Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

КОТЛЯРЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР (1837, должностей Крюково, пригород Кременчуга - 11.10.1881, Пиза, Италия) - украинский и русский филолог - славист, историк, археолог, этнограф.

Родился в семье чиновника дворянского происхождения. Окончил Полтавскую гимназию (1853), затем - Московский университет (1857). В 1857-1862 гг. преподавал в средних учебных заведениях Москвы. в 1862 г. арестован за антиправительственную деятельность, но за недостатком улик через полгода был уволен с запретом педагогической работы. В течение следующих семи лет В. Котляревский находился под негласным полицейским надзором. С 1864 г. - товарищ секретаря и библиотекарь, хранитель музея Московского археологического общества, редактор «Археологического вестника». в 1868 г. защитил магистерскую диссертацию «О погребальных обычаях языческих славян» и стал экстраординарным профессором русского языка и славянского языкознания Дерптского (ныне Тарту, Эстония) университета. Находясь в длительных зарубежных научных командировках, ученый собрал материалы для докторской диссертации, которую защитил в 1874 г., получив степень доктора славянской словесности. С 1875 г. - член - корреспондент АН, тогда же избран ординарным профессором Киевского университета по кафедре славянской филологии. Здесь О. Котляревский работал до конца своей жизни, читая курсы по истории славяноведения, общих особенностей славянских языков и древностей, истории славянских литератур.

Изучая в Московском университете славянскую филологию, А. Котляревский стал последователем мифологической школы Ф. Буслаева. Ученый отстаивал необходимость применения новых методов исследования, разработанных известным немецким филологом Я. Гріммом. Внимательно следил за літературніш и политической жизнью народов России и Европы, стремясь прогрессивных преобразований в общественной жизни родной страны, сочувствуя национально-освободительному движению славянских народов. Во время русско-турецкой войны (1877 - 1878) был Председателем Киевского славянского общества.

Симпатизируя захвату славянофилов всем народным, не разделял их консервативных и панросійських взглядов в толковании истории и современной жизни славянских народов (статья «Сказание о русских богатирях», 1857 г. и др.).

Труда В. Котляревского, посвященные славянским старожитностям, - по сути, первые в России и Украине историко-сравнительные исследования быта и юридических памятников славян. В полемике со славянофилами он выступил со статьей «Были ли малороссы исконными обитателями Полянской земли или пришли из-за Карпат в XIV веке».

В рецензии на книгу Г. Данилевского «Основьяненко» (под псевдонимом Скубент Чуприна) О. Котляревский одним из первых выступил в защиту суверенности украинской литературы. Хотя рецензент назвал ее «младшей сестрой и спутницей» русского, но это не помешало ему не только исследовать связи романтических баллад П. Гулака-Артемовского и Л. Боровиковского с русским романтизмом, повестей Г. Квитки-Основьяненко с произведениями М. Гоголя, но и проследить основные явления украинской литературы, в историческом плане выяснить характер самобытного пути украинского писательства. Главным на этом пути, начатому произведениями И. Котляревского, ученый считал правдивое отражение жизни, быта и характеров в баснях П. Гулака-Артемовского, Е. Гребенки, повестях Г. Квитки-Основьяненко и особенно в балладе «Утопленница» Т. Шевченко.

Руководствуясь критериями историко-культурного метода («в связи с предшествовавшими литературными явлениями»), требованиями эстетическими («чувствам красоты») и идейно-политическими («чувством современности»), А. Котляревский в «Отечественных записках» высоко оценил «Народные рассказы» Марка Вовчка как произведения реалистичны и народные, что является «делом гражданским». Выступления исследователя с успешными попытками исторического подхода к изучению литературных явлений были ценными общей направленностью на утверждение прав и перспектив украинского писательства.

Лит.: Поминка по Александре Александровиче Котляревском. К., 1881; Веселовский А. Н. Воспоминания об А. А. Котляревском // Киев. старше. 1889. № 9; Пыпин А. Н. Очерк биографии проф. А. А. Котляревского // Котляревский А. А. Соч.: В 4 т. СПб., 1895. Т. 4; Федченко П. М. Литературная критики 40 - 60-х гг. XIX ст. // История украинской литературной критики. К, 1988.

П. Федченко