Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС начала XX века (1900-1930 гг.)

Степан Васильченко (1879-1932 pp.)

Традиции и новаторство в творчестве Степана Васильченко

Степан Васильченко - самобытный и многогранный талант. Писатель выступал в разных жанрах, но славу ему принесли новеллы, которые волнуют и трогают читателя своей глубокой правдивостью и художественной утонченностью.

«В когорте мастеров украинской классической новеллистики Степан Васильченко, - пишет Олесь Гончар, - занимает видное место. Его творчество вот уже много лет пользуется неизменной любовью... Чем же привлекает нас творчество этого писателя?.. Думаю, что проза Степана Васильченко находит путь к сердцам читателей прежде всего потому, что она правдивая и поэтичная, согретая чувством уважения к человеческой личности... Талант мужества и талант сострадания, без которых не бывает настоящего писателя, в высшей степени был присущ этому человеку, проявляясь и в творчестве, и в жизненных поступках».

С Васильченко жил и творил на рубеже эпох, когда происходили значительные исторические события, перелом в сознании многих людей. Поэтому закономерно, что он вобрал в себя лучшие традиции предшественников и вместе с тем расширял свои творческие возможности за счет восприятия нового.

Литературоведы считают, что именно народная этика стала для Васильченко критерием выбора эстетических принципов, ориентиром между существующими литературными традициями, утвержденными Нечуй-Левицким, Панасом Мирным и новаторскими исканиями Коцюбинского, Стефаника, Кобылянской. Этим объясняется то место, которое занял С Васильченко между «старой» и «новой» школами прозаиков. Со «старой» его объединяла тематика и стилистическая причастность к обновленной повествовательной традиции, а с «новой» - углубление психологизма.

Основные герои произведений Васильченко - крестьяне, их дети, учителя. И это в то время, когда уже заявили своими «манифестами» о необходимости расширения национальным писательством тематики и содержания и Вороной, и Коцюбинский, и представители «Молодой музы». Склонность писателя к традиционным формам выразительности, особенно в ранний период творчества, объяснялась не только тем, что он находился далеко от культурных центров, но и осознанной творческой позицией писателя. Автор ориентировался на народного читателя. «Тонкие приемы я нес в массы, в море. Для тонкой литературы принимал персонажи и темы в той самой массе... К солнцу! Я работаю над стилем. Над языком, которую хочу оживить...» - так писатель формулирует свое творческое кредо. Иначе говоря, он выступает новатором только в сфере художественной формы. И это ему удается.

Васильченко часто поэтизирует и возвышает наивное, детское, непосредственное. Это сочетание «естественного» и «морального» создает в его произведениях особое прозрачно-акварельную тональность, что уже само по себе усиливает радостно ласковое звучание прозы («Роман», «Басурмен», «Дождь», «Мужицкий ангел»).

По новому подходит С. Васильченко к теме талантов из народа(«Н ахуторі», «роскоши», «Упанів», «Широкий путь», «Талант»). Веря в мощную потенциальную способность человека села к саморазвитию, писатель изображал своих героев преимущественно в моменты душевного взлета, когда они проявляли лучшие свои черты характера. И действительно, способность радоваться присуща подавляющему большинству его героев. В этом нет ничего удивительного. Ведь они романтики от природы, честные, откровенные, и полно могут раскрыться в мире, витвореному собственным воображением, где царят законы равенства, добра и красоты.

Воображаемый мир героев, что осознали себя как личность, далеко не соответствует действительности. И Васильченко заставляет читателей задуматься над этой болезненной проблемой, которая не решена, к сожалению, и в наше время.

Художественно выписывая положительные характеры, Васильченко, как сам утверждал, имел целью вернуть своих читателей к самих себя, увидеть лучшее в своих обычаях, манерах поведения, прислушиваться к своей волшебной языка. Мол, пусть увидят сами, какой кротостью, природным тактом, интеллигентностью, тонким умом, поэтическим мироощущением, способностью шутить наделен наш народ. И это тоже было новое слово в тогдашней литературе.

Итак, С. Васильченко органично соединил в своем творчестве «лучше старое» и «лучшее новое». Он был действительно «мужественный талант», который негромко, деликатно отстаивал свои гуманистические принципы в литературе, собственные взгляды на ее назначение. Писатель не спешил воспевать новую действительность, был правдивым с самим собой и своими читателями. Степан Васильненко не увлекался широкими полотнами -- романами, епопеями, ибо был убежден: «мешок Напихать всякого, которое попадет под руку тряпьем, чтобы был потолще мешок, далеко легче, чем написать гибкую и резную новеллу... Толщина произведения является сомнительная ценность, скорее - ложь». Поэтому и причисляют Степана Васильченко до лучших мастеров украинского слова.