Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение по украинской литературе

Созвучность поэзии И.я.франко с народно творчеством

 

Украинская народная песня - то живой клад, что идет от поколения к поколению, неся радость и грусть, очаровывая человеческую душу, давая ей силу и вдохновение. Она помогает нам окунуться в седые века, прикоснуться сердцем к золотых ключей человеческого гения. Тогда мы сможем представить тех першотворців, чьи имена пусть и затерялись в бурях веков, а где их слово цветет и сейчас.

Порой из странного дымке вырывается легендарная фигура автора. Таким является Иван Яковлевич Франко. Его имя и народная песня неделимы. С детства любовь к народной песне прививала мать поэту, учась в гимназии увлекся страстью собирания и записи фольклорных произведений. Отголосок народной песне слышится во всех поэтических сборниках и.Франко.

Первое печатное произведение Каменщика - сонет "Народная песня":

Колодец и с прекрасными струями -

То люда моего дух, что, хоть в сумм увитый,

Поет до сердца сердцем и словами...

Песенную ритмику ощущаем в стихотворении "Коляда (русским хозяевам)", в которой чувствуется влияние народной колядки "Эй, как то было с первовику". А цикл "Веснушки", написан под впечатлением живых народных веснушек, песен о весне как время обновления, цветения природы. Целый сборник стихов, в которых природа ассоциируется с революционной борьбой народа. Образная аналогия между обновлением природных сил и пробуждением общественного сознания, тяга к другой, новой жизни. Возьмем хотя бы стихотворение "Греет солнышко" - призыв к интеллигенции, быть сеятелями истины и добра среди людей:

Встань, орачу, встань!

Сей в счастливое время

Золотое зерно!

Молитва к родной земле, чтобы дала силы, вдохновения "служить правде, ложь курить" звучит в поэзии "Земля, моя всеплодющая мать":

Земля, моя всеплодющая мать,

Силы, что живет в твоей глубине,

Каплю, чтобы в бою сильнее стоять,

Дай и мне!

Это молитва украинской души. В ней чувствуется эхо песен нашего народа, в ней отражены более весомые черты нашей ментальности: свободолюбие, эмоциональность, вера в магию слова, работоспособность.

Заимствует Франко и названия своих стихов с народных песен, как это мы видим из песни "Ой в поле за дымовое?", где и использует фольклорные образы: "расти, красота, к пояса","лестница, краса, до восхода солнца".

Нельзя не вспомнить сборник "Увядшие листья". Много стихов из которой стали народными песнями, потому что перекликаются с народно символикой. В поэзии "Красная калина, чего в лугу гнешься...": красная калина - молодая, красивая девушка, дуб могучий, дюжий юноша. Как и в народных песнях, в стихотворении речь идет о сложном становише женщины в Галичине, замкнутой в пределах своей семьи, своего "щелочи":

И ты же меня, дубе, отінив, как облако,

Отінив, как облако...

Стиль народной песни чувствуется в стихотворении "Ой ты, девушка, из ореха зернышко...": поэзия построена на противопоставлении красоты девушки и ее пренебрежения к влюбленному. Девушка красивая, как "из ореха зернышко", и сердце у нее "колючий терновник", ее уста "тихая молитва", а слово - "острое, как бритва"; ее улыбка то "нужда" для юноши, "буря лютая". В стихотворении много ласкательных форм, свойственных для употребления в устном народном творчестве: сердечко, устонька...

Сквозь пространство и время донеслись до нас Франко поэзии-"народные песни". Пройдут века, а Каменяреве слово всегда будет жить в сердцах его благодарных потомков, которые снова и снова будут возвращаться в волшебных песен, которые вошли в духовный мир украинской нации. Воспетые в его стихах человеческие чувства любви, нежности, верности - вечные, то пусть же будет вечным и слово поэта...