ЛИТЕРАТУРА
КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВВ.
УКРАИНСКАЯ
ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - 90-Х ГГ. XIX СТ.
Григорий
Квитка-Основьяненко (1778-1843)
Григорий
Федорович Квитка родился 18 ноября 1778 г. в слободе Основа под
Харьковом. Происходил из дворянской семьи, которая имела давние казацкие корни.
Учился у частных учителей и в монастырской школе. Некоторое время провел в
монастыре как послушник. Оставив монастырь, работал на различных государственных и
выборных должностях. Несколько раз избирался предводителем дворян Харьковского
уезда, был совестливым судьей, председателем Харьковской палаты уголовного суда.
Выступил инициатором создания Харьковского института благородных господ.
Исполнял обязанности директора Харьковского театра, входил в состав редакции журнала «Украинский вестник». Умер Цветок 8
августа 1843 г., похоронен в Харькове.
Первые
литературные попытки Цветки пришлись на 1816 год. На украинском языке Цветок начал
писать в начале 30-х гг., уже немолодым человеком. Свои произведения чаще
подписывал псевдонимом Грицко Основьяненко. Первая публикация украинской прозы
пись-уз появилась на страницах харьковского альманаха «Утренняя звезда»
(1834, кн. 2).
Проза
Квитки-Основьяненко была для своего времени явлением новаторским. Представителей
простого народа автор наделил такими чертами, как религиозность и
патриархальность, благоразумие и добропорядочность, искренность и непосредственность в
проявлении чувств. В повести «Маруся» писатель нарисовал трогательную историю любви,
в которой раскрывается душевное богатство, незипсованисть и красота чувств простых
людей. В повести «Конотопская ведьма» автор мастерски переосмыслил народные
демонологические верования. Суеверию и предрассудкам писатель противопоставил
христианскую нравственность и рационально обусловленные правила человеческого общежития.
Яркий юмор, хорошо построенное повествование, колоритные образы персонажей - все это
определило высокие художественные качества произведения.
Цветок есть
также автором целого ряда драматургических произведений. Наибольшую популярность завоевали
его пьесы «Шельменко-денщик» и «Сватанье на Гончаровке». В драматургии Цветок
выступил продолжателем традиций, начатых И. Котляревским.
«С Цветка
был сентименталіст в полном смысле слова. Его социальное положение -
принадлежность к одной из богатых и влиятельных фамилий Слобожанщины,- естественная
его характер, особенности его воспитания,- все сложилось на то, чтобы выработать в
нем религиозное мировоззрение, консерватизм, веру в незыблемость и высшее
справедливость существующего строя, наклон к ідилізму в понимании и художественном
трактовке жизни. В целом принимая, Цветок мог бы сам быть прекрасным героем для
сентиментальной повести.
В чем
заключается сентиментализм «Маруси» и других, в той же манере написанных повестей
Цветки? Прежде всего - в их сюжете. Сюжет «Маруси», как и «Наталки Полтавки» и
всех тогдашних оперетт,- то любовь двух молодоженов, что встречают на своем пути
разные препятствия: то в планах и рассуждениях родителей, то в сословных предубеждениях,
то в материальной неравенства».
(Зеров М.
Новое украинское писательство,- К.у 1924.- С 117.)