Они связаны с празднованием праздника русалий - поры, когда весна переходит в лето, завершаются важнейшие полевые работы. Праздник начинается с зелени (замаювання дома, двора и ворот разнообразной зеленью и травами), что имеет целью обеспечить отпугивания «нечистой силы». Обязательным является и поминовения умерших, от которых ждут поддержки в работе и обеспечения хорошего урожая. Целую неделю от Зеленого воскресенья (Святой Троицы по христианскому календарю) называют «русальной», а четверг - «Русальной Пасхой» (Зеленые праздники по дохристианской традиции).
Мотивы русальных песен во многом продолжают мотивы, развитые в веснушках. Они связаны с образами природы, растений (лес, плетение венков, образы деревьев, девушка несет воду из колодца, прядет конопля). Существует древний обряд уборки и замаювання девушки, которую водят по полям, распевая песню о тополь («Тополь»). Это в определенной степени имеет целью удовлетворить духов, которые будут способствовать успешному ведению полевых работ. Важными являются процесійні обходы полей и огородов с распеванием царинних песен - своеобразных молитв за урожай и отвода от него природных стихий. Такие царинні обряды играют роль своеобразного оберега сел, полей, пасек, водоемов, хозяйств, домов и т.д. Выполнялись они до восхода солнца. Люди - члены царинних процессий - протягивают руки к востоку, распевая царинних песен много раз подряд, пока не взойдет солнце:
Пойди, выгляни, солнышко, улыбнись!
Наше зело-рожь колосись!
Наливайся рожь, колосись.
Выгляни, выгляни, солнышко, улыбнись!
Участвовать могут все - и взрослые, и молодежь, и дети. Все празднично одеты; девочки в венках из живых полевых цветов с ржаными колосками; взрослые девушки в венках из барвинка с приложением полевых цветов и колосьев, ребята в гирляндах через плечо из ржаного колоса молодого и зрелого прошлогоднего; женщины и мужчины переодетые и замаскированные. Мужчины с музыкальными инструментами, женщины украшенные полевыми цветами. Иногда берут с собой козу, убранную в цветы и колосья, как символ плодородия и благосостояния. Во время вступления «на ниву» дети и взрослые поднимают страшный шум: дети колотят и звонят, все поют - все это имеет целью изгнать злые силы из ржи. Потом поля опрыскивают водой или молоком и устраивают среди поля пир с жертвенной пищей.
***
Сидела русалка на берегу белой,
Просила русалка в женщин наметки:
«Женщины-сестрички, Дайте мне наметки,
Хоть не тоненькой, Чтобы беленькой».
Сидела русалка на берегу белой,
Просила русалка в дівочок рубашки:
«Девочки-сестрички, Дайте мне рубашки,
Хоть не беленькой, Чтобы тоненькой».
Ой бежит, бежит молодая девушка,
А за ней русалочка:
«И послушай меня, красна барышня,
Загадаю тебе три загадочки,
Как угадаєш - к отцу пущу,
Не угадаєш - к себе возьму:
Ой что растет без корней?
А что бежит без повода?
А что растет да без цвета?»
«Камень растет без корней,
Вода бежит без повода,
Папоротник растет без цвета».
Барышня загадочок не угадала,-
Русалочка барышню залоскотала.
Прилетела кукушечка
Из темного леску;
Села, пала, закуковала
В зеленом саду.
Ой как вышла Марусенька,
У нее спросила:
«Скажи мне, зозуленько,
Долго буду в отца?»
«Будешь, милая Марусенько,
Сей день до вечера».
«Бодай же ты, зозуленько,
Семь лет не ковала,
Что ты мне, молоденькой,
Правды не сказала».