Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Статья

Творческий диалог: «От точки до точки» - Модель заседание школьного литературно-творческой студии

Кружковая работа

Творческий диалог: «От точки до точки»

Модель заседание школьного литературно-творческой студии

В. Коваленко,

кандидат педагогических наук

Черкассы



Копилка мыслей

«Художник пишет не то, что видит, а то, что увидят другие» (Поль Валери)

«Для того, чтобы удивиться, достаточно минуты; для того, чтобы удивить, нужны долгие годы» (Клод Гельвеций)

«Красота - соревнования к совершенству»



Тема: Психология творчества украинского художника (на примере романа В. Захарченко «Холодный профиль камеи»).

Цель: продолжать знакомить старшеклассников с проблемами психологии творчества, в частности с основными этапами создания художественного продукта (вызревание, рождение замысла, его реализация и проверка на жизнеспособность); развивать умения интерпретации символики цвета, имен, отдельных художественных деталей.



Ход занятия

1. Обмен новыми мыслями, впечатлениями, информацией относительно событий в литературно-художественной жизни Украины, в частности города (села).

2. Копилка мыслей.

Совет: перед обсуждением проблем психологии творчества в романе словеснику необходимо обратить внимание старшеклассников на мнения известных людей - как на своеобразные наставления, правила художественного творчества - и попытаться объяснить их смысл. В процессе творческого сотрудничества (формирование собственного литературного опыта) учеников следует приучать вести дневник, куда они смогут записывать новые мысли, впечатления для будущей творческой работы.

3. Творческий диалог.

Вступительное слово учителя. Легко ли быть художником, проживая не одну минуту самого интересного, самого сладкого жизнь от отправной точки-художественного замысла произведения до его завершения? Легко ли быть украинским художником в уже независимой, но еще неукраинской Украине, когда настоящий выбор, что соответствует твоему характеру и образу бытия в этом мире, в частности, на своей земле, встречают вчерашние «духовные и физические ключарі» взрывами «пароксизма ярости уже не сколько против «етой независимости», но и против тебя - «предателя, оборотне», против твоего родного языка, что через семидесятилетие проклюнулася родниковыми словам, против твоей истории, твоего рода?...

В этой риторике сразу угадывается Василий Иванович Захарченко, лауреат национальной премии имени Т.шевченко, в чьих художественных откровениях была и остается Украина - на ее розхрестях прошлого и будущего. Именно она стала ключевой основой нового романа «Холодный профиль камеи», во время прочтения-перечитання которого каждому открывается философский смысл бытия не только человека-творца, но и себя как украинца.

Чтобы максимально приблизить к читателю мир тончайших художественных движений украинского художника, В.Захарченко прибегает к поиску самобытных индивидуальных способов построения сюжета, в то же время тонко вимайстровує все этапы рождения художественного произведения из-за самонаблюдения демонстрирует в этом стадійному развития проявление целостной психической деятельности художника с его духовной организацией, собственно человечностью; решительностью и волей в достижении творческого замысла, несмотря на все неблагоприятные обстоятельства; свободу выбора и чувство достоинства с опонуванням до всего того, что, по Гете, «для художника несвойственно».

Скромный, но характерный, как и В. Захарченко, главный герой «...холодной камеи», талантливый художник Артем Петрович Бекетнии, на протяжении всего произведения «дорастает» до темы будущей картины.

Вопрос: Какой момент в произведении свидетельствует начало рождения замысла по созданию новой картины?

Помогает материал для учителя

Художника поражает интригующее начало-сон, что является своеобразным інсайтом, сопровождаемым рождением потока идей: на знакомой автотролейбусній остановке, где достаточно людно, напротив центрального рынка под дождем на тротуаре «в черном месиве» болота тонуло младенца. Только головка еще держалась сверху, а «глаза покорно смотрели на мир». Но ребенка никто не спасал: прохожие напівбайдуже, напівстривожено поглядывали на детскую головку и проходили. Прошла и женщина, которая Артему Петровичу показалась матерью. Не спас и он: «какая сильная сила сковала ему движения...».

В утренних размышлениях художник пытается себя оправдать, ведь во сне он был лишь пассивный наблюдатель, зритель. Однако то, что подсознательно випорснуло, «не контролируемое нашорошеним умом», двинулось на него ливнем риторических вопросов: «Что же это было?», «Кто же этот ребенок?», «Почему не запомнил профиль той женщины?»

Что-то притчево-нравственное видел в своем сне и понимал, что «... работа будет длинная... главное, не спугнуть то, что идет к тебе, дается тебе, открывается постепенно... Но и не откладывать на потом, ибо «магма может застыть».

Вопросы и задания: Как начинается долгий (в течение года) творческий поиск реализации художником замысла картины с предварительным названием «Дитя»? Значимость творческой задачи, которую ставит перед собой художник, требует от него немалых эмоциональных затрат и физического здоровья. Прокомментируйте мир его внутренних чувств.

Помогает материал для учителя. Проверке на жизнеспособность рождающихся идей предшествует черновая работа художника - фиксация размышлений, впечатлений и наблюдений. Поэтому, одержимый творческим замыслом, Артем Бекетний пытается явленное ему подсознательное адаптировать к среде, в котором обязательно должен себя проявить творческое действие, подсказанная новыми, только что найденными, ассоциативными связями: «Он всматривался в каждого прохожего, примеряя его к будущей картины с покиненою ребенком. И все они были словно из того жуткого сна, такие же равнодушные, такие же каждый замкнут в себе, каждый - мимо, мимо, мимо...»[С, 217].

В том рефренному «мимо» сразу вчуваєш встревоженное сердцебиение писателя за нашу действительность.

Вопрос: Какие мировоззренческие позиции и моральные ценности Артема Бекетного сюжетно раскрываются через показ писателем мозаики времени?

Помогает материал для учителя. Художник Бекетний - один из тех украинских юношей, кого в Великую Отечественную «хватопеком» шиковали, «подбадривая бистрим матом» и бросали безоружных на немецкого врага, а он «в той сумасшедшей бісівській бойни» остался живым, защищенным рукой Всевышнего; один из тех, кто ревностно защищал своих коллег-художников от инкриминирования им советской властью клейма «буржуазных националистов»; один из тех, кто тревожится ныне за праздник долгожданную Независимость Украины, это «счастливое потрясение на старости», которое так глупо можно потерять за эту малороссийскую малость, что приручен отзывается на зов своих палачей, по-животному топча все родное»; один из тех, кто ненавидит вчерашних перекрасившихся партократов, «циников первой гильдии» с начальственными «лужаними» горлянками (здесь проявляется и последовательная оппозиционность писателя к несправедливой украинской власти); один из тех, кто одержимо любит Украину и честно и добросовестно (за дедовой моральной опорой в жизни), сейчас оберегает ее от всякой подлости, чтобы не заповзала в ее душу», ибо он - Бекетний, в переводе, сторож! (сразу же напоминается образ Сторожа из повести Франко «Захар Беркут»).

Итак, богатый жизненными впечатлениями и опытом, интенсивной чувственностью до свежих событий, художник Бекетний дорастает до темы ребенка через осмысление и отбор материала, который был близким его теме боли - теме будущего независимой Украины, которую, кроме своих трех внуков, называет семья Бекетних «четвертым ребенком».

Задание: Назовите ассоциативный ряд, который возникает в сознании художника в связи с образом тонущей ребенка.

Помогает материал для учителя. Наблюдая восходы, что уже зарождалось на востоке, Артем Петрович неожиданно в контексте своих мыслей вспомнил еще с детства от бабушки Анны родное слово, произнеся: «из яйца-закльовку ночи вылупляется новый день». И перед картиной покойного художника Крижнія подсознательно не покидает его сяйний образ детского личика в болоте: кисть коллеги никогда не волновал Бекетного, потому что тот еще при жизни «не хватал звезд с неба, писал пейзажи, портреты, картины с колхозного жизни, много писал, но как-то серийно на одном уровне»; а здесь Артем Петрович неожиданно замирает: «Да он же был художником, помеченным Богом... Что в нем разрушило вот Божеское?... Какая бесовская сила задушила?...» [с.214]. Может, он детское личико не заметил, как и картины Крижнія? И Бекетний корит себя за равнодушие...

Задание: Опишите процесс поиска художником в реальной жизни образа женщины со сна, что «пронесла мимо себя» ребенка и «розстанула в серой мгле».

Помогает материал для учителя. Поиски художником образа женщины оказываются чрезвычайно тяжелыми. Сначала - это голая красавица с «тремким пламенем тела», которую художник встретил на серебряном забережжі зимнего утра, вышла из ледяной воды (реальное); далее его терзают ее смутные серые очертания (ирреальное), пока на ощупь не получается на образ своей первой жены Ирины, которая отказалась от новорожденного сына. И лишь воспоминание о встрече в суде оживил в его памяти ее невероятно красивый, «как каменная статуя», профиль «холодной камеи».

Этот прием умолчания в развертывании сюжета с углублением в биографию героя неожиданно раскрывает ту тайну, которая на протяжении всего произведения подогревалась эмоциональными импульсами, возбуждала интерес: кто же она, и холодная камея? Итак, творческая находка підказується художнику самой жизнью,

особенно контрастом между женщинами: той, что отказалась от ребенка, и той, что ее усыновила - его Светланой.

Вопрос: Подчеркивание темы картины сопровождается процессом отбора накопленного художником художественного материала. Как это символически изображено в романе?

Помогает материал для учителя. Своеобразная организация. Захарченко художественного материала по раскрытию психологических черт творчества и выразительность темы подчеркивается образу сада - «інтермеццом» Бекетного, где художник, обрезая сухие ветки и те, которые перекрещиваются», якобы избавляется от отмерших «сушняк» идей, оставляя для будущей картины более жизнеспособные, здоровые (мечта о здоровой нации); при этом страдает, что припоздал с этой работой, чтобы не навредить дереву - «соки погнало».

Задачи: Процесс появления картины-пророчества, картины-предостережения - это и процесс самоисследования, что талантливо «экранизируется». Захарченко через символику цветов. Объясните их смысл и роль в раскрытии главной идеи произведения искусства.

Помогает материал для учителя. Именно художник, призванный по своей природе рожать, оглядывается на восход солнца, на небо, символизирующие вечность мира, а следовательно, и вечность его Украины. Собственно украинское сине-желтое сочетание цветов видится художнику везде. В частности, самоутверждения независимой Украины насквозь отмечается небо-солнечной символикой, например, изменениями самого неба: от того, что оно светлеет и в него доливается синева - и к его «глубокой, ровной, голубой твердые». Естественное врастание-произрастания человеческой души до всего светлого, чистого тонируется солнечным (українородним) и белым цветами: золотое веснушки одуванчиков, обильная белина вишен, солнечный коктейль, небесное сияние детского личика... Даже жена Бекетного, в отличие от его первого «смуглого» несчастной любви, обозначенная живительным цветом - Света, Светлана, в конце концов, Лана, созвучное с Ладой - праматерью украинского вселенной, хранительницей его душевного строя, той, что помогает ему «стать на точку» (кстати, здесь показательно раскрываются психические черты вдохновения самого В. Захарченко: основа его писательского труда - это «абсолютная тишина в душе, чтобы ничего не тревожило в семье», потому что семья для писателя - тоже своеобразный «бекет», сторожа, а потому и пишется ему только дома, а не, к примеру, в домах творчества [2, 235]). На картине Бекетного его жена с цветами, по словам художника Павла Ганжули, - золота «Даная».

Задача: Действительно оригинальной находкой писателя относительно созидания смысла картины действительности является сфумато. Раскройте значение этого слова с помощью словаря иноязычных слов, а также его роль в реализации идеи картины.

Помогает материал для учителя. В изобразительном искусстве сфумато - это средство, благодаря которому смягчаются образы фигур и предметов, что дает возможность передать окружающий их воздух). К примеру, рассматривая первый вариант картины Бекетного, старый художник Поташенко поражен «сфумато облаков» вокруг женщины; в завершенном - тревожным сфумато сиреневого цвета. В свою очередь, «сфуматне» будущее Украины присутствует и в картинах Павла Ганжули из серии «Калина», где художник показывает ее то в обрамлении инея, то в смутных тенях, что интригует реципиента, умножает в его сознании разные, близкие ему, чувственные ассоциации. Так, Артема Петровича заинтересовывает на картине Ганжули «тень какого-то стройного дерева, что перечеркнула белые стены (авт. - старый дом), заломившись на соломенную кровлю». И хотя на картине именно дерево отсутствует, однако с переднего плана художник угадывает его тень и не только его, но и свою ( чувство тревоги, смуты, собственной ответственности за то, чтобы не потерять подаренный шанс независимости, а в итоге и себя?).

Вопрос: Глубокий идейный смысл романа кроется в «дотошному» выборе В.захарченко фамилий и имен своих героев. Что они символизируют, на ваш взгляд? Отражают стиль их жизни и профессиональной деятельности?

Помогает материал для учителя. Уже само звучание фамилий готовит читателя к восприятию их соответствующей морально-этического поведения, украинской или антиукраинской ориентации, в частности, и характерных творческих рис. Так, к примеру, тот же Бекетний (сторож) имеет также неслучайны имя и отчество: Артем за первым буквосочетаниями напоминает его собственное происхождение - из ариев (ориев); Петрович - от Петра - камень, следовательно, твердый, нерушний в своих убеждениях. Именно Артем Петрович Бекетний является духовным сторожем, оберегом всего родного, украинского; именно он олицетворяет лучшие ментальные черты своего народа: мудрость, патриотизм, природную интеллигентность, неиссякаемую работоспособность, чрезмерную чувствительность к чужой боли, уважение к семье. Его жизненное кредо - «...Живи, твори. Иди вверх, ведь будущее - это всегда вверх» [с.218]. Поэтому Бекетний в произведении - своеобразный движок, что не дает окружающему застояться, как нестічній воде, болотові.

Вызывает интерес фамилию молодого сорокалетнего коллеги Артема Бекетного скульптора-миниатюриста львовской школы Павла Ганжули, который полностью своими жизненными и художественными принципами соответствует его сути. Павел довольно придирчивый ценитель труда своих коллег - словом, дошукувач той ганжи (черкасской наречии, брака, недостатков, недостатков, разгильдяйства), что замулює в искусстве настоящее, свежее, выхолащивает его. Будучи художником с «глазом таки точным и характером... чертовским» [с.239], Павел давал откровенную оценку виденному, резко «детонировало» на первую попавшуюся несправедливость, за что его в среде художников недолюбливали. Поэтому своеобразной ганжей художник и сам для советской власти: во времена андроповщини его обвинили и чуть не исключили из Союза художников за «антисоветские» преступления, в частности, за буржуазный национализм (вспомним, в этих грехах был обвинен и сам В. Захарченко), моральную распущенность, веру в Бога (Ганжула увлекался украинской стариной: рисовал иконы, портреты известных украинских гетманов, Т Шевченко, Г. Сковороды). Тогда Бекетний вступился, уберег талантливого юношу от «советского насилия».

Вопрос: На каких проблемах людей искусства заостряет свое внимание В.Захарченко?

Помогает материал для учителя. В выведенных В.захарченко образах Ганжули и Поташенка-Чичуєша актуальной представляется проблема свободы творчества, проблема выбора в условиях существования жестокой цензуры, а следовательно, проблема художника и власти, в контексте чего усиливается роль независимости Украины. Именно с этого времени вісімдестилітній Поташенко смог устроить целую персональную выставку о голодоморе 33-го и концлагеря, которые самому пришлось пережить в то смутное время, при «советах», когда рисовал, «обращая лицом к стене, еще и темной, чтобы вражеское око не увидело». С горькой болью воспринимает писатель признании Поташенкової выставки художественной братией (знакомый ярмарка амбиций, зависти!), «...в кулуарах, по мастерским гострила против этого сподівальника о пережитом щетинистые штыки: «Вырвался, когда уже всякой собаке свободно лаять, что угодно. А где же он был раньше с этими темами? Закладывал за бабочку, не викисав неделями» [222].

Как видим, еще одна проблема, не чужая уязвимым творческим душам, тревожит В.захарченко - пьянство. Она является следствием нереализованного, постоянно придушуваного таланта (во времена советской власти художественные цензоры не хотели выставлять Чичуєшевий «антикоммунистический сюрреализм»; за времена Независимости - знаменитую выставку художника за полмесяца свернули и забыли); сложного материального положения художника, потому что «перевелись ценители высокого искусства, хоть выходи по темному перенимать... богачей». Везде - «засилье чуждым». Поэтому от этого настырного «стимулирования» заглушить депрессивное состояние Артем Бекетний предостерегает и Ганжулу, и Поташенка (посредников прошлого и будущего в независимом, но еще «сфуматному» (авт.) современному), упрекая: «А воріженькам этого только и надо от нас».

Особенно же Артем Петрович страдает за талантливого Павла, чтобы тот не терял времени даром и работал пока молодой до самозабвения, потому что «с преклонными годами могут наступить простой, а то и «творческие» поиски «троячків» (на выпивку, как Чичуєш, - авт.).

Показательной для украинской ментальности «ганжей» предстает в романе колоритный образ старейшины Союза художников Демьян Давидович Токовый - по инициалам ДДТ, то есть дуст, «отравляющей» украинский дух своей продажностью, зрадливістю, вислужуванням перед начальством («народного зарабатывает»), притворством из себя национально сознательного. Таких Захарченко устами Бекетного называет «двойными врагами», ибо враг - хотя не предатель, а предатель - он и враг, и отступник одновременно...».

В отличие от других художников, ДДТ бывает за границей (хотя в его картинах отсутствует новизна);, «здоровается» с Первым и Вторым, заискивает перед ними, «выбивая» должность в то время, как талантливые Бекетні, Ганжули, Поташенки, Крижнії «оказываются среди задних» - в тени (опять сфумато?) (на праздновании 10-й годовщины Независимости Украины они не были приглашены ни в президиум, ни за праздничный стол - «бал», как всегда, правили «перекрашенные»). Так и встает перед глазами реальная ситуация 2004 года, когда власть подло пыталась вмешаться в дела Союза писателей Украины, где и оказались в художественном «коши» эти «двойные враги». И здесь В.Захарченко опасливо фильтрует словом нашу украинскую реальность, обостряя свойственной ему риторикой внимание на смысле творчества: «Разве мы для них пишем?».

Задание: Раскройте символику женских образов романа - Светланы и Ирины - рассматривая их в украинском морально-этическом контексте.

Помогает материал для учителя. Имена Светланы и Ирины несут большое смысловую нагрузку. В частности, муки творческого поиска Артемом Бекетним главного смысла картины сосредотачиваются вокруг Ирины - той ірреальної (несуществующей в действительности, а только в мышлении), иррациональной (недоступной пониманию; иррационального, мистического) идеи, которую художник интуитивно пытается поднять на поверхность своего сознания, перебрав большой массив жизненных впечатлений, чтобы подчеркнуть ее едва уловимый контур.

В украинском морально-этическом контексте эта женщина с чужим именем и рассматривается писателем как чужая (потому недоступна пониманию украинца своими нелогичными нематеринськими поступками отказа от родного ребенка), неприродня, а следовательно, мистическая, что затрудняет творческие искания художника. Образ Ирины - это также своеобразное сфумато (исчезнувший как дым), невидимое, «холодный в этой безокості», потому что женщина на картине, словно слепая, что переступает через «небесное сияние» от детского личика. С помощью холодных лиловых тонов-движений художник создает ощущение тревоги в окружающем мире.

Ирины закрылся красота и материнская слепота підтекстово, однако достаточно упізнавано, открывает нам нас самих словам одного из героев романа Мотузелі - «Такие уж мы есть». Следовательно, красивые внешне от природы, однако слепые, равнодушные «камеи», такие, что через свою мизерность не способны усмотреть судьбоносный дар - свое будущее, которое так тяжело одержали и так опрометчиво теряем.

Вопрос: Какова же идея неожиданно подчеркивает замысел картины? Чем художник обращает на спасение украинцами себя же?

Помогает материал для учителя. Эту идею Бекетному подсказывает Ганжула Павел, незаангажированный недалеким «советским» прошлым, видющіший за своего старшего коллегу: через увеличительное стекло, будто чей-то глаз (Всевышний дает последний шанс), он предлагает подчеркнуть страшную реальность, ту равнодушную ходу «мимо, мимо, мимо...» - за светлое круг оптического стекла, где уже ждет серая сумрак. Вперед?...

Этим болезненным риторическим вопросом В.Захарченко якобы на какой-то момент доходит до ума своих земляков. Оно же становится и названием картины. А в конце названия вопросительный знак и, слава Богу, не точка, которую ставит художник по завершению творческого замысла, а точки - каждая как тревожный прогресс-отсчет письменникового сердца: спешите думать об Украине, время подходит к краю круга, дальше - шаг в Ничто.

Литература

1. Белоус П. В. Психология литературного творчества: Книга для учителей и учащихся. - Житомир, 2004. - 96 с

2. Захарченко В. И. Ответы на анкету журнала «Башня» Кировоградской НСПУ от 22 июля 2002 года. - м. Черкассы // «Холодный Яр». - №3. - Черкассы, «Эхо-Плюс». - 2003. - С 231 - 237.

3. Захарченко В. И. Холодный профиль камеи // В кн. В. И. Захарченко «Сквозь серебряный иней».- Черкассы, 2005. - С 210 - 316.