Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Вступление

 

Литературе как виду искусства присуще многомерное, историческое осмысление действительности, восприятие и изображение ее как процесса. Предметом ее познания и воспроизведения является человек в жизненном процессе и все с ней связанное. Поэтому художественную литературу называют людинознавством.

Иван Франко назвал историю науки драмой идей. Принимая за основу эту мысль, историю литературы называем драмой идей и образов. Писатель, исследуя мир, говорит образами и картинами, которые так же влияют на разум, как и научные выводы, но еще больше на душу, эмоциональный мир читателя. Художник, вооружившись словом, рисует живые и яркие образы, создает правдивые картины жизни, воздействуя на фантазию читателей и их воображение. Он ставит героя перед лицом неминуемой необходимости действовать, побуждая его руководствоваться социальными мотивами или иррациональными толчками, становясь жертвой собственных иллюзий. Мотив «утраченных иллюзий» (название романа Оноре де Бальзака), преодоление героями своих иллюзий - давний мотив изящной словесности, что нашел яркое воплощение и в произведениях украинских художников слова.

Реальность во всем разнообразии переносится в художественное произведение, становится «второй реальностью», несколько схожей с действительностью, но преображенной писателем в соответствии с его предпочтений, идеологических ориентаций, эстетических вкусов. Моделирование реальности подчиняется логике художественного мышления художника, соответствует его замыслу - представить свою картину мира, выразить свои идеалы.

Художественное новаторство или феномен творческих предпочтений отбора материала и его художественное освоение обусловлены психологией художника, его этическими и моральными взглядами, сквозь призму которых он интерпретирует мир в пределах собственных знаний. В то же время художественное произведение развивается по законам жанра, стилевой течения в искусстве. Вы уже наблюдали в предыдущих классах, что классицисты, например, четко разделяет героев на положительных и отрицательных, идеальных и носителей зла, поэтому характеры были одномерными: персонаж олицетворял определенную признак - ум,

мужество, благородство, честность, жадность, коварство, жестокость, лицемерие, хвастливость. Зато у романтиков герой наделялся исключительным характером и действовал в необычных обстоятельствах, испытывал страстные чувства, которые руководили его поступками, как, например, в повести «Тарас Бульба» Николая Гоголя. Несмотря на случайный подбор материала, условность и субъективность творчества, оказание предпочтения тем или иным фактам, явлениям, произвольность толкований, писатель имеет конечную цель: представить читателю эстетический образ реальности, в котором «случайно» становится средством осмысления вероятной природы отдельных явлений и человеческого бытия. Такая магичность правдоподобия художественной картины мира достигается с помощью отдельных деталей, воспроизводимых ситуаций, описаний, диалогов, монологов и художественного обобщения. Поэтому читатель образ «второй реальности» воспринимает как возможный вариант мироздания, которую можно воспринимать или отрицать. Такова природа художественной литературы как разновидности искусства.

Из предыдущих классов вы знаете, что украинскую литературу разделяют на периоды: XI - XVIII века - древняя, XIX века - новая, ХХ - начало ХХІ века - новейшая литература.

Художественная литература XIX века делится на меньшие самостоятельные периоды: украинская литература первых десятилетий XIX века; 40 - 60 годы; 70 - 90 годы, конец ХІХ - начало ХХ веков. Каждый период характеризуется своими образами, проблематикой, жанровым, стилистическим своеобразием, определенными эстетическими открытиями, художественными достижениями. Украинские художники ориентировались на передовые философские и эстетические идеи, творили в русле исканий писателей Европы. Это свидетельствует функционирования стилевых течений в западноевропейских и украинской литературах: классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма, натурализма, модернизма, которые, по сути, развивались в небольших временных промежутках, а под конец XIX века совпадали.

Постепенно украинская литература завоевывала мировое признание. В европейских странах значительный резонанс имели произведения Ивана Котляревского, поэтов-романтиков, Тараса Шевченко, Николая Костомарова, Марка Вовчка, Пантелеймона Кулиша, Ивана Франко, Ивана Карпенко-Карого, Михаила Старицкого, Ольги Кобылянской, Михаила Коцюбинского, Леси Украинки и других, чьи произведения переводились славянскими и западноевропейскими языками, были положительно оценены тогдашними критиками. В конце XIX века лучшие произведения украинских художников стали известными и в Америке.

Неотъемлемым признаком литературы является ее национальное своеобразие и общечеловеческий измерение. Это означает, что искусство слова каждого народа имеет национальную самобытность, является носителем признаков, характеризующих нацию, отражают ментальность народа, его духовность. Общие национальные особенности мировосприятия обусловлены исторически сложившиеся географическими особенностями территории страны, на которой живет народ, ее экономическими, общественными условиями, а также культурой, в частности литературной жизнью. Национальное своеобразие литературы сказывается на тематике и проблематике произведений, изображении характерных типов, которые проявляют себя через индивидуализированные черты героев. Эта органическая качество художественной литературы определенного народа ярко раскрывается через систему содержательных и формально-стилевых особенностей, присущих национальным художникам. Однако литература каждого народа несет в себе не только национальные особенности, но и общечеловеческие, близкие читателям других народов. Украинская литература является гуманистическим художественным феноменом, ведь всегда несла большой заряд любви к человеку, защищала человеческое достоинство. Неслучайно произведения украинских писателей находили отклик в сердцах читателей мира, которые восхищались искрометным смехом Ивана Котляревского, глубоким патриотизмом Тараса Шевченко, романтизмом Николая Гоголя, интеллектуализмом Леси Украинки, гуманистическим пафосом Ольги Кобылянской, неповторимой поэтикой Михаила Коцюбинского. Читателям многих стран импонирует пафос утверждения духовной ценности человека, его права на свободу, равенство, свободное развитие, защиту государственной независимости.

Развитие литературы происходит в неустанных поисках, экспериментах, то есть постоянно находится в процессе.

Литературный процесс - это особая форма функционирования литературы в определенной стране в определенную историческую эпоху. Охватывает в свое силовое поле не только художественную литературу, но и все, связанное с ней: критику, литературоведение, философию, смежные искусства. Он состоит из таких факторов: творческие направления, их становление, развитие, упадок; стилевые течения, борьба между ними, временные рамки; творчество художников, их новаторство; критика и ее влияние на развитие литературы; периодика, издательское дело; связь с литературой других народов; литературные группы, писательские организации. Литературный процесс в каждой стране является частью мирового общественно-исторического процесса развития искусства слова.

В XIX веке возникло литературоведение - наука о художественной литературе, которая освещает ее происхождение, сущность и развитие. Это одна из гуманитарных наук, которая играет важную роль в духовной жизни общества, формируя у читателей эстетические вкусы и мировоззренческие основы. Его функция - анализировать литературные явления, оценивать художественные произведения в свете общечеловеческих идеалов, формировать систему научных знаний об искусстве слова, способствовать прогрессу человечества.

Украинское писательство поспособствовало пробуждению национального самосознания безгосударственной украинской нации. Оно стало защитником прав народа, а художественное творчество - трибуной защиты обездоленных. Итак, осознание общественного назначения литературы определило характер художественных исканий художников, появление героев, которые отличаются активностью, стремлением изменить антигуманный мир, например, Бенедьо Синица, Евгений Рафалович у Франка, Чипка Варениченко в Панаса Мирного и Ивана Билыка. Галерею борцов за свободу создали Михаил Старицкий, Борис Гринченко, Леся Украинка и другие. Возвеличивали человека-творца, духовно богатую личность Михаил Коцюбинский, Ольга Кобылянская, Александр Олесь. Украинская литература этой эпохи была новаторской и в проблематике, образной палитре, и в жанровых формах. Она богата творческими индивидуальностями мирового измерения, разнообразием стилевых и художественных манер, гибкостью и свободой образного воплощения. Национальные художники сформировали новый тип читателя, который в начале ХХ века боролся за независимую Украину.