Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Подготовка к ВНО по украинской литературе

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВВ.

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVIII - 90-Х ГГ. XIX СТ.

Григорий Квитка-Основьяненко (1778-1843)

Григорий Федорович Квитка родился 18 ноября 1778 г. в слободе Основа под Харьковом. Происходил из дворянской семьи, которая имела давние казацкие корни. Учился у частных учителей и в монастырской школе. Некоторое время провел в монастыре как послушник. Оставив монастырь, работал на различных государственных и выборных должностях. Несколько раз избирался предводителем дворян Харьковского уезда, был совестливым судьей, председателем Харьковской палаты уголовного суда. Выступил инициатором создания Харьковского института благородных господ. Исполнял обязанности директора Харьковского театра, входил в состав редакции журнала «Украинский вестник». Умер Цветок 8 августа 1843 г., похоронен в Харькове.

Первые литературные попытки Цветки пришлись на 1816 год. На украинском языке Цветок начал писать в начале 30-х гг., уже немолодым человеком. Свои произведения чаще подписывал псевдонимом Грицко Основьяненко. Первая публикация украинской прозы пись-уз появилась на страницах харьковского альманаха «Утренняя звезда» (1834, кн. 2).

Проза Квитки-Основьяненко была для своего времени явлением новаторским. Представителей простого народа автор наделил такими чертами, как религиозность и патриархальность, благоразумие и добропорядочность, искренность и непосредственность в проявлении чувств. В повести «Маруся» писатель нарисовал трогательную историю любви, в которой раскрывается душевное богатство, незипсованисть и красота чувств простых людей. В повести «Конотопская ведьма» автор мастерски переосмыслил народные демонологические верования. Суеверию и предрассудкам писатель противопоставил христианскую нравственность и рационально обусловленные правила человеческого общежития. Яркий юмор, хорошо построенное повествование, колоритные образы персонажей - все это определило высокие художественные качества произведения.

Цветок есть также автором целого ряда драматургических произведений. Наибольшую популярность завоевали его пьесы «Шельменко-денщик» и «Сватанье на Гончаровке». В драматургии Цветок выступил продолжателем традиций, начатых И. Котляревским.

«С Цветка был сентименталіст в полном смысле слова. Его социальное положение - принадлежность к одной из богатых и влиятельных фамилий Слобожанщины,- естественная его характер, особенности его воспитания,- все сложилось на то, чтобы выработать в нем религиозное мировоззрение, консерватизм, веру в незыблемость и высшее справедливость существующего строя, наклон к ідилізму в понимании и художественном трактовке жизни. В целом принимая, Цветок мог бы сам быть прекрасным героем для сентиментальной повести.

В чем заключается сентиментализм «Маруси» и других, в той же манере написанных повестей Цветки? Прежде всего - в их сюжете. Сюжет «Маруси», как и «Наталки Полтавки» и всех тогдашних оперетт,- то любовь двух молодоженов, что встречают на своем пути разные препятствия: то в планах и рассуждениях родителей, то в сословных предубеждениях, то в материальной неравенства».

(Зеров М. Новое украинское писательство,- К.у 1924.- С 117.)