Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-50-х годов ХХ века

Андрей Самойлович Малышко (1912-1970 гг.)

Жизненный и творческий путь


Андрей Самойлович Малышко - поэт-лирик, фигура которого в ряду выдающихся талантов, которых дала украинская поэзия миру в двадцатом веке, отличается глубокой поэтической самобытностью, собственным видением мира и необычайной пісенністю лирики. Родился будущий поэт-песенник 14 ноября 1912 г. в небольшом поселке Обухове недалеко от Киева.

Детство поэта было тяжелым, хотя и благополучным. Из тесной крестьянской избы, где родился, он вынес неизменную любовь к матери, к родной земле, к родной песне.

Жилось семье Самуила Малышко не роскошно. Земли было мало - две десятины, а детей много (одиннадцать). Поэтому приходилось хозяину и сапожничать, и на заработки в Таврию ходить. И малый Андрей помогал отцу чем мог: ходил батрачить до зажиточных крестьян, играл на свадьбах на гармони, имел талант к музыке.

В 1927 г., закончив Обуховскую семилетку, Малышко вступает в Киевской медицинской профшколы. Однако уже тогда его привлекала поэзия. Поэтому и она привела юношу на литературный факультет Киевского института народного образования (ИНО (теперь - Киевский университет им. Т. Шевченко), где взял его под свою опеку Максим Рыльский, который там преподавал и вел литературную студию.

По окончании в 1932 г. ИНО некоторое время молодой учитель преподавал литературу в Овруче, Житомирской области, позже работал в газете «Советское слово». В 1934-1935 гг. служил в армии, а потом перешел на творческую работу.

Первое печатное стихотворение Малышко появился 1930 г. в журнале «Молодой большевик» (№ 9-10). Ряд его стихотворений было опубликовано в коллективном сборнике «Дружба», что вышла в харьковском издательстве «Украинский рабочий», 1935 г. В этих своих первых произведениях Малышко воспевает «труды и дни» комсомольской юные, героизм молодежи в годы гражданской войны, радость труда на свободной советской земле.

Большое влияние на становление Малышко как поэта имели народное творчество и классическая литература.

Тяга к творчеству у Малышко проснулся очень рано и имел своеобразный характер. Мать поэта, Ивга Базилиха, как ее звали «по-уличному», прекрасно пела. Андрей Самойлович в «Автобиографии» (1959 г.) вспоминал, что ее песни врезались в память на всю жизнь. Только одно в них не удовлетворяло парня: грустные концовки. Не могло его чуткое сердце мириться с трагической гибелью казака, которому черный ворон глаза клюет... И тогда Андрей перекомпоновував песню по-своему: «Нет, не убит казака ранены, вылечили его добрые люди, и вернулся он додомоньку». А чуть позже начал и сам сочинять стихи. Но отец, а он был человеком крутого нрава, не полюбил увлечения сына.

31934 г. Малышко - в рядах Красной армии. Впечатление от службы, рассказов о героического полководца Николая Щорса вылились в стихах песенного характера. В армии было написано большинство стихотворений, которые вошли в первый сборник поэта «Родина» (1936 p.). Следующие сборники- «Лирика», «Из книги жизни» (1938 г.), «Рождение сынов» (1939 г.) и другие - стали ступенями заметного творческого роста.

Уже в поэзии 30-х pp. Малышко выступает как поэт-реалист, мастер точной портретной и психологической характеристики.

Поэзии этого периода обозначены непосредственной близостью к фольклору. Среди стихов-портретов можно выделить народнопісенний по стилевой манере «Запев о Боженко», патетически-строгий «Товарищ Серго», баладно-романтические поэзии «Корнюша», «Афанасий Беда».

Зашумели два тополя,

За оврагами ветер исчез.

Пролегла дорожка в поле,

Светит молодой месяц.

Половіє в поле рожь,

Солнце падает в траву,

Лошадей кованые копыта

Бьют дорогу степную.

(«Запев о Боженко»)



Поэтические образы в этих произведениях - «студеная вода», «враждебная ярость слепая», «кованые копыта вороных коней», «боевые товарищи», «коней порванные удила», то, «как его могучее тело волокли в три следа», - характерные для народной песни.

После службы в Красной армии Малышко всецело отдается литературной работе, активно сотрудничает в газете «Комсомолец Украины», журнале «Молодой большевик». Вскоре его избирают членом ЦК ЛКСМУ.

Характерной особенностью творчества Малышка, которая проявилась уже в первых его сборниках, является широта тематического и жанрового диапазона. Уже в сборнике «Лирика» представлены самые разнообразные формы поэтических произведений: стихи-портреты, стихи, сказания, баллады и произведения с характерной эпической манерой изложения.

Андрей Малышко тяготеет к точности, конкретности в изображении человека, его боевых и трудовых подвигов. Создание стихотворений в жанре стихотворения-портрета было свидетельством закономерности поворота поэзии от обобщенно-символических, собирательных образов, от гиперболизации в духе романтизма и мифологической условности к образам обычных рядовых людей труда с их богатым духовным миром, людей скромных, внешне невзрачных, однако способных на высокую боевую или трудовую доблесть.

Плодотворным был для поэта и 1940 год. Кроме книги «Письма Красноармейца Афанасия Байды», вышли сборники «Март», «Зоревідні», «Жаворонки».

Летом 1941 г. поэт заканчивал готовить сборник баллад и песен «Запорожцы», которая в том году так и не была опубликована: началась Великая Отечественная война.

Тематика довоенных произведений разнообразна: труд хлеборобов, события революции и гражданской войны, замечательные пейзажные стихи, где картины природы гармонируют с лирическим настроением, с расцветом первой любви («Зимнее», «Пейзаж», «Дождь упал на край широкий»). Героями произведений Малышко является «земледельцы и сеятели», простые рабочие люди. Оживает в его произведениях и историческая память народа. Встают из строк цикла «Запорожцы» славные защитники родной земли.

И это была только прелюдия. Патетической симфонией, призывным звуком горна звучит поэзия А. Малышко в годы Великой Отечественной войны. Для него, как, собственно, и для всей литературы, это были годы высокого взлета. Тогда появились «Украина в огне» А. Довженко, «Слово о родной матери» и «Жажда» Г. Рыльского, «Любите Украину». Сосюры. Из-под пера А. Малышко вылилась страстная, жгучая и нежная песня о любви к родине - «Украина моя».

Еще накануне войны он написал замечательную лирическую поэзию «Червоновишневі зари предвещают погожий восток...», где интимное «ты, может, меня и забыла: не видела столько лет...» - тесно переплелось со строго-солдатским: «Друзья идут полками, и я среди них - трубач».

Сыном Украины, поэтом и журналистом пошел А. Малышко на фронт.

В 1941-1944 гг. поэт служил военным корреспондентом, писал поэзию и публицистику; издал семь сборников стихов: «К бою вставайте!» (1941 г.), «Украина моя!» (1942г., выходила дважды), «Свыше пожары» (1942 г.), «Слово о полку» (1943 г.), «Битва» (1943 г.), «Пленница» (1944 г.), «Ярославна» (1946 г.).

Героико-трагический пафос цикла из пяти стихотворений «Украина моя!», написанного 1941 p., передавал искренний личный боль за родную землю, веру в ее освобождения. «Украина моя!» - одно из самых ярких поэтических явлений в годы войны.

Как призыв к битве, как плач над растерзанной Матерью Родиной зазвучали его сборника: « К бою вставайте», «Свыше пожары», «Украина моя!», «Битва»... И цикл «Украина моя» - не самый сильный из всех, наполненных болью и любовью к родной земле могучих произведений его современников. Широкие эпические картины прошлого и современного, пророческое видение будущего переплетаются с личными воспоминаниями и переживаниями поэта. Романтическая приподнятость, и реалистическая выразительность, гневная инвектива и нежный лиризм образуют широкое многоцветное художественное полотно впечатляющей силы, нежности и любви:

Украина моя, дальше, грозами свежо пропахшие,

Полевая моя мрійнице.

Капля в солнце с весла.

Я отдам свою кровь, свою силу и нежность до капли,

Чтобы из огня ты встала, тополем в небо росла.



О силе воздействия этой поэзии можно судить из письма Василия Стуса, который 13 декабря 1962 г. писал Андрею Малышко: «Я знаю, что ради счастья родного народа я мог бы пожертвовать всем, я знаю, что здесь я воспитан родным духовным хлебом - «Жаждой» М. Рыльского, Вашим стихотворением "Родина моя"».

Может удивить то, что Стус называет стих несколько иначе - «Родина моя». Это уже дело рук компартийных цензурно-издательских органов. В те огненные годы вышла-таки «Украина моя», вышла и позвала сынов Украины к бою. А потом, после войны, спохватились - а где же здесь «великий, единый»? И вместо «Украина моя» появилось «Советская Украина» или просто - «Отчизна». Поэт вынужден был дописать строфу о «сыновей России», с которыми рядом стояли украинцы... А еще позже зазвучали и обвинения в «украинском буржуазном национализме». Хотя поэт с уважением и любовью относился ко всем нациям, включая и русский. Достаточно вспомнить его поэму «Прометей», где раненый солдат-русский, порятований украинской матерью, учится в Шевченко Прометея мужества и несокрушимости, а после того, как все село, рискуя свободой и жизнью, признает его земляком, тоже находит в себе силы отдать жизнь за спасителей.

После войны поэт интенсивно работает, выходят в свет - как отголосок войны - сборники «Ярославна» и «Четыре лета» (1946 г.), а дальше - новые книги, в которых Малышко изображает широкую картину народной жизни, изображает простых тружеников - не как бездушных «винтиков», а как неповторимые творческие личности, влюбленные в землю, труд на ней, обращается к прошлому Украины.

После войны работал ответственным редактором журнала «Днепр» (1944-1947 гг.).

Депутат Верховного Совета СССР 3-го и 4-го созывов. Был членом КПСС (с 1943 г.).

За поэму «Прометей» Малышко получил в 1947 г. Сталинскую премию. В 1950 г. появился сборник «За синим морем», написанная после посещения поэтом Канады и США вместе с группой деятелей культуры. В следующем году он получил за нее Сталинскую премию.

Наиболее плодотворным этапом в творчестве поэта стали 50-е pp. В сборнике «Что записано мной» (1956 г.) содержатся тексты известных песен: «Снова цветут каштаны», «Песня о киеве», «Как на дальним небосклоне»; в сборнике «Сердце моей матери» (1959 г.) - «Песня про рушник», «Мы пойдем, где травы наклонные»; в сборнике «Полдень века» (1960 г.) - «Учительница» и т.д. Эти произведения положены на музыку таких композиторов, как Д. Майборода, Л. Ревуцкий, П. Козицкий, М. Вериковский, А. Штогаренко, С. Казак, А. Билаш.

В 60-х pp. поэтическое познание А. Малышко шло путем углубления в исторические и современные реалии жизни нации, осмысление духовности и бездуховности, разрыва между народной этикой и технізацією, нивелированием человека. В это время его лирика объединяет человечность и горечь, а по форме приближается к поэзии неоклассиков. Важное место в ней занимает стихотворение-размышление, философская медитация.

В сборнике «Вещий голос» (1961 г.) Малышко создает монументальный образ Тараса Шевченко, причем слышит в вечном Кобзаревому голосе не только призыв «добре вигострить сокиру», но и прежде всего большую человеческую любовь, которая и ведет его в жизни:

Поэтому столько надо таит любви

В своей скорби, в солдатской беде,

И так затятись на віщім слове,

Чтобы из него тлели и кандалы углу.



С годами поэт начинал присматриваться к жизни, глубже углубляться в сущность сложных вечных проблем, видит общечеловеческое, «идя по Дороге под яворами», как назвал он сборник (1964 г.), что ее в определенной степени можно считать этапным на творческом пути, как и внутренне связанную с ней «Руту» (1966 г.).

В циклах «Песня дороги», «Песня яворов», «Сонеты обуховской дороги» поэт как будто взрослым возвращается в свое детство, с вершин жизненного опыта и мудрости осмысливает прошлое и современное, размышляет над будущим. Он задумывается над своими корнями, в ряде «Сонетов обуховской дороги» это видно уже из их названий: «Я из тех краев, где синие оболони...», «Я из тех краев, где за Днепром курганы...»,«И ты с такого же поля » и др. В этих же сборниках А. Малышко создал яркую галерею поэтических портретов своих учителей и друзей, которые назвал песнями: «Песня Тараса Шевченко», «Песня Максима Рыльского», такие же песни Остапа Вишни, Александра Довженко, в частности искренняя и теплая «Песня Александра Довженко», близкого друга, с которым Малышко делил и хлеб, и песню, и жизненные невзгоды. Да и в стихотворении «Строки о Довженко» (сборник «Прозрачность», 1962 г.) в немногих словах раскрыта и мировое величие гениального писателя и кинохудожника, и его страдальческий жизненный путь.

Углубленный философский подход Малышка ко всему, что легло ему на душу и перо, характерный для последних сборников- «Синяя летопись» (1968г.), «Август души моей» (1970 p.), которая вышла уже после смерти поэта. В последних сборках все ощутимее философский струя произведений. Чаще встречаются характерные названия стихов: «Размышление», «Медитация», «Дума», «Память». Андрей Самойлович сосредотачивается на самых сложных философских проблемах бытия, ищет истоков всего, что происходит в мире. В цикле стихов о сложное, насыщенное войнами двадцатого века поэт-гуманист с надеждой всматривается в грядущее, призывает потомка прийти в мир пахарем, а не строить «тюрем за решеткой».

Малышка всегда волновала проблема исторической памяти народа. Ряд стихотворений на эту тему - «В завійну ночь с неизведанных дорог...», «Приходят предки, добрые и бесхитростные...» - кажутся написанными в наши дни - настолько актуально они звучат. Остро, болезненно ощущает поэт долг современников перед далекими предками. В то же время устами предков Малышко обращается к своих современников и потомков с болезненным вопросом, сумели ли они сохранить национальное самосознание, не потеряли ли они то, ради чего погибали их деды и прадеды:

- Ты не стал расщепленным, как атом

Недовірком, схизматом или прелатом,

Ярижкой ничтожным, псом на влові?

Деточка наша, ягодо с любви!



Поэт чувствует свой долг перед родителями, прошлым и будущим, перед всем на свете сущим: черным хлебом и скромной родительским домом, ручаєм и сосной, счастьем влюбленных... Этот мотив долга, обязанности перед целым белым светом ли не громче всего звучит в поэзии последних лет.

Малышко любил родной язык, лелеял родное слово и песню. Этой любовью озарена поэзия последних лет, где он как-то по-новому постиг суть и назначение поэзии. Когда еще в довоенные времена он видел поэта лишь как « трубача», «правофлангового рядового, запевалы первого» - и такое видение все же как-то сужало роль искусства, то в стихотворении «Поэзия», которым открывается «Синяя летопись» (1968 г.), она уже становится всеобъемлющей, приобретает вселенского значения - «И черным пеплом, и паростю Стоит извечно коло хаты», ее ничем нельзя купить - «ни цветом провесен, ни горлом, ни образом» , потому что она (поэзия) прежде всего - «дело совестливое».

Как поэт-лирик, чьи стихи отличаются необычайной музыкальностью, А. Малышко неизбежно приходит к песне. Собственно, большинство произведений его интимной лирики - это песни, положены или не положены на музыку: «Ты меня накличешся ночам», «Я тебя вимріяв, нежную и страстную...», «Я забыл, что и плачут с поцелуя...»

Начиная со сборника «Батькивщина», почти в каждой А. Малышко обращался к образу матери - родоначальницы жизни на земле. Такое большое количество произведений о матери является признаком большого мастерства автора, который, каждый раз находит новые грани этого образа. Свое стихотворение «Материнская» - один из них:

Бывало мать, Ивга Базилиха -

К ней и до сих пор лечу воспоминанием,

В зимний вечер споет тихо и докажет малого плачу.

Сама раскроет душу материнскую,

И искреннюю песню переллє сама,

И перемріє, погойда колыбель.

И до четки руку подымает.



Любовь к родной матери была поистине самым главным источником творчества поэта. Мать каждый раз возвращала ему вдохновение и напоминала, во имя чего он работает, она была смыслом его вдохновение, и сутью его мышления.

Не удивительно, что многие Малишкових песен стали поистине народными в полном смысле этого слова. И прежде всего это - « Песня про рушник », которую народ все-таки называет по-своему, любовно «Рідна мати моя...» Это - достойный памятник украинской Матери, возведенный благодарным сыном. Эта песня глубоко национальная, ее нельзя адекватно перевести на другой язык, ибо образность ее держится на вышитом украинском рушнике, с которым у нас связано все - от рождения до последнего пути.

Полотенцами перевязывали молодых, полотенцами провожали в дорогу, полотенцами провожали в последний путь. Вот поэтому и говорит поэт, что на рушнике оживает «все, знакомое до боли», всю жизнь, и пройдено, и то, которое еще суждено пройти. Немного во всей мировой литературе песен, которые бы так искренне и любовно возвеличили мать.

В большинстве песен Малышко - размышления над человеческой судьбой, воспевание светлого чувства любви, воспоминание о родной дом, свет в ее окне, тополь под окном, а главное - об отце и матери, о той, «что на свете одна».

В песнях Андрея Самойловича - сокровища чувств, буйство красоты, тепло любви. Песни, полны таких чувств, и принесли поэту бессмертную славу.

Не случайно, что и последним произведением поэта, написанным в больнице за неделю до смерти 17 февраля 1970 г., была песня - знаменитая «Тропа», в которой он раздумывает над человеческой жизнью, вспоминает родную тропинку, с которой начинается жизнь каждого человека, которой нет ни конца, ни поворота, ибо человек смертен, а народ живет вечно.

В этом произведении Малышко прибегает к использованию народно-песенного образа дороги как символа жизни человека. У каждого своя тропа, каждый выбирает сам, какой она будет и где проляжет. Но художник не призывает бездумно бросаться в далекие миры в погоне за призрачным счастьем, чтобы потом каяться, сожалеть, грезить в снах и наяву за родительским порогом и тропинке, что ведет на родину:

Куда-то ушла, не возвращает,

Хоть у сердца стелит цвет,

Та тропинка в нашем крае

Одним одна у ворот.

Дождями мытая - перемытая,

Дождями снесена в даль,

Между круглых подсолнухов с лета

Мой ревностный боль и ревностный сожалению.



За свою жизнь поэт издал около сорока сборников. Не все они имеют одинаковую художественную ценность. Но самое главное то, что в украинскую литературу он вошел как поэт-песенник, потому что песни на его стихи уже давно воспринимаются как народные.

А. Малышко сотрудничал со многими композиторами, но особенно плодотворно, начиная с 1949 г. (от первой песни «Колхозный вальс» и до последней - «Тропинка»), - с композитором Платоном Майбородой, создав более 30 песен. Вот некоторые из них: «Киевский вальс», «Мы пойдем, где травы наклонные...», «Ты, моя верная любовь», «Тропинка», «Учительница моя», «Песня про рушник», «Рощи шумят возле потока», «Журавли», «Білікаштани», «Колыбельная», «Пролегла доріженька» . То есть, это именно те произведения, которые больше всего полюбились слушателям. На музыку положены более 100 стихотворений поэта, причем подавляющее большинство - на уже напечатанные произведения.



ЭТО ИНТЕРЕСНО

Малышко был в группе писателей, которые сопровождали гостей из Латвии, которые находились в Львове. Это было во второй половине 60-х pp., когда Малышко спокойно и по-философски оценивал жизнь. Встреча с львовской интеллигенцией проходила в Доме ученых. В президиуме рядом с Малышко сидели Валдис Луке, Анна Саксе, а позади - секретарь обкома КПУ В. Мапанчук. Малышко предоставили слово. Таких речей в советском Львове, пожалуй, никогда не было.

Малышко говорил дословно следующее: «Я был в рядах Красной армии, которая освобождала Галичину в 1939 году от панской Польши. Я слышал тогда во Львове украинский язык. Я приехал сегодня к вам, и прошел по улицам Львова - и не услышал украинского языка. Куда делась наша речь, куда делись люди в вышитых рубашках, куда делись украинские надписи на львовских домах, куда исчез Львов Франка? Где ваша совесть, дорогие галичане? Рабы, зачем я вас спас?»

После такого выступления Малышко обвинили в национализме, исключили из списков кандидатов на следующих выборах в Верховную Раду УССР, а его творчество вычеркнули из школьных учебников для десятого класса.