Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-50-х годов ХХ века
Улас Алексеевич Самчук (1905-1987 гг.)
«Мария»
Улас Самчук был первым, кто сказал миру правду о 1933 год, его причины и последствия. Роман «Мария» - это не просто произведение о голодоморе, это произведение-реквием.
Как сын крестьян и выразитель интересов украинского крестьянства писатель сразу же понял весь размах национальной трагедии.
Роман был написан в 1933 г. за рубежом по горячим следам страшных событий. Небольшой по объему, он охватывает несколько десятилетий. В нем автор художественно осмысливает общественные катаклизмы, человеческие драмы и трагедии, начиная с дореволюционного периода - вплоть до большевистских реформ 30-х pp., следствием которых был геноцид, унесший жизни около 10 миллионов человек. Картины человеческих страданий, мученических смертей, аморальных деяний большевистских опричников поражают трагедійністю, широтой художественных обобщений.
Роман «Мария» был напечатан в 1934 г. во Львове, но очень долго шел до своих читателей.
В книге есть посвящение: « Матерям, погибших голодной смертью на Украине в 1932-1933 годах». Написан в высоком стиле хроники жизни женщины-крестьянки, роман подносит ее образ до символа Украины.
Экстремальная тема требовала особой художественной формы. Поэтому роман написан в виде строгого описания жизни Марии.
Сочинение-хроника с максимальной достоверностью отражает события не только жизнь Марии, но и целого народа. По форме произведение тяготеет к традициям агиографической (житийная) литературы ранних образцов. Произведение состоит из трех больших разделов: «Книга о рождении Марии», «Книга дней Марии», «Книга о хлебе».
Число прожитых дней - самая большая тайна земного бытия - сразу сообщается автором. Таким образом, он будто сразу предусмотрел за рождением смерть героини, а следовательно, наполнил особым смыслом каждый день жизни Марии.
В большинстве своих произведений, а в «Марии» особенно. Самчук подходит к отображению жизни по мере украинского вітаїзму.
Теория литературы
Витаизм - это эстетическая система, содержащая утверждение торжества жизни в его самых разнообразных проявлениях, даже тогда, когда оно безвозвратно уходит.
Концепция вітаїзму связана с библейским пафосом, библейскими ассоциациями, которые неизменно возникают при чтении романа.
Библейско-житийный пафос проявляется уже в названии глав романа: «Книга о рождении Марии», «Книга дней Марии», «Книга о хлебе» (по аналогии библейских Книг Царств). Он усматривается также в обобщенных описаниях жизни Марии как конкретной женщины-крестьянки и женщины-украинки, женщины-матери вообще. Вот почему образ Марии ассоциируется с образом Матери Божьей.
Мать - это самое святое. Поэтому и говорит старик Игнат к стареющей Марии: «Целую руки матери. Целую большую святость. Целую труд! Мария! Мария!..» Да и само имя главной героини символическое. Для каждого человека Мария - имя Матери Божией. Каждая земная женщина носит в себе жизнь. Поэтому она чистая, святая. И вечная, как жизнь. Таким образом, роман «Мария» - не только хроника, но и гимн женщине - жене, матери, любимой.
Автор точно обозначил количество дней жизни Марии: «Если не считать последних трех, то Мария встретила и провела двадцать шесть тысяч двести пятьдесят восемь дней. Столько раз сходило для нее солнце, столько раз переживала наслаждение бытия, столько раз видела или чувствовала небо, запах солнечного тепла и земли». Итак, прожила Мария 71 год 11 месяцев. Этот прием задает произведению определенный последовательный ритм.
Теория литературы
По типу произведение относят к хроники. Хроника (от греч. chzonika - летопись) - это литературный жанр, содержащий изложение исторических событий в их временной последовательности. В центре хроники - время как субъект исторического процесса... Организующей силой сюжета в хронике предстает сам ход времени, которому подвластны действия и судьбы персонажей. Для хроники характерен экстенсивный сюжет, что образуется чередованием сцен, фрагментов, картин действительности, которая меняется. Структура хроники отражает темп, длительность, порядок и ритм изображаемых событий, за точку отсчета которых, как правило, принимаются моменты реально-исторического времени. Известны различные хроники: библейские, романтические, семейные.
«Мария» приближается к агіографічного жанра (литературы) в его раннем типе (житие Антония Великого, Афанасия Александрийского). То есть подразумевается агиография в первоначальном замысле, лишена, как в дальнейшем, определенной житийная схемы. Высокий стиль, которым написано произведение; придает образу Марии высшего, надпобутового значение, приближая ее к библейских героинь и вместе с тем невольно поднося этот образ до уровня символа Украины.
Жанр хроники агіографічного характера, сознательно выбранный автором, диктует такую особенность, как документальная точность в изображении событий. Воплотив многочисленные воспоминания о событиях искусственного голодомора в художественную форму, автор достигает усиленного эмоционального воздействия на читателя.
Сначала роман разворачивается вроде в духе украинской классической прозы - обычное крестьянское жизнь с ее ежедневными радостями и заботами. Изображение народных обрядов: вечерниц, помолвки, свадьбы, расплетение косы невесты - все это в рамках классической украинской этнографии. И сама историческая эпоха вносит коррективы. Корнея забирают до российского флота в рекруты. За семь лет службы государю императору Корней нахватался того, что стало доминирующим в характере его сына Максима - пренебрежения к родному языку, бездумья и жестокости даже к родным людям. После возвращения Корнея лишь любовь Марии и труд на земле возвращают его в привычное крестьянское русло, а его характера возвращают человечность.
А потом в произведение входит элемент таинственности, связанный с поджогом Мариин дом на Пасху. Однако эта таинственность вызвана сложностью человеческих отношений. Итак, перед читателем не схематические образы, много раз виденные в произведениях традиционной сельской тематики, а глубоко реалистичные, сложные образы, обрисованные с глубоким проникновением в психологию.
Совсем другое, жуткое впечатление производят последние разделы романа. Автор поднимает их до уровня трагедийного национального эпоса: все главные герои погибают.
Образ Марии - наиболее значимый, продуман автором до мелочей.
Дни маленькой Марии из Книги о рождении Марии сбегают молниеносно. Измерение времени для нее начинается со смертью родителей: «Прошло много дней. Каждого из них Мария звала и ждала маму, но всходило солнце, Мария ложилась спать, вставала - нет и нет. Медленно начала забывать».
Тяжелая судьба сироты, и Мария имела оптимистическую натуру. С девяти лет пошла в наймы, научилась всякой работы. И портрет ее поданный в труде. В образе Марии воплощены все лучшие черты женщины: трудолюбивая, ласковая, щедрая, песенная натура: «Когда поешь, голос вьется и обнимается со звездами. Мария поднимается высокая грудь и виводе... Звенит, звенит ее моторная, душистая песня, носится над полями, чайкой вьется, рассыпается лунами дзвонотонними...» И слова, и слезы - истинное воплощение ее мыслей, ее человеческой сути. «Мария плачет, когда на широком мире тесно становится, а душа требует пространства». Она простая крестьянка и точно знает свое место и предназначение в этой жизни. Это труд. Мариина труд - это ее самовыражение, ее творчество, ее борьба за право называться человеком, иметь достоинство и собственность, а значит, и уважение односельчан.
Однако Мария не идеальна, она также допускает ошибки. Такой ошибкой было ее бракосочетания с Игнатом. Но то, что Мария бросила нелюбимого мужа, было нарушением моральных норм. Не все складывалось просто в супружеских отношениях и с Корнеем, но у Марии был один рецепт: труд и терпение способны победить все.
Улас Самчук коснулся традиционных для нашего народа проблем морали, труда на земле, достатка, любви и счастья, национального сознания, родителей и детей. Но все эти вопросы предстают через призму трагедии Украины во времена тоталитарного режима.
Трагедию Марьина рода показаны день за днем. Самый молодой Марии сын Лаврентий, как найпорядніший, найлюдяніший, национально сознательный, становится жертвой большевистских репрессий. Единственная дочь с маленьким ребенком погибают в голодных муках. Средний сын, ленивый и непослушный Максим, становится большевистским палачом, глумится над извечной народной моралью, разрушает святые храмы, убивает своих соотечественников, попирает национальные корни.
Именно он символизирует разрушительную антигуманную суть большевистского строя. Символичным является и то, что отступника-сына собственной рукой казнит на смерть родной отец Корней: «Быстрыми шагами подошел к нему и раз, второй размахнулся и опустил топор».
И здесь символическое видение ситуации: топором Корней рубил социализм, который истребил его род и миллионы украинских семей.
Таким образом, голодомор в понимании писателя - закономерный зверство сталинской власти. Он является также и расплатой за человеческие грехи: пренебрежение Марией брачным долгом, поджог Игнатом Корнієвого хозяйства, а самое главное - за фатальную привязанность Максима до большевистского строя. Написан « по горячим следам », роман не указывает путей выхода из кризиса. Но Самчук полагается на силу самой жизни, которое не позволит людям потерять человеческий облик.
Важную роль в романе играет обращение к фольклорной традиции. Она заключается и в противостоянии братьев по крови, и в действиях отца, топором убивает своего сына-отступника, который пирует с подобными себе, а его мать в это время умирает с голода.
Убив сына-отступника - одного из виновников национальной трагедии, Корней одновременно проявляет заботу о умирающую жену Марию, отдавая ей то, что осталось от недоїденого дохлого зайца, заботится о Надежде, еще не зная, что обезумела от голода дочь наложила на себя руки, задушив перед тем свое дитя.
Улас Самчук удается до глубокого анализа психологического состояния персонажей, которые оказываются в экстремальных ситуациях. Корней, убежден, что он должен наказать сына-изверга, понимая, что сам умрет с голоду, проявляет внимание последнюю свою в жены. В поступке Корнея отразилась жизненная позиция Самчука, его вера в человеческую волю к жизни вплоть до последнего вздоха.
Несмотря на весь трагизм последних разделов произведения, роман В. Самчука наполнен жизнеутверждающим пафосом: украинский народ бессмертен и имеет свое будущее. Поэтому так актуально звучит призыв Гната до уцелевших от голода односельчан, скомпонованный в библейском стиле: «Запомните, сыны и дочери великой земли... Запомните, гонимые, униженные, вытравленные голодом, мором! Нет конца нашей жизни. Горе тебе, отчаявшийся, горе тебе, виречений самого себя!.. Говорю вам большую правду: лучше будет Содому и Гоморре в день страшного суда, чем вам, что отреклись и плюнули на свою мать!..»
Трагедия рода и народа заключается в том, что на оскверненной земле ушел в миры на погибель Корней, не стало Марииных детей, умирает и она сама - мать рода человеческого. И все же, несмотря на трагичный пафос, в произведении звучат жизнеутверждающие мотивы, мотивы вечности народа.
|
|