Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

КУЛИШ ПАНТЕЛЕЙМОН (псевд - Белебень, Т. Вешняк, Гладкий, Гургурдядько, Данило Юс, Денис Федоренко, Евгений Горницький, Иван Горза, Іродчук, Ломус, Макаров, Макогон, Опрометчивый, Николай М., Афанасий Прач, Йанько Нєбреха, Петр Забоцень, Земледелец Павел, Панько Казюка, Панько Олелькович, Ф. П. Хорчечко, Хуторянин, Kulesz Pantaleon, К, НК, Н. М. и др.; 07.08.1819, м. Воронеж, теперь Шосткинского р-на Сумской обл. - 14.02.1897, х. Мотронівка Борзненського р-на Черниговской обл.) - писатель, литературный критик, историк, фольклорист и этнограф, переводчик, языковед, культуролог.

Родился в мелко-помещичьей семье потомков казацко-старшинского рода, что, потеряв дворянство, занималась хлебопашеством. У1833 - 1837 гг. учился в Новгород-Северской гимназии, по окончании которой работал частным учителем в богатых семьях. 1837 г. поступил в Киевский университет, сначала на словесный, а затем на юридический факультет, но вскоре был исключен за отсутствие документа о дворянстве. В 40-х годах учительствовал в Луцке, Ровно, Киеве (здесь он был лектором русского языка для студентов - иностранцев университета). Путешествуя по Украине, собирал фольклорно-этнографические материалы, долей вошли в сборник «Украинские народные предания» (1847). В это время начал литературную деятельность: написал поэму «Украина» в стиле народных дум (1840), исторический роман «Михаил Чарнышенко или Малороссия восемьдесят лет назад» (1843) и несколько рассказов на фольклорном материале, что были опубликованы в альманахах «Киевлянин» и «Ласточка» (1841).

в 1845 г. переехал в Петербург, где был учителем словесности в гимназии и преподавателем русского языка для иностранных слушателей университета. Петербургской академией наук был командирован за границу для усовершенствования знаний по славянской культуры и истории, но в 1847 г. в Варшаве арестован за принадлежность к Кирилло-Мефодиевского братства. Был приговорен к заключению и административного ссылку в Тулу с царским запретом печататься. В Туле сначала служил в канцелярии губернатора, а затем редактировал неофициальную часть «Губернских ведомостей». Работал над изучением мировой литературы и русской истории, следствием чего стали студия «История Бориса Годунова и Димитрия Самозванца» и роман в стихах «Евгений Онєгин нашего времени» с многочисленными автобиографическими элементами. В нарушение царских запретов опубликовал под псевдонимами несколько рассказов и роман «Алексей Однорог» в журнале «Современник».

Отбыв ссылку, П. Кулиш вернулся в Петербург, где поступил на государственную службу и погрузился в научную и литературную работу. До возвращения права печататься (1856) выступал в печати под псевдонимами. В журналах «Современник» и «Отечественные записки» напечатал пространства «Историю испанской литсратурн» (1852), главы из будущей фундаментального труда «Опыт биографии Николая Васильевича Гоголя» (1852 - 1854). В 1853 - 1855 гг. в имении Аксаковых Абрамцево на проханім матери М. Гоголя собирал и обрабатывал материалы для двотомних «Записок о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленных из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем» (1856) и шеститомного сборника «Сочинений и писем Н. В. Гоголя» (1857). Систематизировав ранее собранные фольклорно-этнографические материалы, выдал двухтомные «Записки о Южной Руси» (1856), где впервые анонимно было опубликовано стихотворение Т. Шевченко «Наймичка» и применен разработанный П. Кулешом правописание «кулешовка», ставший важной вехой формирования основ современного украинского фонетического правописания. 1857 г. вышла его «Граматка» - одна из первых украинских букварей и хрестоматий.

Для осуществления широких замыслов относительно издания произведений украинских писателей 1857 г. основал в Петербурге собственную типографию, где вышли «Народные рассказы» Марка Вовчка (1857), повести Г. Квитки-Основьяненко, дешевые книжечки из серии «Сельская библиотека» и др. Здесь же периодически печатался российский сатирический журнал «Искра».

в 1858 г. вместе с женой побывал в Германии, Бельгии, Швейцарии. После длительных безуспешных домогательств права основать украинское периодическое вещание 1860 г. издал альманах «Хата», где, кроме собственных, были помещены произведения Т. Шевченко, Марка Вовчка, Есть. Гребенки, Я. Щеголева, П. Кузьменко, Анны Барвинок, М. Номиса и большая программная статья издателя «Переднее слово к общине. Взгляд на украинскую словесность». Планируемые продолжение альманаха мира не увидели. Совместными усилиями с Т. Шевченко, М. Белозерским и М. Костомаровым удалось организовать журнал «Основа» (1861 - 1862), в котором вел отдел критики и библиографии. 1861 г. вновь совершил путешествие по Западной Европе, откуда привез ряд собственных стихотворений и поэм, вошедших в сборник «Рассветы» (1862). В 1863-1868 гг. служил в Варшаве чиновником особых поручений, директором отделения духовных дел и членом комиссии для перевода польских законов. Завязал тесные отношения с галицкими деятелями культуры, помогал (и собственными средствами) в основании и издании журнала «Правда» (1867). С начала 70-х годов жил в Петербурге, редактировал «Журнал министерства путей сообщения» (1873-1874), издал трехтомное исследование «История воссоединения Руси» (1874 - 1877), в котором негативно оценивал крестьянские и казацкие восстания и их представителей (в том числе Т. Шевченко), идеализировал культуртрегерская миссия польской и украинской шляхты и русского царизма. Оставив государственную службу, до конца своей жизни жил на хуторе Мотронівка (переименовал на Аннину Пустынь), периодически выезжая в Галиции и Западной Европы. Совершил несколько попыток новых изданий, и, потерпев неудачу, собственными средствами підгримував издание М. Павлика и И. Франко (журнал «Народ», газета «Хлебороб»), 1879 г. заключил сборник собственных публицистических статей «Хуторская философия и удаленная от света поезия», где в руссоїстському духе отстаивал преимущества патриархальной сельской жизни над городским, самобытные пути развития украинской «крестьянской» нации, неразрывность общественного процесса и человеческой морали. Издал во Львове публицистическую брошюру «Яйцо русинам и полякам на Пасху 1882 года», в которой стремился объединить усилия новых поколений украинской и польской интеллигенции для совместной работы. В хуторській одиночестве упорно творил оригинальные лирику, поэмы и драмы, перепевал и переводил произведения И. В. Гете, Ф. Шиллера, Г. Гейне, Дж. Байрона, российских поэтов и Библию. Издал сборники «Хуторная поэзия» (1882), «Колокол» (1893), «Заемная кобза» (1897), трехтомный исторический труд «Отпадениє Малоросиы вот Польши» (1888 - 1890).

По выражению И. Франка, П. Кулиш был в плеяде украинских литературных корифеев «перворядною звездой». Будучи необыкновенно творчески плодотворным, оставил огромное количество художественных произведений различных жанров, литературно-критических исследований, статей, рецензий и научных и публицистических трудов. Среди прозаического наследия первостепенное место принадлежит роману «Чорна рада. Хроника 1663 года» (первая редакция 1845 -1846 гг., отдельные вещания на украинском и русском языках 1857 г.), что основал жанр исторического романа в украинской литературе. Высоким мастерством отмечены романтические рассказы «Арина» (1857), «Девичье сердце» (1862), «Надменная пара» (1861), этнографически - бытовые рассказы «Сечевые гости», «Мартын Крюк» и др., а также ряд рассказов и повестей на русском языке.

Характерными для разнообразной по жанрам поэзии П. Кулиша (сборники «Посиделки. Думы и поэмы», «Хуторная поэзия») есть мотивы национальной тоски, прославление героического исторического прошлого, осуждения тех явлений национальной истории, имели разрушительный характер, мешали осуществлению государственных стремлений, размышления о положении художника в современном мире, восхваления культурно-просветительской миссии украинского слова. Приняв по собственной инициативе ношу продолжателя поэзии Т. Шевченко, П. Кулиш создал ряд высокохудожественных образцов сатирически-обличительной, философско-психологической, медитативной лирики и эпических произведений, обозначенных жанровым и метрично-интонационным многообразием. Вершиной поэтического творчества была последний сборник его оригинальных стихов «Колокол» (1893), в которой традиционные политически-освободительные, морально-философские, медитативно-интимные мотивы в основном воплощались в высокохудожественную форму, что дало основание И. Франко отнести их, учитывая содержание, форму и язык «к перлов нашей поэзии», хотя в то же время критик отмечал и то, что было в них «псевдополітичного и псевдокультурной, непоетичного». В последние годы жизни П. Кулиш написал несколько крупных лиро - эпических поэм, в частности «Магомет и Хадиза», «Маруся Богуславка», «Григорий Сковорода», «Кулиш в аду» (1891), создал «Драмовану трилогию» («Байда, князь Вишневецкий», «Петр Сагайдачный», «Царь Наливай», 1896). Подготовил сборник «Хуторні огарки». Переводы мировой литературы, сделанные писателем, приобщали украинского читателя к культурным ценностям других народов, расширяли и обогащали жанрово-образные и мовностильові ресурсы украинского писательства.

Еще с 50-х годов П. Кулиш выступал с рядом литературно-критических статей, предисловий и послесловий к произведениям украинских писателей (и своих собственных), став, по сути, первым профессиональным украинским критиком и литературоведом («Об отношении малороссийской словесности к общерусской. Зпилог к «Черной раде» (1857), «Взгляд на малороссийскую словесность по случаю выхода в свет книги «Народные рассказы» Марка Вовчка» (1857), «Что такое поззия и что народная поззия» (1859) и др., помещенные в журналах «Русская беседа», «Русский вестник», «Современник», «Народное чтение»). Кроме регулярного информирования о текущей литературу и ее рецензирования, в «Основе» напечатал ряд статей по истории украинской литературы: «Обзор украинской словесности» от Климентия Зіновіїва к И. Котляревского и П. Гулака-Артемовского, «Характер и задача украинской критики», эпистолу «Чего стоит Шевченко как поэт народный?» и т.д. Положительным в выступлениях Кулиша были отстаивания прав и подъем престижа украинской литературы, борьба с шовинистически-нигилистическим отношением к родной культуре, критика примитивизма и графоманства, компрометирующие литературу и портили вкус читателей. Противоречивой была его теория «этнографической достоверности». Исходя из нее и концепции нравственно-учительного назначения литературы, он излишне подносил патриархальные, консервативно-дидактические черты творчества Г. Квитки-Основьяненко, недооценивал творчество И. Котляревского, Марка Вовчка, Т. Шевченко.

В целом же сложная творчество П. Кулиша относится к ценнейших достижений украинской культуры. Она способствовала подъему национальной литературы до мировых просторов и создала ряд перспективных традиций, провістили немало тенденций украинской литературы XX века.

Лит.: Шенрок В. П. А. Кулиш: Биографический очерк. К, 1901; Петров В. Пантелеймон Кулиш в пятидесятые годы. К., 1929; Петров В. Романы Кулиша. X., 1930; Бернштейн М. Д. Пантелеймон Кулиш // История украинской литературной критики. К., 1988; Нахлик Есть. К. Пантелеймон Кулиш. К., 1989; Зеров М. Поэтическая деятельность П. Кулиша // Зеров М. К. Произведения: В 2 т. К., 1991. Т. 2; Шорох Ю. Кулишу письма и Кулиш в письмах // Шерех Ю. Третья стража. К, 1993; Гуляка Бы. Становление украинского исторического романа. К., 1997.

П. Федченко