ЛИТЕРАТУРА
КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВВ.
УКРАИНСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - 90-Х ГГ. XIX СТ.
Марко
Вовчок (1833-1907)
Мария
Александровна Вилинская (в первом браке - Маркович, по второму - Лобач-Жученко;
литературный псевдоним - Марко Вовчок) родилась 10 декабря 1833 г. в имении
Екатерининское Орловской губернии в дворянской семье. Училась в частном
пансионе в Харькове, жила в Орле
в своей
тетки как воспитательница ее детей. Взяв брак с украинским фольклористом и
этнографом В. Марковичем, жила в Чернигове, Киеве, Немирове. Вскоре уехала
во Францию, поселилась в Париже. Вернувшись в Россию, жила в Петербурге,
сотрудничала в журнале «Отечественные записки». Позже вместе со вторым
мужем М. Лобачем-Жученко жила в разных регионах Российской империи.
Умерла писательница 28 июля 1907 г. в Нальчике.
Творчество
Марка Вовчка началась во второй половине 50-х гг. Свои лучшие рассказы из
украинского народного жизни писательница создала во время пребывания в
Немирове. Написанные тогда произведения увидели свет как отдельная сборка под названием
«Народные рассказы» (1857). В них автор обратилась к теме женской недоли,
обусловленной социальным бесправием. Она решительно выступила против социальной
дискриминации народных масс. В повести «Институтка» Марко Вовчок остро критикует
крепостную систему, что пагубно сказывается не только на жизни угнетенных, но и
на моральном облике самих крепостников.
Перу
писательницы принадлежит также немало произведений, написанных на русском и французском
языках.
«Марко
Волчок познавательных задач не ставит. Своей «Інституткою» она не столько
хочет подать типичные явления прошлого в их исторической обусловленности и генезисе,
сколько вызвать сочувствие к скитающихся. Когда реалистическая повесть имеет перед
собой в далекой перспективе эффект социологической студии, насыщенная
сентиментализмом «Институтка» марко Вовчок, ставя ударение на моментах
моральных (жестокое сердце барышни и т. п.), производит скорее впечатление
проповеди «слова о злых женах».
Использование
народнопоэтических материалов, занятия этнографа положили свою печать и на стиль
Марка Вовчка. Она словно коллекционирует в своих писаниях поэтические образы, народные
поговорки, редкие слова и грамматические формы, а отсюда пряности, поэтическая
напряженность, приподнятость ее стиля».
(Зеров М.
К. Произведения: В 2 т - К., 1990.- Т. 2 - С 231-232.)