Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ЗНО и ДПА по украинской литературе

III. Литература конца XVIII - начала XX вв.

 

Тема 8. Григорий Квитка-Основьяненко (1778 - 1843)

 

(Григорий Федорович Цветок)

Григорий Квитка-Основьяненко - первый украинский писатель-сентименталіст, одним из первых начал писать народным языком не только смешное, но и о серьезном. Т. Шевченко считал Г. Квитку-Основьяненко основателем новой украинской прозы.

Г. Квитка-Основьяненко писал, что украинский язык и литература «движется и будет жить» и что никакие потуги врагов «не сотрут ее с лица земли», она «осилит противников и гонителей». Писателям советовал: «Как говорим, так и писать надо».

Эпические произведения Г. Квитки-Основьяненко делятся на две группы:

- бурлескно-сатирические рассказы («Вот тебе и сокровище», «Пархімове завтрак», «Підбрехач», «Салдацький патрет» повесть «Конотопская ведьма» и др.);

- сентиментально-реалистические повести с углубленным лиро-психологизмом («Маруся», «Капитанша», «Козырь-девка», «Искренняя любовь», «Божьи дети», «Сердешна Оксана»), в основу которых положены изображения сложных и благородных чувств простого человека.

Основная тема прозы - народное бытие в его яркости, разносторонних проявлениях, этической ценности.

В произведениях Г. Квитки-Основьяненко много лирических отступлений, в которых писатель, прерывая рассказ о событиях, проявляет свое отношение к героям, выражая им сочувствие, давая советы и т.д. Лирические отступления создают определенное настроение в произведении, приближают его к читателю.

«Маруся»

Этой повестью писатель имел целью не только затронуть душу читателя рассказом о судьбе прекрасной, полной добродетелей девушки и ее возлюбленного, которым, несмотря на силу их взаимных чувств, судьба не дала возможности познать семейного счастья, а доказать состоятельность украинского языка выявить тончайшие движения человеческой души. Это задание он сумел выполнить, ему удалось вылепить выразительные национальные характеры, преподнести красоту семейной традиции украинцев.

Фабула (от греч. «басня, предание») - это представленный в причинно-временной последовательности цепь событий, изображенных в художественном произведении (ключевая единица - событие).

Фабула

Маруся и Василий полюбили друг друга и хотят жениться. И отец Маруси, сельский богач Наум Дрот, отказывается отдать единственную дочь за бедного сироту, к тому же назначенного в рекруты. «Тебе лоб забриють, - говорит он к парню, - а что тогда будет с Марусей?» Чтобы откупиться от солдатчины, парень идет на заработки. В то время Маруся простужается и умирает.

Вернувшись с заработков и не застав милой живой, Василий идет в монастырь и там с горя по любимой тоже умирает.

Художественные особенности повести «Маруся»:

• Источники повести - это действительность украинского села и народное творчество: украинские баллады, лирические, свадебные песни, фольклорные мотивы (любовь, разлука, смерть влюбленных). От народной поэзии - образность произведения, от сказки и предания - ее повествовательный стиль.

• Герои «писаны с натуры без любого украшения и відтушовування».

• Форма произведения: изображение пейзажей, свободная построение, наличие лирических отступлений, усиленный связь с фольклором.

• Сочетание сентиментализма с реализмом (но есть недостатки: идеализация патриархального в жизни, чрезмерная чувствительность).

• Язык произведения: под влиянием сентиментализма растроганный тон рассказа о встрече влюбленных, разлуку, смерть Маруси, горе ее жениха и отца; применение уменьшительно-ласкательных форм слов («Осталась Маруся сама, склонила головушку на белую ручку, а слезинки из глаз так и капотять», «Так-то они в последние времена разговаривали и оба плакали непрестанно!», «Вот и рідесенький пал туман на реченьку»).

• Подробное описание сцен быта, обычаев, обрядов (описания танцев, сватовство, свадьба, похороны с причитаниями).

• Искусный описание пейзажей (с сочетанием поэтических, музыкальных, изобразительных средств).