

- Ну и милая птичка, зимы не боится! - сказало солнышко и засміялось.

А как солнышко засмеется, то все уже знают - сразу теплее становится. И все вверх начинают смотреть. И синичка головку подвела. Видит - солнышко к ней смеется. Весело ей стало, и так громко она спела, что аж солнышко услышало:

Зине-зине-зине-зинь, а уже солнце и теплынь!

Солнце, солнышко, свети, не прячься за тучи ты!

Ну, конечно, после такой песенки солнышко уже не могло спрятаться. И даже когда уже брел в лес вечер, оно задержалось, поэтому и день стал немного длиннее.

Вместо высоких сугробов появились большие прозрачные лужи. Деревья просыпались от холодного зимнего сна...

По снегу забегали весенние букашки, и даже прошлогодние бабочки проснулись. И солнышко сияло, и ручьи дзюр - чалы, и даже ветры от рук отбивались - не хотели уже сердито дуть, а начали играть с деревьями и ручьями и сами стали теплые и ласковые. Махнула зима рукой, зарипіла ночью в последний раз и пошла на север. Ручьи омывали землю, она покрывалась зеленой травой, зацветали первые цветы, набухали почки на деревьях, птички летели домой.

- Ты живая, маленькая? - весело ґелґотали гуси.

- Ты не замерзла, детка? - курликали журавли. - Вот и мы дома!

А когда у молодой березки уже распустились листья, что на них могли уместиться капельки росы и из них можно было напиться, прилетел и соловей.

Соловей пел лучше всех в лесу. Первая его песня всегда была далекое путешествие, теплые роскошные рощи с необычайными цветами и золотыми плодами. Маленькая синичка слушала и вспоминала лютую зиму, ветры, сугробы снега. Может, и вправду лучше улетать туда?

И старый дуб будто знал, о чем думает синичка, и ласково бормотал:

- А зиму все же ты прогнала, и о весне ты первая спела.

Это услышал соловей. И вторая его песня была про родные леса, которые в сто раз лучше самых роскошных южных садов. И эта песня еще была хвалой маленькой, веселой, смелой птичке, что не побоялась зимы.

Синичці сделалось стыдно, и она что-то зацвірінчала. К ней присоединилась вторая, третья, четвертая птичка.

Они цвірінчали, что теперь весна, всем хорошо и радостно и не надо думать про снег и холод.

Лес все шумел, и ручьи шумели. И хоть лучше пел соловей, но в радостном лесном хоре слышно было и нежное пение маленькой синички.

Какие звуки природы тебе удалось «услышать», читая сказку? Какие картины возникли в твоем воображении?

• Найди и прочитай ласковые слова, которыми называли синичку.

• Выполни одно из заданий (на выбор):

1. Расскажи, как синичці удалось пережить зиму.

2. Найди в сказке описание весны. Расскажи, когда прилетает соловей.

3. Представь, что синичка всем дарит свою весеннюю песню. О чем она спела бы?

• Какие чувства вызвала у тебя сказка? Определи основную мысль произведения.

• Прочитай стихотворение Анатолия Качана. Поразмысли над тем, что от твоего неравнодушия иногда может зависеть чья-то жизнь.

КРОШКА ХЛЕБА

Лесополос, где свистят сніговиці,

Где не стало корма и тепла,

Перебрались ласковые синицы

В садики до нашего села.

В метель, гололед, морозы

Стучат синицы в окно,

С воробьями делят на дороге

Крошку хлеба мерзлую и зерно.

Угощал птичек я с кормушки

И начал наконец чуют,

Что для кого-то крошка - это мелочь,

А для птички - жить или замерзать.

• Прочитай акровірш1 Леонида Глибова и дай ответ на вопрос, поставленный в его названии.

КТО ОНА?

Бедствия зима спрячется,

а солнышко просмотрит,

снежок воды испугается,

тихонько тают станет, -

и издалека бистресенько

она к нам прибудет,

кому-кому по пути,

а детям больше будет.

• Раскрой содержание художественного определение бедствия (зима) словами из сказки Оксаны Иваненко «Синичка».

1 Акровірш - стихотворение, в котором первые буквы строк образуют слово или предложение.

Повторы и вспомни

• Вспомни прочитанные литературные сказки. Названия их авторов.

• Определи, из каких сказок эти строки.

«Сказочник любил детей, потому что это же для них, а не для кого другого, он писал свои веселые сказки!»

«Оттаяла сосулька. И услышала девушка радостную птичью песенку».

«Ах, как грустно, когда все улетают, когда идет снег и воет метель!»

«Всех принимает господин ласковый, только надо молвит: “Ох!”»

«Приходи, Журавушка! Приходи, миленький!»

• Найди неправильные «дорожки» от названия сказки до ее автора.

• Какие из прочитанных сказок украинских писателей напомнили тебе народные?

• Названия литературную сказку, которая тебе больше всего понравилась. Перескажи ее содержание.