Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС начала XX века (1900-1930 гг.)

Остап Вишня (1889-1956 гг.)

Юмореска «Моя автобиография»

Произведение впервые напечатано отдельным изданием в 1927 г. (Харьков, «Книгоспілка»).

По жанру это юмористический рассказ, или стихи. Хотя здесь есть одна особенность. Вообще-то автобиография - один из видов деловых бумаг. А это действительно автобиография, потому что в произведении присутствуют все данные, присущие этому документу: место и дата рождения, сведения о родителях, образование, увлечения, начало трудовой деятельности и литературного творчества. Но все это приправлено такими комментариями, пояснениями и своеобразными «лирическими отступлениями», что к деловому бумаги его никак не отнесешь.

Очевидно Остапу Вишни надо было действительно написать автобиографию на чью-то просьбу или для личного дела, а вышел художественный, да еще и юмористическое произведение. Такой уж нрав у писателя!

Он мог шутить даже на допросе в тюрьме, остро высмеивать дикие обвинения его в убийстве известного советского партийного деятеля П. Постышева.

Хотя есть и другое объяснение. Сам Остап Вишня пишет: «Почему я так спешил со своей автобиографией? Через что сам я вот ее выпускаю в мир? И очень просто. Я же не уверен, что как дуба врежу, кто-то возьмется за мою биографию... А так сам сделаешь - будешь знать уже наверняка, что благодарные потомки никогда тебя не забудут».

Комическое начинается уже с заголовка. Автобиография, как свидетельствуют словари, - это написанное кем-либо самим описание своей жизни. Поэтому слово «моя» лишнее. Это настраивает на какие-то несоответствия, на комический лад.

Дальше - больше. Маленьким детям на вопрос «откуда они взялись?» обычно отвечают, что принес аист, нашли в капусте или еще где-то там. Поскольку в семье Губєнків детей было много, то и «находили» их, соответственно, в разных местах. Павла, например, «вытащили из колодца, когда поили корову Оришку».

Об этом писал М. Рыльский в своей статье «Остап Вишня»: «Автор «Улыбок» - очень своеобразный художник. Его манеру не спутаешь ни с чьей. Можно и нужно учиться у него творческого отношения к жизни, но бесполезная вещь - подражать ему. Вот возьмем хотя бы начало его «Автобиографии».

«У меня нет никакого сомнения в том, что я родился, хоть и во время моего появления на свет белый, и потом - лет, наверное, десять подряд - мать говорили (именно говорили - М. P.), что меня вытащили из колодца, когда поили корову Оришку».

...Здесь весь Вишня: любовь к жизни, любовь к человеку, ирония до того «счастливого» детства... Даже само название коровы - Оришка - какая-то она, я сказал бы, вишнівська, особая, с затаенным улыбкой (хотя, может, это и «исторически точное» имя коровы)».

Следуя настоящий документ, Остап Вишня пишет об условиях своего развития: «Условия для моего развития были подходящие. С одной стороны - колыбель с вереницами, с другой стороны мамины грудь. Немножко поссеш, немножко поспишь - и растешь себе помаленьку. Так вот и пошло, значит: ешь - растешь, потом растешь - ешь».

Начинается предложение в деловом стиле, а заканчивается народно-разговорным (употребляются просторічна лексика «вот», «значит»;уменьшительно-ласковые слова «помаленьку», «немножко»; повторы «растешь», «ешь» и др.).

Затем автор вспоминает о родителях. Первая фраза со своеобразным обрамлением: «Родители мои были как вообще родители». Далее писатель старается придерживаться «стиля», «серьезности», даже употребляет такое научное слово, как «генеалогия». И тут же прибегает к диалогу, да еще и с матерными словами: «...а когда, бывало, спросишь у бабы (отцовой матери) про деда или там про прадеда, она всегда говорила:

- Вот стерва была, как и ты вот! Покой, от их не было!»

Комизм этой фразы усиливается употреблением среднего рода вместо мужского («было»).

Хоть Остапу Вишни не совсем удалось исследовать свою родословную, все же мы можем с уверенностью сказать: его предки были люди остроумные, с острым умом и не менее острым словцом. Причем писатель не скрывает и такие негативные факты, как пьянство дедов, а бабушка по матери, по словам отца, «и любила выпить, и умела выпить». С другой стороны, это можно понимать и так: «умеет выпить » и человек, который знает меру, может обставить сам процесс выпивания метким словом, шуткой, человек компанейский.

Рассказ о родителях Вишня завершает таким резюме: «А вообще родители были ничего себе люди. Подходящие» . И « послал им господь всего только семнадцать детей, потому что они умели молиться милосердному». Легкая насмішечка («всего лишь»!), намек («умели молиться...») подтверждают тот факт, что в семье Губенків любили детей, ни один ребенок не был лишним и росла, как и сам Павел, в атмосфере добра и любви.

Следующий фрагмент произведения рассказывает о том, что повлияло на формирование мировоззрения будущего писателя, что привело его к литературному творчеству. Здесь Остап Вишня, явно иронизируя над чьей-то пишномовною биографией, отмечает: «Писатель не так живет и не так растет, как простой себе человек... О писателя подай, обязательно подай: что влияло на его мировоззрение, что его окружало, что организовывало его еще тогда, когда он лежал у матери на руках и плямкав губами...»

Свой наклон к словесности автор шутливо объясняет «отцовским предсказанием» и приводит два «факты» , которые обычно не описываются в литературе. Но, учитывая, что речь идет о ребенке, да еще и в юмористическом произведении, вполне допустимы: «Писать, - сказал однажды отец, когда я, сидя на полу, разводил рукой лужу». И «когда у мальчика или у девочки наклон до раздумий, а вокруг растет картофель, или бурьян, или конопля - амба! То уже так и знайте, что на писателя оно пойдет. И это вполне понятно. Когда ребенок задумается и сядет на голом месте, разве ей дадут как следует подумать?

...Так было и со мной. За домом недалеко - картофель, на подлежащем - конопля. Сядешь себе: ветер веет, солнце греет, ботву навевает мысли. И все думаешь, думаешь...»

Обычные события детской жизни Остап Вишня опять же шутливо называет «литературными предзнаменуваннями»: «То вглубь тебя потянет, - тогда вот ямки колупаєш, - то погирить тебя в высь, на пространство, вверх куда-то. Тогда лезешь в риге на балку воробьи драть или на иву по галенята»» Или: «...упал я очень с коня. ...Лежал, наверное, с час, пока очунявся... Недели три после того болел. И вот тогда я понял, что я на что-то нужное, когда в такой благоприятный момент не убился. Неясна шелохнулась у меня тогда мысль: наверное, я для литературы нужен. Так и получилось».

Но подытоживает свои детские годы Остап Вишня совсем не иронично-шутливо. Здесь уже звучат искренние лирические нотки: «Так между природой, с одной стороны, и людьми - с другой, и промелькнули первые шаги моего детства золотого».

Далее - начало обучения. И сразу же глузливеньке: «Школа была не простая, а «Министерства народного просвещенія». И, видимо, та школа, обычная сельская хата, так не вязалась с понятием «Министерства»!

Про первого учителя, «ходячую совесть человеческую», даже о его линейку, «что ходила иногда по рукам... школярских замурзанках», у автора самые лучшие, самые искренние и найліричніші воспоминания: «Учил меня хороший учитель Иван Максимович, добрейшей души старик, белый-белый, как белые бывают у нас перед зелеными праздниками дома. Учил он добросовестно...» И даже его линейка «ходила, потому что тогда такая комплексная «система» была, и ходила она всегда, когда было нужно, и никогда яростно», заставляя «в книжку заглядывать», она же производила и «литературный стиль».

Вызывают смех строки юморески о формирования «классового сознания», особенно употребление автором общественно-политических терминов наряду с просторічним фразеологізмом: «Правда, какая-то неясная еще тогда была у меня классовое сознание. С одной стороны - целовал барыни ручку, а с другой - клумбы цветочные ей толочив. Чистый тебе лейборист. Между социализмом и королем вертелся, как мокрая мышь».

Далее Вишня рассказывает о своем пути в науку. Начальная школа, Зеньковская двуклассная, военно-фельдшерская школа в Киеве. Вызывает восхищение и удивление отношение родителей (при их доходах) до обучения детей. Недаром из семьи Губенків получилось два писатели Остап Вишня и Василий Чечвянский.

С юмором писатель интерпретирует тот факт, что в Зенькове он учился вместе с будущим писателем и критиком М. Зеровым, сторонником неоклассиков: «...неоклассиком быть - силу надо терпение. Читай Горация, Вергилия, Овидия и других Гоморов. А быть современным писателем - значительно легче. Ничего себе не читаешь, только пишешь. И все довольны». Читатели, конечно, ценят скромность автора. Современники и коллеги, в частности М. Билкун, отмечали высокую культуру, эрудицию, интеллектуальность Остапа Вишни: «Поговоришь с человеком, и кажется, что она закончила Оксфорд, Кембридж, еще и Сорбонну в придачу».

Вишня на равных мог вести беседу со специалистами многих профилей, а что уже с агрономами, лісоводами, земледельцами...»

О огромную работу по самообразованию Вишня снова говорит в шутку и скромно: «А потом пошло неинтересная жизнь. Служил и все учился, все учился - пусть оно ему взбеситься! Все по экстерна правил».

Активную жизненную позицию автора, поиски им своего пути свидетельствуют следующие строки Юморески: «Хотелось, чтобы и в войске быть, и в парламенте, и в университете, и во всех комитетах быть, и на национальный фонд собирать, и песни петь. И куда вам? Где поют - там и я! Где говорят, - там и я! Где заседают, - там и я! Государственный муж, одно слово».

Как всегда, ирония не бросает автора. В последнем предложении - скрытый насмешливый смысл, ведь в Англии, например, «государственными мужами» называли тех, в чьи обязанности входило помогать бездетным семьям продолжить свой род.

Про гражданскую войну и далее Остап Вишня пишет хоть и в присущем ему ироническом ключе, но с заметным оттенком грусти и горечи: «Ну, а потом подъехала «платформа», меня и посадили. Потом выпустили, но я уже с «платформы» не слезал. Нема дурних». Большевистская партия неустанно выискивала «врагов» и уничтожала их, поэтому приходилось и хитрить, и идти на компромисс с собственной совестью, и много чем уступать, писать «на социальный заказ». Хоть это потом, как известно, не спасло писателя от сталинских лагерей.

Еще один мини-раздел «Автобиографии» посвящен книгам, которые произвели на автора сильное впечатление. В присущей ему манере Вишня пишет, что «вообще любил... книги с мягкими обложками, их и рвать легче, и не так больно они бьются, как мать, было, увидят. ...А остальные книг читалась ничего себе».

Читатели, конечно же, понимают эту шутку, потому что Остап Вишня самом деле книги любил и ценил, много читал, имел хорошие знания из многих отраслей науки и культуры, народного хозяйства. Интересный раздел байки о том, как Вишня начал писать, как научился в совершенстве владеть языком: «меня Часто спрашивают, где я язык взял».

Остап Вишня поднимает серьезную проблему: большая часть украинцев стала забывать родной язык, сторониться ее, поэтому был даже один период в истории Украины, когда украинцев приходилось «українізовувати».

Писатель обращается к матери, чтобы они заботились не только о физическом развитии своих детей, но и о духовном, передали потомкам свою прекрасную речь: «Обратите внимание на это, матери, и ваших детишек никогда не придется украинизировать».

Юмореску-автобиографию Вишня заканчивает рассказом о том, как сделался писателем. На первый взгляд, очень легко: «Сижу себе и пишу. Делать больше нечего, бумага есть, работа не тяжелая...» И качество произведений зависит... от «канцелярских принадлежностей», то есть ручки, бумаги, чернил. Появилась «промокачка» - «произведения лучше выходят, чепурнішими». А купленный портфель и вовсе сделал из автора «настоящего солидного писателя». Мы, конечно, хорошо понимаем это шутка, ибо писательский успех, как известно, зависит от дарования художника, его упорного труда и того, сколько души и сердца вкладывает он в свою работу.

Наконец юморист делает полушутливое - напівсерйозне замечание начинающим, молодым литераторам и тем, кто мечтает ими стать: «На основании своего опыта советовал бы все-таки работать так: сначала подумать, а потом уже писать, а не наоборот. Так как-то лучше получается, хотя работа немного и тяжелая...»

Так можно проанализировать юморески «Моя автобиография», «идя за автором». Вообще же, это целостное художественное произведение с присущими его жанра особенностями.

Композиция соответствует выбранной форме деловой бумаги - автобиографии. События располагаются в хронологическом порядке. Лишь иногда автор делает отступления - экскурсы в прошлое (о роли книги в его жизни).

Несмотря на юмористический характер произведения, писатель поднимает серьезные проблемы: сохранение родного языка, связи с народом, который вырастил, уважения к старшим, к учителям (не только школьных!), ответственности за свой труд.

Жизненный путь Остапа Вишни - это путь многих его современников: за нищету, темноту - до обучения; поиск своего пути в эпоху социальных бурь; «моменты творчества» и ответственность за свой труд. Следовательно, эта биография - характеристика того времени.

Писатель, в совершенстве владеет всеми средствами создания комического. Это смешение «высокого» и «низкого» стилей; использование местоимений среднего рода и глаголов в третьем лице единственного числа в отношении человека; ирония, вульгаризмы, шуточные народные пословицы и поговорки, комические ситуации и события; применение политических и научных терминов для изображения бытовых явлений, повторы, подтекст.

Например, шуточные пословицы, поговорки, фразеологизмы: «якатебе бедствия час... потащила», «куда дырка девается, как бублик едят», «как муха дышит», «большая... шишка», «роззявити рота», «пусть оно ему взбеситься!», «собачья тропа», «душа в штанах», «как мокрая мышь» и подобные.

Метко использовано общественно-политическую лексику для описания бытовых событий, детских шалостей: «классовое сознание», «чистый тебе Макдональд» (лейборист), «социализм», «король», «експлуататорша», «конституция нервная» и подобные.

Не менее совершенстве использует автор и подтекст: «Так что наши с М. К. Зеровым тропы разошлись. Он - на Рим, я - Шенгериевку». То Есть М. Зеров углубился в изучение античной литературы, а Остап Вишня - в народное творчество, жизнь родного народа.

Парадокс можно наблюдать в следующих строках:

«Фельдшер был из меня неплохой, потому что сразу же закапал одному больному глаза нашатырным спиртом вместо цинковых капель».

Ирония используется автором в фразе: «О гонораре от того больного говорить не буду».

Итак, разнообразие художественных средств создания комического свидетельствует о большой талант писателя-юмориста. Хотя следует отметить, что часто в Остапа Вишни звучат и нежные, лирические нотки - воспоминания о «первые шаги» «детства золотого», о тех людях, которые вырастили и выучили.

Свою «биографическую» тему писатель продолжает в юморесках: «Первый диктант», «вот Так и пишу», « Если бы моя бабушка встали...», « Великомученик Остап Вишня», «Всежиття с Гоголем», в дневнике «Думы мои, думы мои...» и других произведениях.