Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Литературное чтение 3 класс

С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ

 

СКАЗКИ УКРАИНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

                                                                

ЛЕСЯ УКРАИНКА

 

Лесю Украинку знают во всем мире. ее стихи переведены на многие языки.

В девять лет Лариса Косач (так на самом деле звали поэтессу) начала сочинять стихи, а в тринадцать - печататься. По совету мамы свои произведения она подписывала псевдонімом1 Леся Украинка, стал ее вторым именем.

Детство Леси прошло в селе Колодяжном на Волыни. На всю жизнь полюбила она волынские луга, тихие лесные озера, сосновые боры. И сказку народную...

 

1 Псевдоним - вымышленное фамилию или имя, которым писатель подписывает свои произведения.

Давно в детский милый возраст,

в далеком родном краю

я слышала сказку. Слышала раз,

но и до сих пор помню.

«Знаете ли вы, что я люблю сказки и могу их придумывать миллионы...» - признавалась писательница.

• Прочитай название стихотворной сказки Леси Украинки. Как ты думаешь, о ком и о чем идет речь в произведении?

 

КАЗКА ПРО ОХА-ЧУДОДІЯ

 

В тридев'ятім славнім царстве,

где когда-то был царь Горох, есть теперь

на хозяйстве мудрый господин, знатный Ох.

Сам то на корх1 высотой,

а на сажень2 борода, знает край

и вдоль, и шириной, и кому какая беда.

Или кто прав или неправ, или кто

придет сам, или вдвоем, - всех принимает

господин ласковый, только надо молвит: «Ох!»

На зеленом пригорке сначала

он людей принимал, потом сел

в холодке, оттуда голос подавал.

А как с утра и до утра

стали люди обридать,

Ох сделал себе землянку,

Оха больше не видать.

Но кто место знает,

где трухлявый пень и мох,

1Корх - мера длины, равная ширине ладони.

2 Сажень - древняя единица длины, равная около 2 м 13 см.

 

тот приходит и вопит

или и тихо говорит: «Ох!»

Хоть бы даже невзначай

это «ох!» произнес ты,

вот, что то вылезет боком, -

назад дороги уже не найти!

Потому что затянет с головой

трясовиця1 моховая

и с душой, еще живой,

под землей похова.

Под землей же там -

палаты, где вельможный Ох сидит,

хорошие, пишнії комнаты,

серебро-злато везде ряхтить2;

дорогостоящей самоцветы, словно звезды,

мелькают, везде заморские

странные цветы, по клетках птички

сидят; золотые рыбки играют

в хрустальных скриньочках;

и медведи ходят дыбом

в перчатках, жупанках3.

Вдруг тебя там обморочать

блеск и благоухание крепкие,

попугаи заторочать

поговорки какие-то странные.

И бессмысленные глаза втупить

у тебя рыбка, как чига...

Здесь медведей группа обступить,

каждый лапу простяга, - тот берет

тебя за руку, то трогает за плечо;

1 Трясовиця - болото.

2 Ряхтіти - мерцать.

3 Жупанок, жупан - старинная верхняя теплая одежда.

упаси боже двинуться! -

кровь сразу потечет.

Потому что сквозь белые перчатки враз

пробьются когти

крючковатые, как гаплички1, -

так и вп'ються, словно крысы.

Поэтому, когда уже раз попался, -

словно в ловушку бедный мыш, -

то сиди, словно приковался,

не трогай, молчи и диш!

Получится Ох: «Приветствуй в гостях!

Или предпочитаешь нам служит?

Или предпочитаешь, может, сейчас

председателем наложить?»

Скажешь: «Я служит не согласен», -

сейчас цок тебя в лобок, если

ты носит не годен

перчатки и жупанок.

Стань на службу - подарят

перчатки и жупанець,

поздравят, пошанують, -

только там тебе и конец!

Вечно будешь пробовать

в подземном дворе,

более тебе уже не выдать

ни солнца, ни зари.

Где ни ткнись - везде врата,

под замком и под ключом...

Где-то далеко кто-то временами

отзывается плачем.

Пение на плач отвечает,

плач на пение, так без конца...

Говорят, бранка2 там рыдает,

ждет юношу-молодца;

1 Гапличок, крышка - металлическая зацепка, что пришивается против петли одежды.

2 Бранка - пленница.

 

у нее там Жар-птица

пением душу потіша,

и печальная крепкая темница,

грустная у девушки душа.

Если бы хотел ей волю дать

кто из храбрых юношей,

должен первое разрубить

семьдесят еще и семь замков...

Уже вам сказка обридає?

Что же! кто имеет «кладенец»,

пусть замки те разрубит, -

будет сказочке конец.

• О ком говорится в сказке? К какой украинской народной сказки она подобная? Сравни названия и начало этих произведений.

• Где жил Ох? Как к нему попадали люди?

• Прочитай описание подземного царства. Чем оно опасно для людей?

• Вспомни народную сказку про Оха. Легко ли было вырваться дедовском сыну от Оха? Кто ему помог?

Как заканчиваются обе сказки?

• Какие мысли вызвала у тебя сказка Леси Украинки?

• Каким ты представляешь Оха из сказки Леси Украинки? Нарисуй его.