ЛИТЕРАТУРА
КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВВ.
УКРАИНСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - 90-Х ГГ. XIX СТ.
Тарас
Шевченко (1814-1861)
Тарас
Григорьевич Шевченко родился 25 февраля 1814 г. в селе Моринцы Звенигородского
уезда на Киевщине в семье крестьян-крепостных. Рано потерял родителей, батрачил.
Был зачислен в состав господских слуг и 1829 г. отправлен в вильно.
С начала 30-х гг. жил в Петербурге. Весной 1838 г. при содействии К. Брюллова,
В. Жуковского и др. Шевченко был освобожден из крепостного состояния. В течение 1838-1845
гг. учился в академии художеств в Петербурге. Позже переехал в Украину,
работал сотрудником Археографической комиссии в Киеве. Весной 1847 г.
Шевченко был арестован за причастность к Кирилло-Мефодиевского общества и
отправлен рядовым в войска. Пробыл в ссылке более десяти лет.
Освободившись, жил в Петербурге. Лишь раз после ссылки в 1859 г. посетил
Украину. Умер Шевченко 26 февраля 1861 г. в Петербурге. В мае того же года
состоялось перезахоронение поэта на Чернечей горе возле Канева.
Первые
литературные попытки Шевченко пришлись на 1837 г. 1840 г. увидела свет его
дебютный сборник под названием «Кобзарь». Название сборника (кобзарь - народный певец,
чаще слепой исполнитель песен и дум под аккомпанемент кобзы или бандуры) есть
знаком романтического самоопределение поэта. Тематически ранние лирические произведения Шевченко
связанные
с переживанием одиночества («Течет вода в синее море...», «Тяжело-тяжело в мире
жить...»), тоски по родине («Думы мои, думы мои»). В ранних балладах
«Причинная», «Тополь», «Утопленница» автор сочетает мотивы разлуки, несчастной
любви, семейного преступления с мифологическим мотивом метаморфозы: доведена до
отчаяния человек находит способ альтернативного существования, сливаясь с
природой, превращаясь в русалку или растение. Историческая тема в творчестве
раннего Шевченко ограничена XVII - XVIII вв. - драматическим этапом украинской
прошлого, связанный с борьбой против внешней экспансии, национальными
и социальными движениями. В поэмах «Тарасова ночь», «Иван Подкова», «Гамалия»
Шевченко обращается к различных эпизодов истории казачества. В поэме «Гайдамаки»
автор осмысливает причины и последствия Колиивщина - восстание украинского народа
против национального и религиозного угнетения. Отдельное место в творчестве Шевченко
занимает тема женской недоли, к которой он впервые обратился в поэме «Катерина». В
ранний творчества Шевченко мастерски сочетается литературная и фольклорная
образность. Поэт обращается к украинской мифологии, широко использует в
своих произведениях народную символику.
Характер
Поэзии шевченко ощутимо меняется, когда он в 1843 г. посещает Украину, а в
1845 г. переселяется туда на постоянное жительство. Непосредственные впечатления от
украинской действительности и общения с читателями вносят заметные коррективы в
его поэтическое мировоззрение. В творчестве Шевченко усиливаются антиколониальные и
антимонархические мотивы. Автор в стихах 1843-1845 гг. (этот этап чаще
определяют как период «трех лет») эволюционирует от стилизованного народного
поэта-кобзаря к образу поэта-пророка. В Его произведениях возникает образ
Украины, что представляет собой не провинцию Российской империи, а отдельное сообщество с
собственной героической историей и национальным самосознанием. Поэт определяет
характер отношений Украины с империей, высмеивая и пародируя российские
государственные институты в поэме «Сон». Мир империи трактуется поэтом как
репрессивный, негуманный и в принципе враждебный человеческой природе. В поэме
«Большой погреб» Шевченко предоставляет мистериального
значение исторической трагедии украинского народа. Он изображает русский
монархию как воплощение зла, а малейшие проявления сотрудничества с ней - как
непростительное попустительство этому злу. В поэме «Кавказ» автор, характеризуя Россию как
зловещую тюрьму народов, подчеркивает недопустимость любых проявлений
колониализма. Программно звучит Шевченково послание к украинцам «И мертвым, и
живым, и нерожденным землякам моїм в Украйні і не в Украйні моє дружнєє
посланїє». Призывая к национальному единству, автор приводит ряд аргументов
и саркастических замечаний, обращенных к оскудевших духом соотечественников.
В 1847 г.
Шевченко был арестован и после непродолжительного заключения отправлен на
ссылки. Согласно приговору, ему запрещалось писать и рисовать. Находясь в
тюрьмы, поэт создал ряд преимущественно лирических произведений, на основе которых позже
заключил цикл «В каземате». Большинство произведений цикла тематически связана с Украиной.
В них нашел воплощение эмоциональное состояние заключенного поэта.
Первые годы
ссылки Шевченко провел в Орской крепости в удаленном регионе Российской
империи. Несмотря на запрет, продолжал писать стихи. Количество созданного
им по три года ссылки гораздо больше, чем во все другие периоды жизни. В
Шевченко в творчестве этого периода преобладают лирические поэзии. В них автор
стремится по-новому осмыслить свое призвание, болезненно отзывается на потерю
связей с привычной средой, выражает тоску по родному краю, обращается к
детских воспоминаний, с грустью переживает одиночество. Несмотря на нередкие проявления
сомнений в целесообразности выбранного поэтического пути и определенное разочарование в
действенности поэтического слова, в целом поэтические произведения Шевченко представляют
сильную личность, которая критически переосмысливает свою предыдущую жизнь, но не
впадает в отчаяние под давлением репрессий. В ссылке внимание поэта привлекают такие
персонажи украинской жизни и истории, героизм которых оказывается
в
стоїчному восприятии ударов судьбы. В поэме «Иржавец» Шевченко сочувственно
отзывается о заложника обстоятельств гетмана Ивана Мазепы и запорожцев, что
стали жертвами погромов, устроенных русским войском. В поэме «Монах»
образцом патриота встает казацкий полковник Семен Палий. Автор поэтизирует образ
гетмана Дорошенко в поэме «Заступила черная туча». Подобные персонажи
изображены писателем в поэмах «Варнак», «Если бы тебе пришлось», «Меж скалами,
как будто вор», «Москалева криниця». Автор приходит к новому типу героя -
народного праведника, героизм которого заключается в прощении врагов и деятельном
проповеди добра. Настоящей катастрофой стал для Шевченко арест 1850 г., который
обусловил следующее почти семилітнє поэтическое молчание. Его отправили на новое
место ссылки - до Ново-петровского укрепления, на побережье Каспийского
моря. Лишь в 1857 г., перед самым освобождением, Шевченко возобновил свою поэтическую
деятельность.
Произведения
Шевченко, написанные после ссылки, в общем развивают традиционные для поэта
темы. В этот период антимонархическое и антиколониальное мотивы он нередко раскрывает
через подражание библейских пророков («Исаия. Глава 35», «Подражание
Ієзекіїлю. Глава 19», «Осия. Глава XIV»). Шевченко стихотворение ощутимо теряет
связь с фольклорной поэтикой и приближается к четких библейских строк
пророчеств и псалмов. Автор то взрывается ненавистью к кровавых царей-тиранов, то
поэтизирует страдальцев, и праведников, предсказывая обновления народной жизни. Отдельное
место среди произведений Шевченко, написанных после ссылки, занимает его интимная
лирика. Она отражает чувства поэта, связанные с намерениями устроить семейный
жизни, раскрывает его болезненное переживание одиночества.
Значение
Шевченко в украинской истории трудно переоценить. Его творческое наследие
сыграла ключевую роль в становлении новой украинской литературы. Она и до сих пор
остается важным духовным компонентом украинского национального жизни.