Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС начала XX века (1900-1930 гг.)

Юрий Иванович Яновский (1902-1954 гг.)

Жизненный и творческий путь




Юрий Яновский - непревзойденный мастер прозы. Его произведения обогатили украинскую литературу волнующим духом эпохи небывалых битв и страстей.

Юрий Иванович Яновский родился 27 августа 1902 г. в селе Майєрове (теперь с Нечаївка Компанеевского района Кировоградской области) в крестьянской семье.

Семья имела девять детей; бедность и нужда заставляли ее несколько раз менять место своего проживания, с 1917 г. жили в Елисаветграде, где отец работал на заводе сельскохозяйственных машин.

Далее - Елисаветградское земское реальное училище, которое в 1919 г. Юрий закончил на отлично, по окончанию - вступление к механического техникума, с 1919 по 1921 гг. совмещал учебу со службой в различных учреждениях.

1922 г. едет в Киев, поступает в Киевский политехнический институт (1922-1925 гг.), его одногруппником был будущий конструктор космических кораблей Сергей Кораблев. Однако институт закончить не удалось. Пришлось возвращаться к Елисаветграду.



ЭТО ИНТЕРЕСНО

Чтобы всесторонне изучить жизнь, по-настоящему углубиться в человеческую психологию, Юрий Яновский, как и Антон Чехов, и Степан Васильченко, считал, что писатель должен иметь не литературную профессию.

Однако стать инженером-конструктором ему так и не удалось - его исключили из комсомола, от него отвернулась любимая девушка. Яновский вынужден был вернуться домой.

Причиной этому стало то, что вблизи Майєрового было убито фінагента, обвинения упало на Юркового дяди Петра Николаевича.

Впоследствии убийц нашли, дяди был реабилитирован, но в тот период над семьей Яновских нависла угроза.



Но во время учебы Юрий Яновский участвовал в литературной студии института, входил в театральные круги столицы, помогал актерам и режиссерам театра-студии имени Г. Михайличенко в создании ряда спектаклей, проявляя недюжинные знания фольклора, и написал в соавторстве с С. Греем гротескную пьесу «Камергер», сотрудничал с группой киевских панфутуристів.

В 1922 г. Яновский под псевдонимом Георгий Нэй в Киевской газете «Пролетарская правда» напечатал первое стихотворение «Море» на русском языке. Этот первый стих был написан Яновским еще тогда, когда он ни разу не видел моря - это была дань книжной морской романтике, ведь море - символ свободы, прославление человеческого мужества. Но море Яновского - это прославление человеческой солидарности, интернационального братства трудящихся.

Со стихами на украинском языке Яновский впервые выступил в 1924 г. В газете «Большевик» было опубликовано стихотворение «Колокол» и новеллу «А потом немцы бежали». Эта новелла была первым прозаическим произведением писателя, далее он полностью перешел на прозу.

В следующем году Яновский издал сборник новелл «Мамонтовые бивни», в которую включены новеллы, созданные на материале конкретных событий гражданской войны.

Некоторое время работал в редакции газеты «Большевик», активно выступал как публицист, подписывая свои статьи и очерки псевдонимом Юр. Юрченко.

В 1925-1926 гг. работал на Одесской кинофабрике художественным редактором, в этот период напечатал сборник новелл « Кровь земли ». Первые два сборника раннего периода творчества включили в себя романтические новеллы. В этот же период Яновский написал два очерка о режиссере А. Довженко («История мастера » и отзыв-эссе о фильме «Звенигора» (1927 г.)). Написанное в 1927 г. рассказ «В ноябре» посвятил О. Довженко. В Одессе создал несколько киносценариев - «Гамбург», «Fata morgana» и др.

О мастерах кино в 1930 г. опубликовал книгу очерков «Голливуд на берегу Черного моря».

С 1927 г. жил в Харькове. Принадлежал в разное время к «Комункульту», «Октября»,ВАПЛИТЕ, «Пролітфронту », но эта принадлежность была в основном формальным.



ЭТО ИНТЕРЕСНО

Народная жизнь было тем источником, к которому Яновский каждый раз приходился жадно, благоговейно, душа его стремилась быть там, где бурлила жизнь. Уже после смерти писателя было обнаружено уже забытый факт: когда в 1937 г. театр «Березиль» решил подготовить спектакль в честь коллектива харьковского Тракторостроя (спектакль назывался «Рождение гиганта»), то тексты для него написали Юрий Яновский и Мирослав Ирчан, и были это, кажется, чуть ли не первые попытки в украинской литературе - написать о современный рабочий класс.

Хотя основных литературных успехов Ю. Яновский достигнет в прозе и драматургии, но писание стихов не облишатиме протяжении всей жизни. Лучшие из них вошли в сборник «Прекрасная УТ» (1928 г.), что была за четыре года переиздана с некоторыми дополнениями. Несколько поздних стихотворений датируются сороковыми и п'ятдесятими годами, но в печать не выдавались. Они стали известными только после смерти писателя, когда вышло первое пятитомное собрание его сочинений (1958-1959 гг.).

Итогом литературной молодости стали два романа - «Мастер корабля» и «Четыре сабли».

Ю. Яновский и Г. Волновой - величайшие романтики в украинской литературе первой половины XX вв. Как певец морской романтики, Яновский наиболее ярко проявил себя в первом романе - «Мастер корабля».

Роман «Мастер корабля», созданный писателем в 1928 г. представляет собой мемуарную рассказ То-Ма-Ки (Товарища Мастера Кино). Произведение был задуман автором еще во времена работы на Одесской кинофабрике, а реализация этого замысла происходила после приезда в 1927 г. до Харькова.

Датой создания второго романа - «Четыре сабли» - считается 1931 г. Того же года Яновским было опубликовано несколько его разделов в журнале «Красная новь». Это остро критикуемый и долгое время запрещенный роман, в котором нашел романтическое отражение стихийный народный рух в сутки восстановления украинской государственности. После опубликования произведения за Яновским потянулся шлейф обвинений, будто его роман создавался на волне «националистической романтики». Почти полвека роман «Четыре сабли» оставался предметом самой бессмысленной критики и был, по сути, изъят из литературного процесса.

Однако писатель продолжал литературную работу, проявив себя и как драматург. в 1932 г. вышла отдельным изданием пьеса «Завоеватели».

1935 г. - опубликования романа «Всадники». По содержанию, жизненным материалом и по художественной весом «Всадники» - одно из лучших произведений советской литературы о героике гражданской войны.

Во второй половине 30-х гг. у писателя вызревает замысел нового эпического произведения « Капитаны», но совершить задуманное не удалось.

Рост таланта Яновского-драматурга обозначено созданием романтической трагедии «Дума о Бри» танке» (1937 г.). Первые постановки пьесы театральная критика не восприняла. Позже она была переделана, и последний вариант уже не будет вызывать так много критических нареканий. По ее мотивам М. Винграновским был создан фильм, а В. Губаренком - оперу.

С 1939 г. писатель живет в Киеве. В то время было опубликовано пьесу из деревенской жизни «Потомки».

в 1940 г. выходит сборник остроумных, полных живым юмором рассказов «Короткие истории», среди которых - остросюжетное повествование «Шпион», путевой очерк «Дорога на Запорожье», романтические новеллы «Чапай», «Романтик», «Червонарм», рассказы монологического типа «Василий Палийчук, гуцул», «Иван», «На зеленой Буковине», несколько портретных новелл («Наталка», «Анна Антоновна»).

1944 г. - выход сборника новелл «Земля отцов», в которую вошли произведения: «Коваль», «Генерал Макодзьоба», «Девочка в венке», «Ястребок», «Комиссар», «Украина».

Несколько лет (военных и послевоенных) Ю. Яновский работал редактором журнала «Украинская литература» (с 1946 г. «Отчизна»), в годы войны был военным корреспондентом, много ездил по стране. На Нюрнбергском процессе был одним из корреспондентов советской прессы, что дало возможность написать цикл волнующих репортажей «Письма из Нюрнберга» (1946 г.).

1945-1946 гг. - работа над романом «Живая вода» (1947 г), который в более поздней редакции (после смерти писателя) уже публиковался под названием «Мир» (1956 p.). Сочинение о военный и трудовой героизм народа в годы войны и послевоенного восстановления. Работа для людей была той живой водой, которая загоювала раны, нанесенные врагом. Произведение вначале был воспринят одобрительно, но через некоторое время подвергся разрушительной критики, организованной Л. Кагановичем. Писатель вынужден был напечатать в «Литературной газете» письмо, в котором «признал» и свою «оторванность от жизни», и «формалистический замысел» романа, и «вредные детали» в нем. Произведение пришлось переделывать.

Не смотря на слабое здоровье, Яновский долго выдерживал давление репрессий, но вынужден был реабилитироваться перед правительством циклом с художественной точки зрения анемических «Киевских рассказов», за которые в 1949 г. получил Сталинскую премию.

Ю. Яновский - это еще одна трагическая фигура в украинской литературе. Талантливый мастер, автор произведений, которые обогатили украинскую литературу новыми темами и идеями, был вынужден оправдываться и приспосабливаться к режиму. Но, несмотря на гонения со стороны критики, наследие писателя получила широкое признание читателей.

Не смотря на так называемую капитуляцию перед тоталитарным режимом, произведения Яновского рядом с творчеством таких выдающихся мастеров слова, как М. Хвылевой, М. Зеров, М. Рыльский, Есть. Плужник вошли в классический фонд литературы украинского Возрождения первой половины XX века.

Последним произведением писателя стала пьеса «Дочь прокурора», которую зрители увидели за несколько дней до смерти ее автора.

В последние годы жизни Ю. Яновский создает сценарии художественных фильмов «Связной подполья» (1951 г.), «Павел Корчагин» (по мотивам романа М. Островского «Как закалялась сталь», 1953 г.) и сценарий документального фильма «Николай Васильевич Гоголь» (1952 г.).

25 февраля 1954 г. Юрий Иванович Яновский умер.