III. Литература конца XVIII - начала XX вв.
Тема 8.
Григорий Квитка-Основьяненко (1778 - 1843)
(Григорий Федорович
Цветок)
Григорий Квитка-Основьяненко -
первый украинский писатель-сентименталіст, одним из первых начал писать
народным языком не только смешное, но и о серьезном. Т. Шевченко считал Г.
Квитку-Основьяненко основателем новой украинской прозы.
Г. Квитка-Основьяненко писал, что
украинский язык и литература «движется и будет жить» и что никакие потуги врагов
«не сотрут ее с лица земли», она «осилит противников и гонителей».
Писателям советовал: «Как говорим, так и писать надо».
Эпические
произведения Г. Квитки-Основьяненко делятся на две группы:
- бурлескно-сатирические рассказы
(«Вот тебе и сокровище», «Пархімове завтрак», «Підбрехач», «Салдацький патрет»
повесть «Конотопская ведьма» и др.);
- сентиментально-реалистические повести
с углубленным лиро-психологизмом («Маруся», «Капитанша», «Козырь-девка», «Искренняя
любовь», «Божьи дети», «Сердешна Оксана»), в основу которых положены изображения
сложных и благородных чувств простого человека.
Основная тема прозы - народное бытие в
его яркости, разносторонних проявлениях, этической ценности.
В произведениях Г. Квитки-Основьяненко
много лирических отступлений, в которых писатель, прерывая рассказ о событиях,
проявляет свое отношение к героям, выражая им сочувствие, давая советы и т.д.
Лирические отступления создают определенное настроение в произведении, приближают его к читателю.
«Маруся»
Этой повестью писатель имел целью
не только затронуть душу читателя рассказом о судьбе прекрасной, полной
добродетелей девушки и ее возлюбленного, которым, несмотря на силу их взаимных
чувств, судьба не дала возможности познать семейного счастья, а доказать состоятельность
украинского языка выявить тончайшие движения человеческой души. Это задание он сумел
выполнить, ему удалось вылепить выразительные национальные характеры, преподнести красоту
семейной традиции украинцев.
Фабула
(от греч. «басня, предание») - это представленный в причинно-временной последовательности
цепь событий, изображенных в художественном произведении (ключевая единица - событие).
Фабула
Маруся и Василий полюбили друг друга
и хотят жениться. И отец Маруси, сельский богач Наум Дрот, отказывается
отдать единственную дочь за бедного сироту, к тому же назначенного в рекруты. «Тебе
лоб забриють, - говорит он к парню, - а что тогда будет с Марусей?» Чтобы
откупиться от солдатчины, парень идет на заработки. В то время Маруся
простужается и умирает.
Вернувшись с заработков и не
застав милой живой, Василий идет в монастырь и там с горя по любимой тоже
умирает.
Художественные особенности повести
«Маруся»:
• Источники повести - это действительность
украинского села и народное творчество: украинские баллады, лирические, свадебные
песни, фольклорные мотивы (любовь, разлука, смерть влюбленных). От народной
поэзии - образность произведения, от сказки и предания - ее повествовательный стиль.
• Герои «писаны с натуры без
любого украшения и відтушовування».
• Форма произведения: изображение пейзажей,
свободная построение, наличие лирических отступлений, усиленный связь с фольклором.
• Сочетание сентиментализма с
реализмом (но есть недостатки: идеализация патриархального в жизни, чрезмерная
чувствительность).
• Язык произведения: под влиянием сентиментализма
растроганный тон рассказа о встрече влюбленных, разлуку, смерть Маруси, горе
ее жениха и отца; применение уменьшительно-ласкательных форм слов («Осталась
Маруся сама, склонила головушку на белую ручку, а слезинки из глаз так и
капотять», «Так-то они в последние времена разговаривали и оба плакали
непрестанно!», «Вот и рідесенький пал туман на реченьку»).
• Подробное описание сцен быта,
обычаев, обрядов (описания танцев, сватовство, свадьба, похороны с причитаниями).
• Искусный описание пейзажей (с сочетанием
поэтических, музыкальных, изобразительных средств).