Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Литература 70 - 90-х годов XIX века

 

Обзор литературы последней трети XIX века

 

Литературная жизнь в Украине во второй половине XIX века развивалось в сложных историко-культурных условиях. Действие двух документов - Валуевского циркуляра (1863) и Эмский указ (1876) - не полноценность функционирования украинского литературного процесса. Этот период характеризуется чередованием «оттепелей» и «мертвых антрактов» (Сергей Ефремов).

Оттепель начала 70-х годов была знаменательная усилением гражданской активности, созданием в Киеве Юго-Западного отдела Российского географического общества (1873), стал центром научного украиноведения и объединил деятельность таких крупных ученых и художников, как Павел Искусный, Владимир Антонович, Михаил Драгоманов, Павел Чубинский, Николай Лысенко, Михаил Старицкий и другие. За три года они осуществили колоссальную работу по сбору, издания и исследования украинского фольклора, изучение истории, языкознания и искусства. Эта работа была прервана царским указом 1876 года, который предусматривал запрет украинского печатного слова даже под нотами песни, завоз украинской книги из-за границы, печатание переводов произведений на украинском языке.

Украинская литература указанного периода имеет особенность, которая выделяет ее среди других литератур мира: она находилась в постоянной связи с национально-освободительным движением своего народа. Михаил Грушевский отмечал: «История нашей литературы является заодно историей нашего возрождения национального и культурного, литературе нечасто выпадало такое важное значение в жизни народа... Украинское слово вирятувало украинско-руський народ от видимой гибели».

Геополитическая разорванность Украины, безгосударственный статус нации тоже сказались на литературном процессе. Самодержавная монархия Романовых проводила строгую и последовательную политику запретов в отношении национальных культур, в частности украинской. Конституционная монархия Габсбургов все же декларировала определенные права и свободы национальным меньшинствам, которые входили в ее состав. Таким образом, культурная жизнь на восточных (в составе России) и западных (в составе Австро-Венгрии) украинских землях имело свои особенности и отличия. Однако именно в период 70-90-х годов ХІХ века украинцы все теснее объединялись в общей борьбе против социального, политического и национального гнета. В этой борьбе главную роль играла интеллигенция, потому что именно от нее зависела интенсивность национального самосознания украинского народа.

В начале 70-х годов в Украине возродили свою деятельность общины. Их интеллектуальное ядро составляли представители патриотически настроенной интеллигенции, активно работала на ниве народного образования. Примечательно, что до общин пришли не только украинцы по национальности, но и поляки, в сознании которых победила правда исторической судьбы украинцев, - Владимир Антонович, Тадей Рыльский, Борис Познанский, Константин Михальчук.

После 1876 года центр культурной и литературной жизни была перенесена из Киева во Львов. В Галиции активно действуют общества «Просвита», основанный еще в 1868 году, Литературное общество имени Шевченко (1875), реформировано в 1892 году в Научное общество имени Шевченко (НТШ), организуются библиотеки, читальни, драматические и хоровые кружки. Многочисленные газеты и журналы на украинском языке («Правда», «Заря», «Дело») дали возможность печатать произведения украинцам, которые жили по разные стороны границы. Иван Франко организовал издание журналов «Общественный друг», «Дзвін», «Молот», «Мир», «Жизнь и слово». Благодаря Наталии Кобринской во Львове в 1887 году появился женский альманах «Первый венок», представил творческий достояние украинок. Отнеся это издание до «лучших и самых богатых содержанием наших изданий из того десятилетия», Иван Франко с гордостью заметил: «Голоса женщин-галичанок и украинок переплетаются и сливаются в одну гармонию; чувства дружественности и духовной близости, невзирая на политические границы, оказывается достаточно ясно, хотя бы в сфере наиболее образованных, свободных женщин».

Первый политический эмигрант из Украины Михаил Драгоманов совершил в Женеве пять выпусков сборника «Громада» и двух номеров журнала под таким же названием. Благодаря его стараниям в Женеве был напечатан роман Панаса Мирного и Ивана Билыка «Разве ревут волы, как ясли полные?». Драгоманов выступил в Париже на литературном конгрессе (1878) с докладом, в котором звучал протест против невиданных гонений литературы великого народа.

Произведения украинских писателей могли появляться на Восточной Украине в единственном периодическом издании - «Киевская старина» (1882-1906). Правда, на протяжении 80-90-х годов ХІХ века удалось напечатать несколько альманахов: «Луна», «Рада», «Нива», «Степь», «Складка».

Несмотря на постоянные правительственные запреты и ограничения печатного слова, в Украине появились художники, чья творческая индивидуальность и сейчас завораживает читателя своей яркостью и глубиной - Иван Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, Борис Гринченко, Михаил Старицкий, Иван Карпенко-Карый, Иван Франко и другие.

Во второй половине XIX века в украинской литературе ведущим художественно-стилевым направлением становится реализм. Писатели-реалисты основу художественного образа видели его соответствия реальной действительности, а также в изображении прежде всего типизированных образов, изображении типичных обстоятельствах. Призвание литературы реалисты видели в познании действительности и ее идейной оценке. Любимыми жанрами представителей этого литературного направления были роман и повесть.

Межпредметные параллели. Выдающимися представителями реализма считаются Иван Тургенев, Федор Достоевский, Лев Толстой - в русской литературе Чарлз Диккенс - в английском, Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер, Стендаль, Эмиль Золя - во французской. Среди европейских реалистов следует выделить писателя, чье творчество оказало колоссальное влияние на развитие литературы во всем мире. С его именем связывают утверждения в мировом писательстве натурализма. Это Эмиль Золя (1840-1902) - французский писатель, автор «Руґон-Маккарів» - серии из 12 романов, которые его прославили. Эмиль Золя разработал основные принципы натуралистической эстетики. От художественного произведения он требовал документальной точности, а от художника - скрупулезного наблюдения и изучения действительности. Он призвал не избегать изображения отталкивающих деталей окружающего мира, в своих произведениях показывал жизнь социального дна, болезненную психику человека и т.д. В Украине натурализм не получил широкого распространения, хотя и имел определенное влияние на художественные искания Ивана Нечуя-Левицкого («Бурлачка»), Ивана Франко («На дне», сочинения бориславского цикла). Иван Франко переводил произведения Эмиля Золя и писал про французского писателя статьи.

Развитие украинской поэзии в последнее тридцатилетие XIX века связан с именами таких художников, как Пантелеймон Кулиш, Леонид Глебов, Юрий Федькович, Елена Пчилка, Михаил Старицкий, Павел Грабовский, Борис Гринченко, Яков Щоголев, Иван Манжура, Иван Франко, Владимир Самойленко, Леся Украинка. Именно им принадлежит заслуга проблемно-тематического и жанрово-стилевого обогащения поэзии, расширение ее образной и ритмомелодичної систем. Среди этого соцветия талантов выделяются две фигуры. Первая - Михаил Старицкий, который «завершает собой пошевченківську время в поэзии, время медленного отхода от темы Шевченко и его манеры. Он с наибольшей яркостью провозглашает потребность переводов как стимул и начало дальнейшего развития языка; в гражданской лирике отчетливо он обращается от пророков и Ветхого Завета к гражданской поэзии русских; он переводит Гейне и пользуется им в собственных попытках ввести новые лирические жанры» (Николай Зеров). Именно Старицкому принадлежит заслуга воспитания молодого литературного поколения 80-х - начале 90-х годов XIX века («Плеяда»). Леся Украинка неоднократно утверждала, что наибольшее значение из предшественников для нее имели Кулиш и Старицкий.

Вторая фигура - Иван Франко - новатор, законодатель поэтической культуры, художник, который испытал и оригинально модифицировал почти все поэтические жанры и метрические системы. К вершинам мировой поэзии принадлежат его сборника «С вершин и низин», «Увядшие листья», поэма «Моисей».

Создателями украинской прозы рассматриваемого периода является Иван Нечуй-Левицкий, Александр Конисский, Панас Мирный, Михаил Старицкий, Иван Франко. В 80-90-е годы этот ряд пополняют Борис Гринченко, Степан Кузнецов, Елена Пчилка, Наталья Кобринская. Прозаики обогатили художественный мир украинского реализма разнообразием общественных типов: интеллигенты-просветители (Павел Радюк из романа «Облака» Ивана Нечуя-Левицкого, Марко Кравченко из повести «Солнечный луч» Бориса Гринченко), крестьяне-правдоискатели (Николай Джеря из одноименной повести Ивана Нечуя-Левицько - го, Чипка Варениченко из романа «Разве ревут волы, как ясли полные?» Панаса Мирного и Ивана Билыка), рабочие и гастарбайтеры (произведения бориславского цикла Ивана Франко, «Бурлачка» Ивана Нечуя-Левицкого), эмансипированные женщины («Подруги» Елены Пчилки), женщины-проститутки («Повія» Панаса Мирного).

Постоянным объектом художественного внимания в украинской прозе было сельское жизнь («Николай Джеря», «Кайдашева семья» Ивана Нечуя-Левицкого, «Горе давнее и нынешнее» Панаса Мирного). Разнообразие тематики и проблематики украинской прозы 70-90-х годов XIX века обеспечивалось изображением многих социальных типажей. «Историю народа в лицах» написали украинские мастера слова, показав жизнь рабочих на шахтах («Отец и дочь» Бориса Гринченко) и нефтяных промыслах (бориславский цикл Ивана Франко), чиновничества («Пьяница» Панаса Мирного), духовенства («Старосветские батюшки и матушки», «Афонский проходимец» Ивана Нечуя-Левицкого), изобразив социальное зло и воровскую среду («На дне» Ивана Франко, «Разве ревут волы, как ясли полные?» Панаса Мирного и Ивана Билыка). Проблему формирования национально сознательного интеллигента нарушил Иван Франко в романах «Перекрестные тропы», «Лель и Полель».

Жанровое богатство украинской прозы в 70-90-х годах определяется активным существованием жанров рассказы (цикл «Баба Параска и баба Палажка» Ивана Нечуя - Левицкого, «Каторжная», «Колокольчик» Бориса Гринченко, «Ради праздника» Ивана Франко), новеллы («Лови» Панаса Мирного), повести и романа. Два последних жанры в эпоху реализма претерпели особого расцвета и жанровых вариаций. Так, в украинской литературе обозначенного тридцатилетие функционируют повесть социально-бытовая («Николай Джеря» Ивана Нечуя-Левицкого), семейно-бытовая («Кайдашева семья» Ивана Нечуя-Левицкого), повесть-хроника («Старосветские батюшки и матушки» Ивана Нечуя-Левицкого), идеологически-проблемная («Лихие люди» Панаса Мирного, «Солнечный луч» Бориса Гринченко), историческая повесть («Захар Беркут» Ивана Франко, «Оборона Буши» Михаила Старицкого).

В 1886 году стараниями Ивана Франко во Львове был опубликован роман Анатолия Свидницкого «Люборацкие». Написанный в 1861-1862 годах, это произведение нарушал исключительно важную и актуальную проблему денационализации, что приводит к деградации личности. Назван автором «семейной хроникой», это произведение перерос задекларированные жанровые рамки. Панас Мирный и Иван Билык выступили создателями жанра социально-психологического романа («Разве ревут волы, как ясли полные?», «Проститутка»). Роман проблемно-идеологический появился из-под пера Ивана Нечуя-Левицкого («Облака», «Над Черным морем») и Ивана Франко («Лель и Полель»). Несмотря на запрет проработки определенных тем (исторической, из жизни украинской интеллигенции), написано исторические романы «Князь Иеремия Вишневецкий», «Гетман Иван Выговский» Ивана Нечуя - Левицкого.

На смену повествования от первого лица приходит об'єктивізована манера изложения изображаемого от третьего лица. Это расширило возможности художественной выразительности прозаического письма, что оказались в широком применении описаний - портретов, пейзажей, интерьеров. Панорамности изображаемого мира способствовали авторские отступления, характерные для больших эпических полотен второй половины XIX века. Определяющими чертами украинской литературы 70-90-х годов были вера в общественно - преобразующую роль художественной литературы, влияние на нее национально-освободительного движения. Эпические произведения Ивана Нечуя - Левицкого, Панаса Мирного, Ивана Франко и других создали надежную почву для дальнейшего расцвета украинской художественной прозы.

В условиях цензурных запретов, искусственно ограниченного функционирования украинского печатного слова важное значение приобретала украинская драматургия. Для нее в 70 - 90-х годах были свойственны широкая социальная проблематика, новые герои, совершенная художественная форма. Сценически воплощены пьесы Марка Кропивницкого, Михаила Старицкого, Ивана Карпенко-Карого, Бориса Гринченко, Ивана Франко расширяли сферу влияния украинской литературы, ее функциональные возможности, общение с разными слоями народа. В Российской империи театральная сцена была единственно возможным официальным местом, где звучала украинская речь. Театр корифеев (Марко Кропивницкий, Михаил Старицкий, Иван Карпенко-Карый) стал лучшей общественной, национальной и эстетической школой. «Эти трое людей, - писал Иван Франко,

- составили первую украинскую труппу, главными украшениями которой впоследствии были братья Ивана Тобилевича, широко известные артисты Садовский и Саксаганский, далее г-жа Заньковецкая и Затыркевич и немало других талантливых артистов и артисток. Сложилась труппа, которой Украина не видела ни перед тем, ни по тому, труппа, которая возбуждала энтузиазм не только в украинских городах, но и в Москве, и в Петербурге, где публика часто имеет возможность видеть знаменитых артистов мировой славы. Игра украинских артистов была не дилетантской импровизацией, а следствием добросовестных исследований, глубокого знания украинского народа и его жизни, освещенного интуицией больших талантов».

К багатопроблемних и разножанровых достижений украинской драматургии анализируемой эпохи относят произведения «Мироед, или же Паук» и «Пока солнце взойдет, роса глаза выест» Марка Кропивницкого, «Не судилось», «Талан» Михаила Старицкого, «Мартын Боруля», «Хозяин», «Сто тысяч», «Суета», «Житейское море» Ивана Карпенко-Карого, «Лымеривна» Панаса Мирного, «Степной гость», «Среди бури» Бориса Гринченко, «Учитель», «Сон князя Святослава», «Украденное счастье» Ивана Франко.

Межпредметные параллели. Украинский театр последней 4 трети XIX века был музыкально-драматическим. Семен

Гулак-Артемовский (1813-1873) написал первую украинскую лирико-комическую оперу «Запорожец за Дунаем». Эта опера шла с большим успехом в театре корифеев и сегодня входит в репертуар многих украинских театров. Петр Нищинский (1832-1896) является автором музыкально-драматической картины «Вечерницы» до представления Тараса Шевченко «Назар Стодоля». Знаменитым является мужской хор с «Вечерниц» «закувала седая кукушка».

Николай Лысенко (1853-1909) на материале пьесы «Наталка Полтавка» создал оперу.