Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС начала XX века (1900-1930 гг.)

Степан Васильченко (1879-1932 pp.)

Повесть «Талант»

История написания

Над своим произведением С. Васильченко работал относительно долго: задумал его еще до революции, черновая редакция повести была завершена в 1912 г., а опубликована она только в 1924 г. В наиболее полной черновой редакции она имела подзаголовок «О дни, что прошли».

В автобиографических записках «Мой путь» Васильченко признается: «Для своего творчества я брал сознательно сюжеты из близкого мне жизнь...». Окружающая действительность стала для писателя источником правдивой художественного творчества. А правда заключалась в том, что молодая поросль украинского народа - дети и молодежь - вырастали в невежестве и темноте, не имели доступа к образованию и культуре. Вчителюючи по селам, писатель насмотрелся на тех неграмотных потомков казацкого рода, на молодых певиц и скрипачей с живым огоньком в глазах, искренним влечением к искусству и науке.

Из размышлений о судьбе одаренных детей из народа появились новеллы «На хуторе», «У господ». Дорогая и болезненная для прозаика тема нашла свое продолжение и в повести «Талант». Название ее вполне понятна. В произведении рассказывается о трагической судьбе талантов в тогдашнем обществе. Самоубийство одаренной крестьянки Татьяны - не только смерть молодой девушки, но и утрата, гибель таланта, и виновата в этом эксплуататорская действительность.

Эпиграф к повести взят автором из «газетной хроники». Он не только помогает более четкому изучению темы, но и создает минорное настроение. Однако факт, взятый писателем из прессы, лишь внешне напоминает о проблеме произведения. В эпиграфе церковная хористка покончила жизнь самоубийством из-за несчастной любви, а в повести трагедия певицы социально мотивирована.

Подзаголовок к черновой редакции произведения «О дни, что прошли» указывал на то, что писатель избрал излюбленный прием воспоминаний, ведомых от имени рассказчика - непосредственного очевидца и участника изображаемых событий, человека ранимого, душевной, поэтической, склонной к глубоким размышлениям. Отсюда и эмоциональная тональность, которая пронизывает все произведение.



Тема. Проблематика. Жанр

Тема повести - изображение жизни сельской интеллигенции, трагической судьбы талантливых людей из народа, в частности учителей.

Самыми яркими проблемами, которые освещает автор, можно выделить проблемы: мечты и действительности, утверждение таланта и его роли в жизни человека, добра и зла, жизни и смерти, любви, пробуждения гражданского сознания.

Зажанром «Талант» -социально-бытовая повесть. Произведение соответствует основным признакам жанра, хотя некоторые страницы звучат как «поэзия в прозе».



Сюжет и композиция

В повести две сюжетные линии, которые переплетаются между собой. Первая - описание жизни молодых сельских учителей: рассказчика и Андрея Марковича. Вторая, главная - показ трагедии талантливой крестьян-ки-певицы Татьяны, доведенной попом и панамы до самоубийства.

Своеобразная композиция повести. Писатель не придерживается фабульного развертывания событий. Произведение состоит из пятнадцати разделов, каждый из которых, несмотря на общность сюжета, чем-то напоминает маленькую новеллу. Короткая развязка - смерть героини - подается уже в первом разделе. Такой художественный прием, как и эпиграф, применен, чтобы соответственно настроить читателя, подготовить его к определенному восприятию повествования.

Далее развернута экспозиция повести, которая охватила ее в первые шесть разделов. Завязка произведения - приезд в барского имения гостей из города. Кульминация - столкновение Татьяны с попом в церкви. Развязкой является смерть и погребение талантливой певицы.

С. Васильченко представляет здесь новую школу украинских прозаиков начала XX века. Он выбирает рассказчика - не «человека из народа», не постороннего рассказчика фактов и событий, а ярко очерченную индивидуальность, человека интеллектуально развитую, которая за своими идеалами и убеждениями часто сливается с авторским «я».

В произведении оценивающая позиция героя существует наряду с оцінюючою позицией автора (изменение функции героя в структуре художественного изображения обусловила ряд изменений и в сюжете): исчезает интрига в традиционном понимании, а взамен появляется сюжет одновременно и лирический, и психологический, построенный на внутренних душевных коллизиях. Композиция характеризуется неожиданным началом, словно развязкой, внезапным концом, что отразилось на языке произведения: возникли внутренние монологи, диалоги, несобственное прямая речь. А в художественных средствах большое значение приобретает «подтекст», наличие которого чаще всего выражается слуховыми образами.

Тропы несут психологическую нагрузку, выполняют эмоционально-оценочную роль. Большую роль отведена детализации.

Важную роль играет пейзаж, которым автор закільцював сочинение: повесть и начинается, и заканчивается осенним пейзажем, однако эти пейзажи не одинаковые, и функции у них разные. Описание природы помогает автору подчеркивать или оттенять душевное состояние своих героев. В первом случае позолоченное осенью листья передает слегка грустное настроение, который соответствует переживаниям учителя-рассказчика. В эпилоге повести образ осенних листьев вызывает тяжкие раздумья писателя, символизирует тяжелую судьбу народных талантов в тогдашнем обществе: « Темно... И зашумело под окнами море сухих листьев... Море горя, море слез... Лавой, волной мчится оно, как то войско безталанне, что разбил его враг, развеял, куда видно гонит...

Остановилось под чужим домом отдохнуть один часик, дрожит, жмется друг к другу, сквозь слезы шепчет робкую жалобу: куда его и куда его на ночь глядя?» Пейзаж или гармонирует с настроениями персонажей, или выступает как контраст. К тому же пейзажи повести чрезвычайно поэтичны. Многие из них имеют аллегорический характер.

В повести «Талант» значительную композиционную роль играет диалог. С его помощью более напряженно развивается действие, раскрываются человеческие характеры, речь персонажей приобретает четкой индивидуализации. Динамичный, экспрессивный, часто без авторских ремарок, диалог у писателя является одним из главных художественных средств раскрытия внутреннего мира героев и создания напряженной ситуации.

Большую роль в повести отведено песни. Она - постоянный спутник героев. В основном песня гармонирует с настроением героев, служит им лирическим сопровождением.

Высказывания персонажей тоже часто совпадают с авторскими, поэтому их очень трудно разделить.

С. Васильченко - мастер портрета. Как правило, писатель кратко изображает внешность своих героев, акцентируя внимание лишь на тех или других штрихах, которые играют определенную роль в характеристике действующих лиц.



Проблемы произведения

С. Васильченко был учителем по профессии и призванию, поэтому его всегда волновала судьба сельских учителей-подвижников, которым так трудно, а то и зовсіх невозможно было пробиться к высшему образованию, сполна отдать свой талант народу.

Круг проблем, которые поднимает писатель в своем произведении, достаточно широкое. И мы остановимся лишь на тех. которые интересовали людей во все времена, поэтому и называются «вечными».

Нередко человек, особенно молодой, вступает в конфликт с действительностью-за того, что последняя не соответствует ее мечтам и представлениям о своем назначении. И здесь многое зависит от характера - если человек слаб, пессимистическая, то может сломаться, пасть духом, даже дойти до самоубийства.

Герои С. Васильченко - и рассказчик, и Андрей Маркович, и Татьяна, и даже дьяк Запорожец - имели мечту. Они хотели учиться, быть полезными своему народу.

Андрей Маркович, коллега рассказчика, разговаривая о том, как будут «когда на культуру села переносить» , шутил: «Пустите-ка меня только туда, а я тую культуру на плечах, в кропив'яному мешке домой притербічу!» И кричал: «...одмикайте замки, открывайте врата, посланцы из хуторов идут!»

Татьяна имела надежду послужить своим талантом людям: «Как бы там не было, а когда у меня есть тот талант, то не продам его ни за деньги, ни за тую славу!

... - Дано мне малісіньку искорку святую... Малісіньку-малісіньку... И она осветила мою жизнь біднеє, счастьем нагрела мое сердце... То пусть погаснет лучше искра во мне праздника и пусть будет бесполезна моя жизнь и темнее темной ночи, когда отдам ее в поругании или в грязь втопчу».

Об учебе думал и дьяк Запорожец, который находился в постоянном конфликте с местной властью и попом. Он имел хороший голос, неукротимый нрав, и крестьяне тянулись к нему («...люди - тоже за дьяком»). Однажды к молодых учителей он пришел «затурбований, не пьяный. Не ругался, не мешал, молча лежал на кровати, курил, что-то думал... Дальше, чего-то краснея, попросил одного учебника для какого-то своего товарища, ушел». И читатели, конечно, понимают, что дьяк брал книгу для себя, только стеснялся признаться, что и его потянуло к обучению. Даже поступил в институт, но «разглядел - тюрьма, взял документы и убежал ».

И жестокая действительность разбивает мечты молодых людей. Рассказчику и Андрею Маркевичу, наверное, запретят поступать в университет («Знаем, щобуде: не увидим мы уже того университета, пожалуй, и сколько будем жить...»), еще из работы уволят за участие в проявлении общественного неповиновения, речи над телом погибшей талантливой девушки.

Но герои хоть и унывают, не падают духом, верят, что найдется однажды дорога к их мечты, что сумеют послужить своему бедному, обездоленному народу.

Татьяна, пережив череду неудач и обман (господа разогнали театр, панич-студент насмеялся с ее любви, а поп публично посрамил в церкви), кончает жизнь самогубством. ее талант оказался никому не нужным, и это - самая главная причина потери девушкой интереса к жизни.

А дьяк Запорожец просто спился, превратился в какого-то бродягу, не выдержав жизненных испытаний и не видя перед собой цели.

Героев повести из состояния напряжения душевных сил способны вывести воспоминания о самые дорогие, самые лучшие минуты жизни. Во время жизненных трудностей они охотно идут на контакт с другими людьми, пытаясь поделиться тем, что их беспокоит.

Итак, автор пытается решить проблему мечты и действительности, рисуя образы рассказчика и Андрея Марковича и грустя по поводу безрассудства Татьяны.

Талант к пению, актерской игры занимал в жизни сельской учительницы Татьяны Игнатьевны главное место. Ним она жила, мечтала развить его и отдать людям не ради славы и денег, а ради него самого, ради искусства, которое имеет такую волшебную силу воздействия. И что она могла? Крестьяне темные и суеверные, господа только поразвлекались, поманили обещаниями помочь девушке в учебе, да и разогнали самодеятельный театр. Даже в церкви батюшка запретил ей петь. А она же чувствовала в себе такую силу... Однажды не выдержала и запела: «Языков густой росяний сад перед солнцем, толпа засветился человеческими глазами. В церкви виднішало, ясніло, будто відтуляли в ней окна. А лицо Татьяны уже сияло, как свеча, лицо живое, наивное, скорбью воодушевлено, с теми большими предполагаемыми глазами, что их люди должны говорить.

...Татьяна, казалось, росла. Будто услышав свою власть над людьми, она выступила из ряда вперед, стала в гордой, независимой позе, запишалася. Одчувалася сила. Сила новая, непокійна, страстная, грозная сила, что от нее тарахтело сухое дерево и чернела старая позолота в церкви, осыпалась, как от ветра. Вот-вот, казалось, расступятся темные стены, станет видна даль зеленая, голубое небо и ясное солнце».

Итак, в лице Татьяны писатель показывает трагедию непризнанного и нереализованного таланта.

Добро и зло постоянно соревнуются между собой на страницах повести. С одной стороны - сельские интеллигенты, учителя - заботятся о народном образовании, о культурном развитии крестьян, помогают, поддерживают друг друга. С другой стороны - поп, «дерий, зажера, заїдливий», что «только путня человек прибудет в село - съест». Несмотря на свой священнический сан, ведет аморальный образ жизни ( «На селе поговаривали, что кто-то из крестьян застукал попа круг своей женщины. Хотел косу серпом одтяти - одкупився»), пристает к девушкам, в частности к Татьяне (« Он как-то по-молодецки вихитує гривой, трогает ее плечом, что-то потаємки говорит. Татьяна задумана, как какая-то чужая; слушает молча»).

В церкви, когда отец Василий оскорбил и выгнал девушку, люди заступились за нее. А как случилось несчастье, поддержали неслыханную на селе дело - похороны с речами, цветами. Поп отказался хоронить покойницу, тогда мары оставили прямо у него на дворе. Потом всех людей, что там были, «тянут на допрос - и малого небольшого...». Зло олицетворяет и помещица, которая «обіща-лась помогать. Говорила, что можно будет и стипендию добыть. Лидия Витальевна попечительница многих школ в уезде, дама богатая и влиятельная». И чего стоящими оказались ее обещания!

Хоть зло, кажется, и побеждает, читателям верится, что «солнце - будет, будут дни радостные, ясные, будут песни, цветы, будут радости, сміхи. Будут!..».

Проблема любви присутствует в повести лишь вскользь. В молодую талантливую Татьяну влюбленные тайно и Андрей Маркович, и рассказчик, хоть боятся это признать даже сами перед собой. Между ними идет скрытое соревнование за внимание учительницы, ее благосклонность. Но и влюбляется в барина-студента, который легкомысленно порозважався с девушкой и бросил. Юноши жалеют Татьяну, понимая, что ее ждет («Разве вы не знаете, какие тут у нас люди? Проходу ей не дадут. А, упаси Боже, как еще будет ребенок,- живьем згризуть, съедят...», «Не что иное, как душа и примут в ней, оставив нас один ее труп будет вечно томиться среди мужицкого жизни»).

Влюбленность Андрея Марковича такая большая, что он в душе согласен даже взять ее замуж и такой, «матерью-одиночкой» . Рассказчика же «ревность ярости, палящие пожаром вспыхнули, вступили туманом в голову». Однако обоих примирила смерть Татьяны.

Вскользь затрагивает С. Васильченко в повести и проблему пробуждения гражданской сознательности и активности. Сначала мы видим тихую местность со школой за селом. В селе лишь ненадолго, словно украдкой, светились каганчики. Тишину нарушал лишь пьяный дьяк, что бил поповские окна.

Когда же случилось несчастье, у людей проснулась гражданская сознательность, они почувствовали в себе силу противостоять злу.



Образы произведения

В повести С. Васильченко «Талант» создана четкая система полнокровных образов, которые подчеркивают главную мысль: трудно пробиться народному таланту, нелегко воплощать мечту в действительность, но жизнь все же лучше смерти. И ни при каких условиях не следует впадать в отчаяние.

Герои повести: учитель-рассказчик, Андрей Маркович - трудолюбивы, настойчивы в достижении цели, готовы день и ночь «грызть гранит науки», пробить все стены на пути к образованию. Они не равнодушны к чужому горю, готовы даже на самопожертвование ради дружбы и любви. Хоть и разные по характеру, но мечтатели и романтики, особенно учитель-рассказчик. Этот персонаж, очевидно, полностью соответствует авторскому идеалу. Он умеет видеть прекрасное в обыденном, опоэтизировать его, живет в гармонии с природой.



Образ рассказчика

Произведение начинается картиной ранней осени. На фоне заунылого пейзажа автор показывает приезд в села нового учителя. Пейзаж, который гармонирует с настроением молодого учителя, имеет аллегорический характер.

Уже с первых строк повести перед читателем предстает один из главных героев произведения - рассказчик.

Это учитель, который хотел получить высшее образование и посвятить себя служению народу. Рассказчик, натура поэтическая и вместе с тем сильная, сидя в старенькой школе, что напоминала погреб, думает совсем о другом: «Іпомалу встает предо мной мое радостное, мое теплое, то, что теперь всегда светит и греет мне, - университет...

.. .Іувижається он мне, этот храм юности волшебный, где-то далеко-далеко, дворцом надхмаряним... Пути к его, единственные доступные мне пути, юноше безди-пломному, зарослями заросшие непролазными... высокими Стенами их перегорожен, глубокими безднами перекопано, и смело и радостно хожу по земле я те дебри ночам, режу тернии, голыми руками стены ломаю, как крыльями перелітаю бездны... Лечу...».

Сельские учителя того времени вынуждены были работать в невероятно тяжелых условиях. Вот вид школьного здания: «И встает перед глазами руина - черная, как головешка, будто от печали пригорела. Посередине - проваленная крыша. Крыша с одной стороны высокий, с другой - склонилась чуть не до самого пола. Выгнулись вперед трухлявые двери, зачем-окованные в железо.

На дверях - большой заржавленный замок. А сорняка того кругом, как леса!»

Не лучше и квартира, в которой будет жить учитель. Автор подробно описывает ее интерьер: «Поломанный стол, два старых стульев, кровать, кое-как, наскоро из трухлявых досок сделан... свежая на ему солома...». Такой же и класс, где будут учиться ученики: «Пахнуло промозглым, холодным погребом...». Потолок склонилась низко, а дальше в глубине еще ниже. Посередине, где ее можно было достичь рукой, стоят подпорки - столбы. По бокам - манячать ряды неокрашенных парт, избитых и помережаних школярськими ножами».

Несмотря на такие ужасные условия, молодой просвитянин не впадает в отчаяние, он волевой, верит в лучшую жизнь. Это видно из заключительного символического пейзажа, которым завершается первый раздел повести: «...Ой вы, глупенькие, заплаканные окна: солнце - будет, будут дни радостные, ясные, будут песни, цветы, будут радости, сміхи... Будут!..»

Рассказчик - человек честный, ласковая, искренняя. И очень лирическая, которая умеет опоэтизировать обыденные явления. Вспомним его описание пор года, которым начинается раздел VI повести: «Жили-были осень, жили и зиму, языков крае неизвестные всвоїй школе, как в ковчеге, переплывали. Под окнами менялись берега. Они были ясные и смутные, с золотыми листопадами, с мерами огненно-красными узорами с листа осеннего испещрены; далее плыли темными краями в туманах и дождях... Плыли, плыли и на одно утро неожиданно выплывали на белые, сказочные берега. Просветлело от их, и тихой радостью засияло в грустных школьных стенах».



Образ Андрея Марковича

Неприятное впечатление произвело на рассказчика первое знакомство со старшим учителем Андреем Марковичем. «Человек слишком практичная, тщательно аккуратная, хитренька, до всего дотошный», - так сперва подумал про своего коллегу новоприбывший. И они быстро подружились, потому что оба тянулись к знаниям, мечтали поступить в университет, были похожи по характерам: упорные, жизнелюбивые. Даже влюбились в одну девушку.

Рельефно обрисован в повести образ Андрея Марковича. Старший учитель предстает рассудительным, сообразительным, с большим жизненным опытом. Он жизнерадостный, любит народную песню, юмор.

Андрей Маркович - очень добрый и искренний человек. Его влюбленность в Татьяну такая большая, что он согласен даже жениться на обиженной панычом девушке. А на похоронах учительницы он своей пламенной речью провоцирует стихийное выступление.

Вот как писатель подчеркивает, например, решительность натуры Андрея Марковича: «В синих глазах, как скала из-под воды, сверкает сталь».

Как и рассказчик, Андрей Маркович понимает, что путь к дальнейшему обучению ему будет перекрыто, однако не теряет оптимизма.



Образ Татьяны

С большой душевной теплотой создан образ главной героини - Татьяны. Впервые мы встречаем ее в IV разделе произведения, когда молодая учительница пришла к Андрея Марковича по книжки. Она жизнерадостная, энергичная, влюбленная в песню. Девушка имеет прекрасный голос, наделенный большими актерскими здібностя мы и мечтает стать артисткой, играть в настоящем театре.

Портретной характеристикой Татьяны автор выказывает свое отношение К персонажу: «На меня смотрели любопытные глаза. Большие, доверчивые, карие. Эти глаза сразу исп л икали у меня какое-то волнение...». Это про Татьяну. Она словно цветок, розцвітла», «высокая, статная, коса белесая», у нее «на удивление сильный, волшебного тембра голос».

Татьяна поет в церковном хоре, выступает в спектаклях, что устроила местная помещица. Хоть для выступлений не было никаких условий, потому что за театр правила «рига, сцена - пара опрокинутых саней, грим - уголь и мел... Завеса - из драных ряден, звонят в битый чугун...», игра доставляет девушке большое моральное удовлетворение. Успех окрыляет ее, подает надежды. Она верит обещаниям господ помочь поехать на обучение: «Слушайте... только несмійтеся с меня, глупой... - Она расположила мою голову и знишка произнесла над ухом: - Говорят - у меня талант...», « обещали в огород одвезти... учиться...».

Разуверившись в людях («театр» разогнали, панич-студент покинул), Татьяна хотела утопиться, но мать спасла. А тут еще лицемерный поп продолжал грубо ухлестывать за девушки, а со временем даже начал травить ее.

Друзья-учителя морально поддерживают Татьяну. К нему возвращается душевное равновесие. Учительнице снова позволяют участвовать в церковном хоре. Но вскоре отец Василий совершил в церкви скандал и публично посрамил Татьяну. Поводом для этого было то, что хористка однажды дала волю своему необыкновенной силы и красоты голоса и пленила людей. Это напугало и возмутило попа. Он аж зашипел: «Я за тебя вот еще не так возьмусь. Где-то там слонялась в господина по балаганах, пришла к церкви - дебош разводить. Видели такое? Артистка...». Но крестьяне не поддержали попа, «чуманіли», и стали на защиту девушки.

Татьяна, не выдержав надругательства над собой и своим талантом, кончает жизнь самоубийством.

Гибель вдовиної дочери всколыхнула село. Люди обвиняют попа в смерти девушки, протестуют, осознавая свою правоту. Особенно это проявляется во время похорон. Отец Василий, испугавшись крестьянского возмущения, отказался выполнять свой профессиональный долг. Умершую «хоронили штурмом. Отобрали ключи у тытаря, одімкнули церквей, приняли мары, хоругви». У крестьян появилась необычная решимость: «Словно ветром холодным подуло по людям - чубы наструнчились, как проволока, в глазах блеснуло колючее: "Ломайте дверь, чего там..."».



Образ дьяка

В произведении есть эпизодический образ дьяка Запорожца, который, однако, имеет значительную смысловую нагрузку. Он появляется в начале и в эпилоге повести.

В напівгумористичному плане представлен портрет дьяка Запорожца: «Оказывается седая шапка, пальто - наопашки, под рукой арбуз. Смелые серые глаза, шелковые руси кудри - хороший...».

Устами благодарность автор дает характеристику попу: «Дерий, зажера, заїдливий», «только путня человек прибудет в село - съест», «не человек - собака пенистая». Служители культа враждуют между собой, «Не любим и на переход друг друга», - признается Запорожец. Ему опостылела благодарение, ссоры с отцом Василием. И ищет он утешения в водке и дебоше.

Запорожец - одаренная натура. Он хорошо поет, мечтает получить образование. Но это безвольный, иногда даже жалкий человек, потому что не видит никакой перспективы в своей жизни. Вступив к учительского института, бросает его, потому что он кажется для него «тюрьмой».

В конце повести мы снова встречаем Запорожца: пьяный дьяк заблудился и попал в болото, из которого не может выйти. Оттуда доносится его голос: он поет любимую Танино песню «Чего вода мутная».

Хоть дьяк морально опустился, пьет, но ему еще присуща поэтическая удача, неспокойно бьется у него сердце, «глаза зацвели нежным сожалением, грустно-грустно усмехнулся...». Тоскливые слова песни «Ночь темная и невидная, головонька мой бидная» символизируют беспокойство юноши, его тоску по лучшей жизни.

Погиб замечательный талант певицы. Пропадает педагогический талант двух молодых учителей, которые мечтали об университете. Ведь после участия в многолюдном похоронах Татьяны, который превратился в митинг протеста, путь до высшего учебного заведения им закрыт. Не сбылись надежды и дьяка Запорожца - человека хоть и пропащей, но весьма одаренной. Как видим, тогдашние условия калечили жизнь талантливых людей из народа.

«Так... талант... Разговаривали долго-долго. О Татьяне, о ее судьбе... О судьбе того лучшего цвета народного, нелюбимого, дождями неполИваного, что гнется с сумками, солнцем воспален, смутное, везде под позамиканими воротами каменных школ.»

Судьба народных талантов приводит героев повести на невеселые размышления. Смерть Татьяны влечет им невыразимую боль. Однако друзья-учителя не теряют надежду, потому что это сильные, волевые натуры.

Хоть конец повести трагический, произведение в целом имеет оптимистический характер.



Отрицательные персонажи

В повести описаны и негативные персонажи. Уже с первых страниц мы узнаем об отце Василии. Сначала об этом говорят другие персонажи. Так, дьяк Запорожец резко отрицательно характеризует попа. Постепенно перед читателями раскрывается натура этого человека.

Отец Василий лицемерный, грубый в отношении к людям, развратный, трусливый. Негативное отношение вызывает у читателя описание внешности отца Василия. Он «февраль, как зверь», «бледный, как глина, глаза зеленяві, злобные», не говорит, а шипит.

Бестактно, презрительно он относится к односельчанам при конфликте с Татьяной в церкви и во время ее похорон.

Поп не вышел даже, чтобы выполнить свой профессиональный долг по покойной. Видимо, чувствовал свою вину и боялся гнева и осуждения людей.

К негативным образов относятся и панич-студент, который подло обманул Татьяну, воспользовавшись ее доверием и влюбленностью, и дама, которая обещала помочь талантливой девушке, устроив ее на обучение, но не сдержала своего слова.

Эгоизм и равнодушие господствующего класса приводила к гибели талантливых людей из народа.



Юмор и сатира в повести

В повести почти постоянно присутствует юмор - то явный, то скрытый, и это соответствует менталитету украинцев - героев произведения.

Вот как описывает, например, С. Васильчен-ко приход новичков в школу: «Новички приходили с родителями и с матерями, в полном своем наряде: в больших сапогах, в родительских жилетках, с потрепанными букварями под рукой, причесанные, умытые, с красными носами: перед дверями школы с их носов старательно выдавливали лишний сок; увіходили с решительным видом брать ту науку сразу за рога; и тут же под строгим родительским оком вычитывали свои отченаші, демонстрировали способности и знания. Все народ бодрый, плотный, из дома наструнчений, и все, как один, говорили родители их - "таланты, способности, большие надежда"».

Юмористический эффект здесь создается с помощью фразеологизмов (брать быка за рога - «брать ту науку сразу за рога», «вычитывали свои отченаші») и других средств.

А рядом - и вовсе смешной и трогательный описание: «Приходили и без родителей, сами. Слушаешь - шкряботить за дверью. Одчиняєш - сначала никого не видно, и только сведя глаза вниз, увидишь над порогом огромные сапоги, как гринджолы, и над ними лохматую шапку. Сопя и стуча, сапожищи перелезает через порог, понемногу, зато энергично, чвалають ближе, протягивают для приветствия руку, с куриную лапку величиной, и хриплым баском заявляют, что он, «Гелман Вашильович» (прозвание забыл по дороге), пришел писаться в школу. Принимало легкое волнение».

Целый ряд художественных средств помогает создать такой неповторимый юмористический эффект: метонімії («сапоги», «лохматая шапка», «сапожищи перелезает через порог»); сравнения (рука «с куриную лапку величиной», «сапоги, как гринджолы»); синонимы («перелезают», «чвалають»); имитация детской речи («Гелман Вашильович»); употребление ввічливопошан-ной формы множественного числа вместо единственного числа по отношению к ребенку («заявляют », « протягивают »).

И таких жемчужинок юмора в повести много. Особенностью их является то, что они органично сочетаются с тонким лиризмом, звучат как поэтически организованная речь. Например: «Хурщик, дядя, чешет голову: невпокійна это и хлопотное дело - од села до села перевезти в метель фуру хохота».

Когда же писатель изображает негативные образы, то обращается к сатире. Отец Василий в него «февраль, как зверь», «бледный, как глина, очізеленяві, злобные», не говорит, а шипит. Забыв свой сан, грубо пристает к Татьяне: « Он как-то по-молодецки вихитує гривой, трогает ее плечом, что-то потаємки говорит ...Увидав меня, о. Василий кивнул ей головой, ушел, напевая глас...». Оскорбив и выгнав девушку-хористку из церкви, «а. Василий вертится на месте, воровато хлопают глазами:

- Ничего ей не случится - вернется».

Сатирическом звучанию способствует подбор соответствующей лексики(«грива», а не волосы, «хлопают», а недивиться и др.).

Итак, С. Васильченко в совершенстве владеет всеми средствами юмора и сатиры, которые помогают наиболее полно раскрыть образы, идеи и проблемы, волновавшие писателя.



Украинский национальный характер в повести

Степан Васильченко - человек твердых убеждений, влюблена в село, у сестер. Он - тонкий знаток человеческой психологии, и вместе со своими лучшими героями является носителем украинского национального характера. Ведь сам вышел из народа и мечтал служить ему, когда получит образование.

Писатель сознательно обращается к эстетике народного творчества, и в частности песни. А содержательная особенность этого обращения заключается в том, что именно вокруг песни создается силовое поле духовности. С помощью песни раскрывается душевное состояние не только талантов из народа, певцов, но и слушателей, благоприятных к искусству.

Но не только положительные черты украинского народа отмечает С. Васильченко. Он видит и беспечность, доверчивость и покорность своей судьбе Татьяны, безволие, пьянство дьяка Запорожца, сварливость, бесчувственность и лживость отца Василия.

Читатель понимает, что это, к сожалению, тоже типичные приметы менталитета нашего народа. И преобладает все же лучше. Васильченко - тонкий лирик, мастер поэтического художественного слова, автор рассказов, в которых опоетизовується художественная действительность, мастерски выписанные мнимые, несколько идеализированные традиционные национальные характеры, укрепляли и укрепляют украинский народ в своем позитиве.

Как будущий писатель, Васильченко вырастал из песенной стихии Черниговщины, благодаря которой осознавал нравы, обычаи народа, и из высокой культуры семейных взаимоотношений. Поэтому изображенные им типичные черты украинского народа не надуманные, искусственные, а вполне правдивые и объективные.

Язык повести

Писатель много работал над языком своих произведений, по несколько раз переделывал их, отшлифовывал каждую строчку, внимательно относился к каждого употребленного слова. Благодаря этому повесть «Талант» отличается богатством лексики. Автор часто прибегал к синонимов. Скажем, до нейтрального глагола «смотреть» с целью более полного раскрытия психологии персонажей и выражения авторского отношения к ним писатель употребляет такие синонимы. Татьяна: «снопами брызнул из ее глаз смех»; «подвела глаза: горят радостями, как золотые темной ночи зари». Андрей Маркович: «глазами резал, как крицею»; «бросал, как камнями»; «глаза его заясніли, как васильки после дождя». Отец Василий: «выглядывал», «хлопают глазами».

Из тропов С. Васильченко чаще всего использовал сравнения и метафоры, они у него всегда оригинальные, поэтические. Вот несколько примеров сравнений: Татьяна «молчала, как стена»; «разговор загорелась, как сухой хворост на огне». Метафоры, связанные с образом Татьяны: «упрямство окаменела на ее лице», «у нее на глазах горели слезы счастья».

Оригинальный и разнообразный в С. Васильченко и поэтический синтаксис: риторические оклики, риторические вопросы, риторические обращения, восклицательные предложения, междометия, повторы, инверсии, неполные предложения.

Автор часто обращается к диалогу, что придает произведения драматического напряжения, к фольклору. Строки песен, органично вплетаются в ткань произведения, тоже способствуют его лирическом, поэтическом окраске.



Значение произведения

Показывая таких энтузиастов на ниве образования, как учитель-рассказчик, Андрей Маркович, Татьяна, С. Васильченко шел от собственных размышлений и желаний. Поэтому читатель верит в искренность мечты и надежды его героев. Писатель выражает сожаление по поводу трагической судьбы народных талантов, подчеркивает, обращаясь к молодому поколению, что ни при каких обстоятельствах нельзя отчаиваться, думать о самоубийстве как средство решения своих проблем.

Писатель также утверждает мысль, что необходимо беречь таланты в себе и в других, лелеять их, потому что это «искра Божья», «дар Божий», призванный служить людям. В этом особое значение повести «Талант».

Степан Васильевич Васильченко был человеком оптимистичным, и это не могло не отразиться в его произведениях. Большинство героев писателя - люди сильные духом, волевые, жизнерадостные.

В отношении художественного мастерства автора и его индивидуального стиля можно сказать, что бросается в глаза свежая красочная, мелодичная речь произведений, что еще больше усиливает поэтичность повествования. Пластичность образов, романтический пафос, ритмичность, музыкальность художественной фразы придают неповторимости индивидуальному стилю Васильченко. Это те духовные ценности, которые выдерживают испытания времени.