Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС начала XX века (1900-1930 гг.)
Николай Хвылевой (1893-1933 pp.)
«Кот в сапогах»
Продолжением осмысления «непростых» для автора вопросов является новелла «Кот в сапогах» (1921 г.). Революция в его произведениях часто появляется в женских образах: Матери, Марии, Женщины.
Настоящим символом революции выступает женщина товарищ Жучок в новелле « Кот в сапогах». С глубокой задушевностью, солнечной привлекательностью изображает художник этакого «кота в сапогах», товарища Жучка - женщину, которая является самоотверженным борцом за революционные идеалы, наравне с мужчинами бесстрашно преодолевает трудности, чтобы завоевать счастливое будущее.
Писатель прослеживает за духовным ростом сельской женщины, которая начинает осознавать свою причастность к величественных деяний.
По мнению автора, даже имя героини «не Гапка, а товарищ Жучок. Это так, а то - глухо. А вот вышивать - это ярко, потому что вышивать: вышивать золотом или серебром».
Писатель в раздумьях, в поисках художественных средств, которые бы помогли ему создать гимн женщине. И хотя в размышления автора закрадывается сомнение о целесообразности создания гимна, однако произведение действительно возвышает женщину, которая отдала свою жизнь революции и, к сожалению, стала лишней в жизни.
Портрет «кота в сапогах» подан короткими, но меткими штрихами, которые рисуют обычную, простую женщину: «Я не хочу идеализировать товарища Жучка, - пишет автор, - я хочу написать правду о ней-отрывок правды, потому что вся правда-то целая революция ».
Действительно, в новелле изображено обычное, немного обыденное, но героической жизни, через которое прошла главная героиня, которая верила, что скоро наступит «солнечный возраст, и мы к нему идем...».
Ход событий писатель изображает короткими, эмоциональными предложениями: «Зима, хуга, буруны, буруны... Поезд, железная дорога и рельсы, рельсы в степь». Слышать, как вистукують колеса поезда: «На Кубань!»
И в этом эшелоне женщина, «кот в сапогах», которая наравне со всеми идет в бой, достает дрова, когда паровоз останавливается без топлива, «нам обед варит, она наша кухарка - и только. Она беспартийная, но уже имеет в котомке товстеньку книжку «Что такое коммунизм?»
Эта простая необразованная женщина умела говорить с бойцами, выступать на митингах, а когда закончилась революция, - пошла своим жизненным путем, но не вернулась к своим будничным делам, а стала, например, секретарем ком'ячейки дела или еще какую-нибудь должность.
С болью и иронией автор изображает сцену встречи « кота в сапогах » со своим однополчанином, когда она не смогла на что-то теплое и человеческое, напомнила только, щотреба «зарєрістріроваться в ячейке». «Ясно: прошло столько-то времени. Товарищ Жучок дочитала-прочитала «Что такое коммунизм? »... И только.» Прочитала, но поняла только то, что она руководитель, и такие, как и она - вершители человеческих судеб.
Вряд ли посвятил бы автор гимны такому человеку. Куда же девалась та чистая и честная женщина, «с бузинковим взглядом»? «Исчез «кот в сапогах» в глухих дебрях революции. Исчез товарищ Жучок», осталась лишь ходячая инструкция. Вот в чем заключается трагедия не только жизнь человека, но и трагедия революции.
На мгновение кажется, что не все еще потеряно, что в этой женщине осталось что-то человеческое: Жучок заговорил по-человечески и рассказал про свои нелегкие дни юности, но то было лишь на мгновение - этой женщине уже не измениться. Над людьми совершено преступление - их отравили фанатичной идеей.
Последние строки новеллы звучат так: «Я не собираюсь вызвать у вас слезу. А вот маленький подвиг - это без сомнения».
О каком подвиге идет речь, когда «потеряно настоящих Жучков, появились Жучки под номерами 2, 3, 4... И не знаю, сколько еще есть».
Новелла «Кот в сапогах» написана в импрессионистической манере: автор изобразил не типичный характер, а колоритную индивидуальность.
По определению А. Белецкого, жанровые признаки новеллы «Кот в сапогах» имеют много общего с прозой Г. Хоткевича, Н. Кобринской, М. Коцюбинского, В. Стефаника. Новелла Волнового находится на грани модернистской и реалистической прозы с элементами импрессионизма.
Новелла полна героическим пафосом. Конечно, события, отраженные в произведении, требовали особого миропонимания. Но по той героико-романтической действительностью не исчезает ощущение реальности. И поэтому в ткань произведения постепенно проникает легкая ирония.
С первых строк произведения товарищ Жучок - сдержанная, мужественная, бесстрашная. В битвах и в перерывах между ними, когда «справившись возле походной кухни, выходила из вагона неизвестно куда», а потом возвращалась поздно «всегда в печали», она была бойцом революции. Впоследствии она стала другой, хоть и старалась быть полезной людям, нужным обществу. Поэтому «она бегала, суетилась, собирала женщин, устраивала женские собрание», чтобы говорить «о праве кухарки» и прочее. Но ведь это совсем не соответствует той высокой цели, тем идеалам, за которые она и ее товарищи гибли в боях. А отсюда - ирония и даже сарказм.
Тему новеллы «Кот в сапогах» можно определить не просто как показ женщины в годы революции, а какого пагубного влияния наносят ложные идеи человеку, превращая его в бездумного исполнителя, чиновника.
Идея новеллы - осуждение общественной системы, что, прикрываясь хорошими лозунгами, превращала верных ей людей в фанатичные механизмы, которыми можно манипулировать.
Писатель-коммунист был разочарован тем, как коммунистические идеи воплощаются в жизнь, либо уродливых форм они набирают.
Уже заглавие новеллы несет в себе глубокий подтекст. С одной стороны, «кот в сапогах» - что-то близкое, теплое, домашнее и сказочное («Знаете рисунки из детства: « Кот в сапогах »? Он очень комичный. Но он теплый и близкий, как неньчина рука с синей жилкой, как прозрачный вечер в червонцах осени»). С другой - «не в свои обулся»: тонкие кошачьи лапки - в чужих ботинках, до которых он не дорос. Так и товарищ Жучок. Примерила на себя великие идеи коммунизма, но так и не смогла постичь - не доросла. Только осознала, что ей, малограмотной, но партийной кухарке, партия дала право распоряжаться чужими судьбами, карать и миловать на правах секретаря ком'ячейки. Идея, что «каждая кухарка может управлять государством», оказалась настолько заманчивой, что ради нее можно пожертвовать даже боевой дружбой.
Но она верила в полезность и необходимость своего дела, поэтому «...бегала, метушилась, собирала женщин, устраивала женские собрания, где говорили об аборте, о любви, о праве кухарки.
Кричали:
- Долой семью!
- Да здравствует холостая женщина!
А для плодовитой женщины говорили:
- Пусть будет интернат, пусть будут общие прачечні и т. д., и др.
- ...Товарищ Жучок, можно двух любить?
- Это зависит от того, как вы знаете материализм. Я его плохо знаю, а потому и "воздержуюсь".
Однако оказывается, что и в ней может проснуться что-то человеческое: и ей бывает стыдно, и грустно, и не находит она всех ответов на свои вопросы в партийных книжках.
Писатель проникается сожалением о потерянной судьбой. Его ирония исчезает: «Тогда мне кирпатенький носик рассказал, что ей не 19, как мы думали, а целых 25 лет, у нее уже было байстря и это небольшое байстря - повесил на фонаре козак. Это было на Далеком Востоке, но это и теперь тяжело. Это было на Далеком Востоке, когда она пошла по дороге за отрядом. А то была казачья месть».
Дело в том, что таких людей, как Жучок, было много, но все они растворились как личности, и неизвестно, во имя чего они совершали свои подвиги.
На эти вопросы дала ответы лишь история.
А Николаю Волновом и его современникам надо было делать выводы самостоятельно, самим делать свой выбор.
Теория литературы
Новелла - небольшой повествовательный произведение о какую-то необычную жизненную событие с неожиданным финалом. Действие в новелле напряженная, драматичная. Больше внимания уделяется не внешним событиям, а переживаниям и настроениям героев.
Импрессионизм - течение в искусстве и литературе второй половины XIX - начала XX века, художники которой основной своей задачей считали изящное воспроизведение субъективных впечатлений и наблюдений, изменчивых ощущений и переживаний, но без углубления в их суть.
Орнаментальный стиль - украшения определенными словесными рисунками художественного произведения.
Характерными признаками орнаментальной прозы есть особая образная насыщенность и словесная живописность художественной ткани, обусловленная характером нового исторического мироощущения, общей эмоциональной атмосферы времени. Источником орнаментального стиля стало революционно-романтическое восприятие эпохи.
|
|