Трагедия влюбленного сердца в лирической драме и. я. франка
"Увядшие листья"
Иван Яковлевич Франко... Не всегда я воспринимала его
надлежаще. Прочитав не одну его сборник, я стала сравнивать его с Фаустом.
Только Франко в начале жизненного пути открылось то, что герой Гете познает конце
жизни, но разве избежал дух нашего поэта личных мучений и трагедий,
разочарований и страданий, через которые проходит Фауст? Нет, Франко страдает гораздо
больше, хоть знает: высшее благо - это труд для общества, он вынужден пройти через
ад насмешек и издевательств, через чистилище неразделенной любви. Именно в "Увядшем
письме" поэт оставил частицу своего внутреннего "я", воссоздал
лично пережитое.
Десять лет... Много это или мало. Именно в течение такого
времени рождалась сборник Ивана Франко "Увядшие листья", которая своей
красотой, глубоким чувством принадлежит к лучшим образцам мировой поэзии.
Трагедию влюбленного сердца - "Увядшие листья"
можно сравнить с временами года, в течение которых растет, крепнет, зеленеет, цветет и
вроде бы умирает дерево, дерево любви автора.
Его первая любовь пришла к нему весной, в
мае, когда только начинает появляться молодые, совсем зеленые листья. Эта любовь
наивная, как ребенок, робкая, невинная и чистая, она делает весь окружающий
мир раем без забот и обид.
Потом приходит лето, а с ним и вторая любовь, тайная,
недоступна, как "святыня". И вот где-то в конце лета приходит третья и последняя.
Она прекрасная, как природа серпеневої поры, когда стоит сильная жара. Эта
пора любимая, радостная, дорогая, незабываемая - это память о прошедшем лете. И
эта любовь пленит его сердце, проникает внутрь его. Это была влюбленность в
очаровательные глаза с яркими, страшными искорками жажды; в стройную фигуру, в тихую, свободную,
разумную речь. Это была любовь, которая выковала в его сердце силу, непокорность судьбе, радости,
искренность, кротость, делала его свободным, пробуждала в нем воспоминания о
юность, весну. Но он не нужен той, которую носит в своем сердце, которая смеется
над ним, с ним гордая и недоступная, она разбивает его надежды, чаяния, мечты, говоря:
"Не надейся ничего", разбивает его дух, мысли, безгранично преданное
сердце, что "рвется из него на волю". И теряя свою возлюбленную, он
теряет смысл жизни. Теперь ему надо "темная ночь, звезды, люди", потому что нет
ее, она пошла и забрала его любовь, как забирает осень тепло солнца. Но и в
осени есть теплые, похожи на летние, дни, те что дают автору новые надежды, веру в
ее"доброту, щирість.Він обвиняет "бури мира",
"разочарований муки" в том, что они сделали ее такой. Автору
хочется, чтобы ее лицо бледное, тревожные глаза, вся стать ее дрожащая, словно мимоза,
все произнесло: "Не верь!" Но это только мираж, остатки лета, и на смену
теплым дням приходят холодные, ветреные, но еще не способны превратить в лед сердце,
что еще желает принять на себя удар ее горя, оживить свое счастье. Потому что счастье без нее
- "звук пустой". Осенние ветры понесли ее, но дорогой образ
оставили, образ в котором оскорбленное сердце не хотело дать приют, гнало от себя,
хотело забыть и не могло. Прощает лирический герой ей то, "что смеясь убила
она его любовь", потому что не знала, что убивает, что "похоронила его любовь в
склепе", приваленому камнем. Но она является ему во сне: высокая
фигура, прямая и стройная, большие глаза, глубокие, темные, образом гароної
цветки"сон травы", от запаха которой опьянела его душа.В ее руках был
ключ от счастья, и она потеряла его, "взглядом холодным спихнула сердце
любящее в темный ров без дна". Потому что она не хочет, чтобы любящее сердце ключ этот
со дна добыло, и рай закрытый распахнуло. Через это он хочет забыть ее, выбросить
из мыслей, сердца, души... и не может. И бессилие порождает в его сердце ненависть к
красоты и силы, света и песни. Он ненавидит любовь, чувства, жизнь, он лишь
желает забвения и покоя.
Будучи таким, что " лишь в думах киснет, но
к девушке приступить не умеет", он начинает сожалеть о своей
неуверенность, о гонениях ее образа, бегство от нее. Он мечтает о силе, которая бы
открыла дверь для него в ее сердце. "За один ее поцелуй най горю сто тысяч
лет", он готов отдать за это душу черту. Она же открывает свое сердце, но
не для него, а для другого. Лирический герой хочет забыть ее имя, никогда его не
произносить, никогда не смотреть в ее лицо, но желает ей "деток своих любить,
ласкать, быть верной своему мужу". Теперь без нее он запутался в жизни,
"не может жить, не может сгинут, нести не может ни покинут проклятый сей
жизни бремя!" Она гзасила огонь, теперь он" век не окрепнет",
она убила его, сделала его равнодушным ко всему, "условие с жизнью он разодрал,
- он умер". Теперь, когда сердце пустое, он не хочет жить жизнью сироты,
получил в наследство тяжелые скорби: "одна - то сердце мягкое, вторая - то
мужской род, третья - то гордая душа". Уже в руках его блестит
"холодный инструмент", назначенный к сердцу, которое покинул птица любви,
который спасет его от страданий, от несчастной жизни.
Холодная осень уже вступила в силу, передала ее
студенному ветра, зрива слабое листьев, которое падает на землю ярким
разноцветным ковром, кружит в осеннем вальсе. Большое, могучее дерево стоит
совсем одно, голое, пугает своим длинным черным ветвями. Его еще ранней осенью покинули
птицы. Возможно тропинке мимо это дерево пройдет "последняя любовь" поэта, пройдет
по увядшем листе, и не замилується его красотой, не заметит грозного дерева,
на котором уже не поют птицы, на которое дует холодом ветер осени, ветер
неудач, тяжелой жизни.
"Увядшие листья" - это не просто несколько
"пучков" увядшие листья лирических признаний, но и лирическая драма в всех
смыслах этого слова, драма самого Франка, а не только лирического героя. Это
трагедия влюбленного сердца. Это цветущая весна, которая изменилась на суровую зиму.