ЛИТЕРАТУРА 
КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВВ. 
УКРАИНСКАЯ 
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - 90-Х ГГ. XIX СТ.
Марко 
Вовчок (1833-1907) 
Мария 
Александровна Вилинская (в первом браке - Маркович, по второму - Лобач-Жученко; 
литературный псевдоним - Марко Вовчок) родилась 10 декабря 1833 г. в имении 
Екатерининское Орловской губернии в дворянской семье. Училась в частном 
пансионе в Харькове, жила в Орле
 в своей 
тетки как воспитательница ее детей. Взяв брак с украинским фольклористом и 
этнографом В. Марковичем, жила в Чернигове, Киеве, Немирове. Вскоре уехала 
во Францию, поселилась в Париже. Вернувшись в Россию, жила в Петербурге, 
сотрудничала в журнале «Отечественные записки». Позже вместе со вторым 
мужем М. Лобачем-Жученко жила в разных регионах Российской империи. 
Умерла писательница 28 июля 1907 г. в Нальчике.
Творчество 
Марка Вовчка началась во второй половине 50-х гг. Свои лучшие рассказы из 
украинского народного жизни писательница создала во время пребывания в 
Немирове. Написанные тогда произведения увидели свет как отдельная сборка под названием 
«Народные рассказы» (1857). В них автор обратилась к теме женской недоли, 
обусловленной социальным бесправием. Она решительно выступила против социальной 
дискриминации народных масс. В повести «Институтка» Марко Вовчок остро критикует 
крепостную систему, что пагубно сказывается не только на жизни угнетенных, но и 
на моральном облике самих крепостников.
Перу 
писательницы принадлежит также немало произведений, написанных на русском и французском 
языках. 
«Марко 
Волчок познавательных задач не ставит. Своей «Інституткою» она не столько 
хочет подать типичные явления прошлого в их исторической обусловленности и генезисе, 
сколько вызвать сочувствие к скитающихся. Когда реалистическая повесть имеет перед 
собой в далекой перспективе эффект социологической студии, насыщенная 
сентиментализмом «Институтка» марко Вовчок, ставя ударение на моментах 
моральных (жестокое сердце барышни и т. п.), производит скорее впечатление 
проповеди «слова о злых женах».
Использование 
народнопоэтических материалов, занятия этнографа положили свою печать и на стиль 
Марка Вовчка. Она словно коллекционирует в своих писаниях поэтические образы, народные 
поговорки, редкие слова и грамматические формы, а отсюда пряности, поэтическая 
напряженность, приподнятость ее стиля».
(Зеров М. 
К. Произведения: В 2 т - К., 1990.- Т. 2 - С 231-232.)