Созвучность поэзии И.я.франко с народно творчеством
Украинская народная песня - то живой клад, что идет
от поколения к поколению, неся радость и грусть, очаровывая человеческую душу, давая
ей силу и вдохновение. Она помогает нам окунуться в седые века, прикоснуться
сердцем к золотых ключей человеческого гения. Тогда мы сможем представить тех першотворців,
чьи имена пусть и затерялись в бурях веков, а где их слово цветет и сейчас.
Порой из странного дымке вырывается легендарная
фигура автора. Таким является Иван Яковлевич Франко. Его имя и народная песня неделимы.
С детства любовь к народной песне прививала мать поэту, учась в гимназии
увлекся страстью собирания и записи фольклорных произведений. Отголосок
народной песне слышится во всех поэтических сборниках и.Франко.
Первое печатное произведение Каменщика - сонет
"Народная песня":
Колодец и с прекрасными струями -
То люда моего дух, что, хоть в сумм
увитый,
Поет до сердца сердцем и словами...
Песенную ритмику ощущаем в стихотворении "Коляда
(русским хозяевам)", в которой чувствуется влияние народной колядки
"Эй, как то было с первовику". А цикл "Веснушки",
написан под впечатлением живых народных веснушек, песен о весне как время
обновления, цветения природы. Целый сборник стихов, в которых природа ассоциируется с
революционной борьбой народа. Образная аналогия между обновлением природных сил и пробуждением
общественного сознания, тяга к другой, новой жизни. Возьмем хотя бы стихотворение "Греет
солнышко" - призыв к интеллигенции, быть сеятелями истины и добра среди
людей:
Встань, орачу, встань!
Сей в счастливое время
Золотое зерно!
Молитва к родной земле, чтобы дала силы, вдохновения
"служить правде, ложь курить" звучит в поэзии "Земля, моя
всеплодющая мать":
Земля, моя всеплодющая мать,
Силы, что живет в твоей глубине,
Каплю, чтобы в бою сильнее стоять,
Дай и мне!
Это молитва украинской души. В ней чувствуется
эхо песен нашего народа, в ней отражены более весомые черты нашей ментальности: свободолюбие,
эмоциональность, вера в магию слова, работоспособность.
Заимствует Франко и названия своих стихов с
народных песен, как это мы видим из песни "Ой в поле за дымовое?",
где и использует фольклорные образы: "расти, красота, к
пояса","лестница, краса, до восхода солнца".
Нельзя не вспомнить сборник "Увядшие
листья". Много стихов из которой стали народными песнями, потому что перекликаются с
народно символикой. В поэзии "Красная калина, чего в лугу
гнешься...": красная калина - молодая, красивая девушка, дуб могучий,
дюжий юноша. Как и в народных песнях, в стихотворении речь идет о сложном становише женщины
в Галичине, замкнутой в пределах своей семьи, своего "щелочи":
И ты же меня, дубе, отінив, как облако,
Отінив, как облако...
Стиль народной песни чувствуется в стихотворении "Ой ты,
девушка, из ореха зернышко...": поэзия построена на противопоставлении красоты
девушки и ее пренебрежения к влюбленному. Девушка красивая, как "из ореха
зернышко", и сердце у нее "колючий терновник", ее уста "тихая
молитва", а слово - "острое, как бритва"; ее улыбка то
"нужда" для юноши, "буря лютая". В стихотворении много ласкательных
форм, свойственных для употребления в устном народном творчестве: сердечко, устонька...
Сквозь пространство и время донеслись до нас Франко
поэзии-"народные песни". Пройдут века, а Каменяреве слово всегда
будет жить в сердцах его благодарных потомков, которые снова и снова будут возвращаться
в волшебных песен, которые вошли в духовный мир украинской нации. Воспетые в
его стихах человеческие чувства любви, нежности, верности - вечные, то пусть же
будет вечным и слово поэта...