КОПЫСТЕНСКИЙ ЗАХАРИЯ (ок. 1585 (по Б. Струминским), Перемышль, теперь Польша - 21.03.1627, Киев) - писатель - полемист, общественно-культурный и церковный деятель.
Родился в семье православного священника, учился в Львовской братской школе. В 1612 - 1614 гг. - архимандрит Киево-Печерской лавры. На этом посту выступал за укрепление автономии Лавры, создал «госпиталь для малоімуших», развил книго печатания. Был редактором и переводчиком ряда лаврских изданий, в частности автором теологической морально-дидактической предисловия к «Часослова» (1616), а также «Беседы св. Иоанна Златоуста на 14 ссылок св. Апостола Павла» (1623), состоящий из двух частей: 1) церковно-богословской; 2) историко-философской, в которой автор стремится постичь загадку бессмертия человеческого духа. Вероятно, 3. Копыстенский - автор антипротестантської «Книги о вере», изданной под псевдонимом Азарии (1619, 1620 - 1621). Ему принадлежат и «Казаннє на чесном погребе... Елисея Плетенецкого» (1625) и «Олимпия, или проповедь на роковую память Елисея Плетенецкого» (1625).
Основная литературный труд С. Копистенского - полемический трактат «Палінодія, или Книга обороны кафолической святой апостольской восточной церкви, и святых патриархов, и о греках, и о русских христиан» (1619 - 1622), что является ответом на книгу униатского архимандрита Льва Кревзи «Оборона церковного единства» (Свободно, 1617, на польском языке). Название произведения имеет несколько переводов - толкований, в частности «Песня в ответ врагу». Автор выступает в защиту православной веры как единственно возможной способа отстаивания национальной самобытности в контексте национально-политических проблем конца XVI ст., доказывает равенство всех епископов греческой и римской церкви. Одновременно С. Копыстенский предстает историком церкви с глубокой и взвешенной научной богословской мыслью. Автор - патриот своего «славного и благословенного народа, россох», он восторженно пишет о запорожское войско, что борется против турецко-татарских нападений, выступает за единство славянских народов. Высоко оценивает патриотическую, общественно-культурную деятельность Константина Острожского. «Палінодія...» написана на основе многочисленных исторических, литературных и фольклорных источников, речь образная и афористичная.
Лит.: Голубев С. Киевский митрополит П. Могила и его сподвижники. К., 1883; Завитневич В. Палинодия Захарии Копистенского и ее место в истории западно-русской полемики XVI - XVII вв. Варшава, 1883; Сушко А. Заметки к студий над текстом Палінодії // ЗНТШ, 1903. Т. 54.
Г. Усатенко