Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

КОНИССКИЙ АЛЕКСАНДР (псевд. - Александр Переходовець, Верниволя, Галайда, Горовенко, Журавль и др.; 18.08.1836, х. Переходівка, теперь с. Нежинского р-на Черниговской обл. - 12.12.1900, Киев) - писатель, педагог, журналист, общественный деятель.

Учился в Черниговской гимназии, Нежинском лицее. Участвовал в Крымской войне (1854). Член полтавской и киевской общин, активный организатор воскресных и вечерних школ для народа, автор учебников «Украинские прописи» (1862), «Арихметика, или Щотниця» (1863), «Первая грамматика, или Чтение» (1883). 1863 г. царизм по подозрению в принадлежности к антиправительственной политической организации без суда арестовал и выслал его в Вологду, затем в Тотьми. С 1866 г. жил в Елисаветграде, Екатеринославе, Бобринце, где подружился с Марком Кропивницким, с 1872 г. - в Киеве, имел адвокатскую практику. О. Конисский - ярый защитник украинской культуры, отстаивал изучения украинского языка в школах, ликвидации Валуевского (1863) и Эмского (1876) указов о запрете украинского языка. За это «москвофільське» «Слово» (1885, № 65), российские шовинистические круги («Киевлянин», 1885, № 28) и московские панславісти обвинили писателя в украинском сепаратизме, и 9 июля 1885 г. арестован и заключен в тюрьму на 16 месяцев. О. Конисский - один из инициаторов объединения и совместной работы восточноукраинских и западноукраинских культурно-образовательных организаций, налаживание издательского дела, участвовал в создании журналов «Заря», «Правда», Научного общества им. Т. Шевченко во Львове, издал альманах «Эхо» (Киев, 1881).

Литературную деятельность А. Конисский начал в 1858 г. на страницах «Черниговских губернских ведомостей», печатался в «Черниговском листке», «Основе», а впоследствии в галицких изданиях «Слово», «Галичанин», «Цель», «Правда», «Дело», «Мир», «Заря», «Литературно-научный вестник» и др. В периодических изданиях умішував литературно-критические статьи, театральные рецензии, этнографические материалы, популярные очерки по истории Украины. Первое стихотворение «Сирота» опубликовал в журнале «Основа» (1861). Как поэт начинал под влиянием Т. Шевченко. Тематика сборников «Порванные струны» (1886), «Выбор из поэм» (1901) широкая: поэт и народ, поэзия как духовное самосознание народа, его жизненных стремлений, прославление Украины, тяжкое национальное и социальное положение труженика, свобода и неволя, образование и наука, осуждение фарисейства господ и підпанків, пороки буржуазного общества и др. В программном стихотворении «Мое желание» (1862) свой идеал он усматривал не в древнем казачестве, а в борьбе за независимую Украину. Поэзия «На Тарасовой могиле» (1876) полна призыва добывать «хлеб и волю», засевать общественную ниву знаниями и образованием. Эта идея пронизывает поэзии «Старый», «на Рассвете», «Сиротина».

С большой симпатией О. Конисский обрисовал образы крестьянина, земледельца («Земледелец», 1886), показал трагические картины народного обнищания («Утопленный», «Калека», «Сирота», «До Николая Лысенко»), Ряд произведений направлены против господ, псевдо-патриотов, которые, прикрываясь громкими фразами, ничего не делают для народа («Ты любишь, сидя в доме», «Филантропия», «Господам лжелібералам»). Доминирующим настроением лирики А. Конисского были грусть и зажура. Этими мотивами проникнуты автобиографические стихи на тему тюрьмы, каторги, ссылки («Мои кудри опали», «Каторжный», «Я не боюсь тюрьмы и палача», «К моей матери»). Искренне и задушевно лирический герой раскрывает мир своей тоски, крик и отчаяние души (цикл «Скорбні песни», 1876 - 1884; «Надежду», «Если бы!», «Молиться хочу - слов нет»).

Интимная лирика поэта рассказывает о несчастной и неразделенной любви, она проникнута печалью, имеет тонкие, пастельные краски, мелодичность («В ясную ночь в садик», «Глаза», «Тебе сусідоньки сказали», «девушки», «Измена»), Такими же нежными красками обрисовал картины природы в стихотворениях «Зима», «В деревне», «Одна одинокая березка стоит». Стихотворения «Молитва», «На смерть Шевченко» (1862) стали народными песнями. В поэме «Острожник» (1867) выведен образ борца, народного защитника, который верит в пробуждение своей «спящей» страны. Ряд сюжетов и мотивов является рецепцией Библии: «Ієффаєва дочь» (1862), «Царь Саул» (1862), «Проповедь на горе» (1886).

Наиболее полно талант О. Конисского расцвел в белетристичних произведениях, которыми он расширил проблематику, жанрово-стилевые рамки украинской прозы. В рассказах и повестях из «народной жизни» характеры детерминированные, конфликты остро социальные. Эти произведения богаты типичные обобщения и обозначаются умением изображать динамику характеров. О. Конисский признавал крестьянство не за объект жалости, ожоги, а за самостоятельную силу, которая, преодолевая злые обстоятельства, пробуждается к новой жизни, проникается идеями «гражданства», отпора злу («Братья Чепиги»). Ранние рассказы написаны под влиянием социальной прозы Марка Вовчка, где раскрыто антилюдяність крепостнической системы. Антикрепостнический пафос пронизывает рассказ «Барская воля», «Дмитрий Кныш (Протестант)», «Больная душа». Автор поэтизировал народные характеры, их морально-этическое превосходство над представителями господствующего слоя, выводил образы крестьян - протестантов («Козарський звеньев (Соблазнительная нива», 1899). Показал тяжелую судьбу женщины - труженицы («Наймичка», «Хотя бы фигуры дожала!», «За плаху»). В типовых фигурах охватил все общественные слои того времени.

Наиболее полно идеалы А. Конисского воплотились в произведениях из жизни интеллигенции. Повесть - хроника «Семен Жук и его родственники» (1875), роман - хроника «Грешники» (1895), рассказ «Антон Калина» (1891), «Непримиримая» (1892), «Сестра милосердия» (1892) проникнуты народно-просветительскими идеями. Передовую и гуманную позицию отстаивал в решении национального вопроса, исторической судьбы Украины. В повести «Юрий Горовенко. Хроника из смутного времени» (1885) созданы интересные образы бывшего кирилло-мефодіївця Пучки и представителя нового поколения Юрия Горовенко, которые самоотверженно служат народу и ненавидят российский деспотизм. Эти произведения И. Франко назвал «идеологическими».

Заслугой О. Конисского было написание биографии Т. Шевченко «Тарас Шевченко-Грушевский. Хроника его жизни» (1898 - 1901, т. 1 - 2), которую высоко оценил И. Франко. Выступал также с литературно-критическими трудами. Перевел на украинский язык «Дневник», повести «Варнак», «Художник», «Наймичка», «Безщасный» Т. Шевченко, часть поэмы «Войнаровский» К. Рылеева, новеллы «Большой», «Последняя любовь», «Ни на степень» Е. Ожешко, стихи А. Мюссе, Дж. Байрона, Ф. Фрейліграта и др. Составил «Русско - украинский словарь» (издан в 1918 г ).

Лит.: Сиваченко М. Александр Конисский и его проза // Конисский А. Выбрать произведения. К., 1986; Хропко П. О. Конисский и его наследие // Рад. літературознавство. 1986. № 8.

М. Ткачук