Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС начала XX века (1900-1930 гг.)

Иван Антонович Кочерга (1881-1952 гг.)

«Ярослав Мудрый»

Драма Ивана Кочерги «Ярослав Мудрый» рожденная эпохой Великой Отечественной войны, когда каждый человек проймалась обостренным чувством национального величия и традиций. В этот период родились самые высокие образцы искусства, которые стали своеобразной проекцией прошлого в настоящее.

Пьеса написана в 1944 p., окончательный ее вариант - в 1948 г. Произведение называют вершиной творчества драматурга. В основу его написания Иван Кочерга положил исторические события XI века. Именно в это время князем Киевской Руси был Ярослав Владимирович, которого в народе прозвали Мудрым.

Драма «Ярослав Мудрый» согретая высокими патриотическими чувствами автора. Древний Киев словно перекликался с Киевом 1941-1943 гг., что оборонялся и освободился от фашистской неволи.

Поэтому в своей поэме И. А. Кочерга преподносит проблему мира как высшей человеческой ценности, залог процветания государства и народа. Поднятые в произведении проблемы сыновней любви к родной земле, готовность победить любых врагов родины были очень актуальны для периода Великой Отечественной войны. Мужество наших далеких предков, их боевая доблесть были примером для воинов, которым тоже близки слова Ярослава:

Под Киевом большим златоглавым

Пусть зазвенит прадідна наша слава!

Пусть загремят червленії щиты!

То не дадим же гнезда своего в обиду,

Вперед, на бой за землю нашу родную,

За Киев наш, государственный и святой!



События произведения охватывают 1030-1036 pp., когда великому князю удалось обуздать междоусобные распри на киевских землях и отбить нашествие печенегов. Однако в произведении есть некоторые неточности: на 1032 г. автор отнес брак княжьей дочери Елизаветы с Гаральдом норвежским, хотя на самом деле это событие произошло значительно позже, в 1044 г. Писатель мотивирует это тем, что не хочет растягивать времени в драме. Имеются и некоторые нарушения обстоятельств битвы с печенегами под Киевом в 1036 г. По данным летописей, Ярослав находился в Новгороде и уже потом принял бой с печенегами. А в драме князь узнает о приближении печенегов города, находясь в Киеве. Поскольку пьеса является художественным произведением, то в нем имеют право на существование и историческая правда и художественный вымысел.

Ярослав хочет создать могучую державу - а для этого нужен мир. Порой его приходится приобретать и мечом, поэтому князь велит казнить новгородского посадника Константина, который попытался нарушить «мирный лад». К тому же князь подошел к осуществлению давно поставленной цели - высоко поднять культуру русской земли.

Пьеса «Ярослав Мудрый» состоит из пяти действий, каждое из которых имеет свое название и соответствует определенному Времени.

В произведении нет единого стержня - все сюжетные линии произведения пересекаются в образе князя, а важнейшие события тоже касаются только его. Главные из них: отношения Ярослава и Никиты, Ярослава и Журейка, Ярослава и Харальда, Ярослава и Ингигерды...

К тому же все сюжетные линии произведения подчинены главному драматическом конфликта - борьбе князя Ярослава с различными жизненными препятствиями за утверждение могущества и культурного развития мирной Руси.

Композиция пьесы тоже имеет некоторые свои особенности. Во-первых, произведение состоит из пяти действий, каждая из которой имеет свой заголовок. Пятая действие делится еще на две части (первую и вторую отмены), которые имеют еще и свою символику: гусли символизируют стремление Ярослава распространять культуру Киевской Руси, а меч является символом защиты от нападающих и утверждения княжеской власти. Золотые ворота являются символом мирного строительства, о котором мечтает Ярослав. Особенностью композиции данного произведения является и то, что все события изображены в хронологической последовательности. Стихотворение написано белым стихом, и большое значение для понимания ее содержания имеют авторские ремарки.

Все действующие Лица пьесы делятся на две группы: исторические (Ярослав и Ингигерда, Елизавета, Анна, Владимир, Сильвестр) и вымышленные (Никита, Журейко, Милуша, варяги).

Ярослав - интересная и очень противоречивая фигура. В пьесе все время сталкиваются два направления его деятельности: воинственный и строитель. Князь стремится мирного труда, но должен всю жизнь воевать, создает «Русскую правду», но не может «утверждать в жизни правды». Он жестокий воин и мудрый книголюб; создатель первого свода русских законов - и князь, который наказывал в междоусобной борьбе даже ближайших родственников, известный политик и вдохновенный строитель:

Да будет мир! И Богом я клянусь,

Что каждого поразит мой топор,

Кто збаламутить Киев наш и Русь,

Кто осквернит насилием дело мира.



Он показан и как государственный деятель, и как не лишенная искренних чувств, а то и обычных слабостей, человек. Но князь всегда имеет силу все подчинять высшей цели своей жизни, как бы это не болезненно было времени делать.

Хотя душа Ярослава болит, но он отдает свою дочь Елизавету за норвежского витязя, укрепляя тем самым союз с северным соседом. И в то же время одним из важнейших конфликтов драмы, в котором раскрываются патриотические чувства Ярослава Мудрого, является его борьба против засилья варягов. Он с сарказмом называет варягов, предков Ингигерды, наемниками, готовыми переметнуться к врагу, если тот давал «за меч дороже».

Ярослав хорошо понимал: варяги намеревались при помощи интриг и распрей прибрать к рукам Русь. Он с болью и сожалением, обидой и гневом в душе слушает, как Ингигерда называет русские города по-варязьки, пытается твердить о «превосходстве» варягов. Когда княгиня бросает Ярославу упрек, что у него кровь русской женщины-рабыни, он взволнованно отвечает ей:

Из всех небесных благ

Высшим благом кровь я эту считаю,

Потому что есть с народом верный мой связь,

Мне не надо пышных тех сказок,

Что предков нам ищут где-то за морем,

Народ мой здесь, на родных этих просторах,

От Киева до Ладоги живет.

И не заброд Исландии суровых, -

Меня своим предком назовет!



Сложная раздвоенность между государственным долгом и человеческими чувствами тем болезненней, что вся политическая деятельность князя Ярослава, направленная в мирное созидательное русло, порой заставляла его поднимать неправедный меч, а в другой раз - бросать оружие в ножны, когда ее следовало бы применить.

По жанру «Ярослав Мудрый» - это романтическая историческая драма. Темой произведения является показ сыновней преданности родине, пламенной любви к родной земле, патриотизм князя и широкого круга простых людей, которые в жестоких боях с разными нападающими всегда отстаивали свободу и независимость своей родины.

Центральным персонажем драматической поэмы является образ Ярослава Мудрого, в честь которого автор назвал свою пьесу. Писатель пытался убедительно воспроизвести две основные черты князя - непримиримость к всевозможных врагов отечества (внешних и внутренних) и стремление к строительству, культуры и образования народа. Князь Ярослав в произведении - это натура цельная, волевая, мощная. Умелый воин-защитник родной земли, тонкий дипломат, создатель и мудрец одновременно. Сам Ярослав отмечает, что «Берется мудрость не из заветов, А из исканий и ошибок горьких!»

В свое время критика упрекала автору обвинения в чрезмерной идеализации Ярослава; возможно, это и так. Но замысел драматурга заключался в том, чтобы показать хоть и не идеального, но, прежде всего, справедливого, дальновидного правителя.

Ярослав - мудрый политический деятель. Для него: «Раньше закон, а потом благодать». Конечно, содержание этого князевого высказывания многозначен. Ярослав является автором первого на Руси сборника законов «Русская правда», поэтому он является поборником строгой законности. Как патриот своего государства, князь заботится о верности родине, о превосходстве государственных интересов над личными, о сохранении мира.

Не все понимают князя. Его внутренние враги в лице жены Ингигерды, монаха Никиты и новгородских бояр заставляют Ярослава быть жестоким:

Людей учу я страхом и книгами,

Но и сам я у людей учусь.

Ибо мудр народ, и будет жить веками

В трудах и битвах воспитанный Русь.



Интересным образом в пьесе является образ монаха Никиты. Это - творческий, одаренный человек, способный украшать книги. Но в то же время Никита - это человек беспокойного нрава, драматической судьбы. Никита - сын новгородского посадника Коснятина, которого Ярослав казнил, потому что тот «нарушил спокойствие на Руси». Князь наказал Коснятина не для собственной корысти, а во имя народа, родины. Князь отмечает:

.. .вищих я не ведаю сокровищ,

Чем мирный труд и счастье в мирнім доме,

Которые весь век я честно защищал.

И пока жил, стоять я клянусь,

За русскую правду и единую Русь!



Никита понимает правду Ярослава, но в его характере борются два чувства: месть за отца и любовь к родине. Последнее побеждает, и, оставив намерение отомстить, Никита отправляется в далекое путешествие. Когда же, вернувшись, застает родину в беде, идет на битву с печенегами и отдает свою жизнь за Киев, за народ, за Елизавету, которую очень любит.

Символом духовности народа является в произведении ученый-монах Сильвестр. Это человек, который живет для своей страны, верой и правдой служит князю: воплощает в жизнь княжескую мечту о создании библиотеки.

Сильвестр - добрый советчик и помощник князя и его семьи. При отсутствии Ярослава именно он своим теплым словом и молитвой мог решить ту или иную проблему. Сильвестр - верный сын своей родины. С горячей любовью говорит он о родном городе:

Благослови, Господь, государственный Киев, Что на горе над голубым Днепром Охраняет мир и все труды людськії...

Каменщик Журейко - представитель простого народа в произведении. Он не меньше Ярослава любит свое отечество, искренне любит свою девушку Милушу. Журейко - красивый, статный юноша. Он имеет хорошую физическую силу, умеет сплотить вокруг себя народ.

Когда варяг убивает брата Милуши и пытается обидеть девушку, то юноша решительно становится на защиту, убивая варяга-преступника. Князь поклялся казнить юношу. Журейко оставляет Киев, становится моряком-рыбаком. Хоть Ярослав и преследует Журейка, но каменщик полностью одобряет борьбу князя за единство государства, за «покой на земле» и поддерживает его. Узнавая об измене Ульфа и Ингигерды, предупреждает Ярослава. Государственные интересы ему не безразличны. Однако он не корыстный человек, потому что отказывается от предложения Ярослава остаться при дворе. Журейко второй раз спасает Русь и Ярослава, когда приводит новгородские полки на помощь князю во время битвы с печенегами:

Победа! Господа прославь!

Побиты вдребезги плохих супостатов.

Патриотические чувства простого люда раскрыты и в образе Милуши, дочери Людомира и любимого Журейка. Это нежная, любящая дочь, верная невеста. Она способна на решительный протест против несправедливости, умеет найти выход из затруднительного положения. Именно она спасла своего любимого от жестоких намерений Ульфа.

Еще одной противоречивой фигурой является Ингигерда - жена Ярослава. По происхождению она шведская принцесса. В начале пьесы автор изобразил ее воинственно настроенной против князя. Его планы и мечты для нее были чужими. Она даже готовит с Ульфом заговор против Ярослава, потому что была владолюбною человеком, чем заслужила его гнев: «В монастырь запру я Ингигерде!» Четыре года жизни в монастыре меняют ее характер. Она понимает действия Ярослава, видит в нем мудрого политика, заботливого отца, хорошего мужа:

.. Из слез сама я пролила...

Зато теперь научилась уважать

Любовь и мир семейного жилья...

Прости меня, мой княже господине,

Когда тебе я боли нанесла.



А во время битвы с печенегами она молится за Ярослава и за всю Русскую землю.

Видное место в произведении занимает образ дочери Ярослава - Елизавете. Молодая княжна горячо любит свой край. уезжая на чужбину, она чувствует, что не вынесет разлуки с родным краем:

Где я найду столько замечательных книг,

Такие песни, как в Киеве у папы,

Что королей мудрее всех земных.

А Киев наш - зеленый и прозрачный!

Днепр широкий... кудрявые горы,

Палаты белые, купола золотые...

Где еще красоту подібную найти?

И это все бросят...

Она переняла от отца любовь к книгам, к родной земле.

Однако Елизавета вынуждена покинуть родину. И хоть велика была любовь Харальда, однако Елизавета умирает, очень тоскуя по дому, по Киеву.

Итак, герои пьесы «Ярослав Мудрый» - это патриоты своего края, своего народа, мужественные, красивые душой люди.

Романтическая драма «Ярослав Мудрый» является высоким достижением в украинской литературе.