Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Литературное чтение 3 класс

С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ

 

СКАЗКИ УКРАИНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

                                                                

Мировую сокровищницу литературных сказок обогатили и украинские писатели, в частности, Иван Франко, Леся Украинка, Михаил Коцюбинский, Оксана Иваненко, Наталья Забила. Среди их сказок есть такие, которые созданы на основе народных, и вполне самостоятельные. Сказки украинских авторов увлекательные, остроумные, богатые на выдумку и яркие образы.

• Знаешь ли ты, как рождаются литературные сказки и почему они бывают веселыми или грустными? Узнай об этом из рассказа украинской писательницы Ларисы Грамотного.

 

КАК ЗАГРУСТИЛ ВЕСЕЛЫЙ СКАЗОЧНИК

 

Жил на свете веселый Сказочник. И хотя он не имел длинной седой бороды, как-то годилось иметь почтенном сказочнику, однако он был настоящий Сказочник, настоящий веселый Сказочник. Его очень любили дети, дети и мысли. Дети - за веселые сказки, а мысли за то, что он таки был настоящий Сказочник, хоть и не имел длинной седой бороды.

Мысли приходили к Сказочника и осаждали его плотным кольцом. Разные: веселые и добрые, угрюмые и злые, потому что мысли очень похожи на людей. Сказочник выбирал из них те, что больше всего приходились по душе, а именно - веселые и добрые, злых и мрачных он не любил. Брал, складывал друг к другу, пока не собирал полную сказку мыслей. И только тогда, когда некуда было примостить ни одной мысли, Сказочник ставил точку. А точка - то сказке конец.

Но веселые мысли хоть и похожи на людей, и не во всем, ибо всегда любят смех и радость и очень боятся сердитого шума. Даже самые веселые трепетно прячутся, если слышат крик или ссору. Потому же они все-таки мысли, а не люди и приходили к Сказочника только вместе со смехом.

Когда светило солнце, мысли приходили к Сказочника самые веселые, потому что солнце веселое, и под окном Сказочника собирались дети. Сказочник любил детей, потому что это же для них, а не для кого другого, он писал свои веселые сказки! Пока они мирно играли и смеялись, все было в порядке. Но как начинали ссориться (а такое, что греха таить, бывало частенько), все мысли вмиг испуганно разлетались. Это было просто ужасно! Только Сказочник схватит какую-то веселую мысль за хвостик, а тут из-за окна: «Это мое!» - «Нет, мое!» - «Вот я тебе! Ану, иди отсюда!» - «Сам иди отсюда!..» И мысль испуганно убегает, оставив в руке Сказочника лишь хвостик. А что такое хвостик? Одно-два словца, и ничего больше, хвостик - то, хвостик и есть...

Выглянет Сказочник из окна, начнет детвору мирить, и куда, никто и не слышит: заведутся, поссорятся, сами плачут. Вздыхает Сказочник, а мысли убегают...

Бегут мысли, и сказки нет...

Попытался он, когда дети поссорятся, закрывать окно, чтобы не слышать шума недоброго. И как его не услышишь - аж стекла звенят. Хоть плачь: не то что веселые, но и всякие мысли убегают.

Зато когда небо нахмурится облаками и пойдет дождь, ребятишки поховаються, веселый Сказочник широко распахивает окно и впускает в дом тишину. И сразу же к нему слетаются целые стаи мыслей. Сказочник выбирает из них лучшие, составляет одну по одной, пока не составит красивой сказки. Красивой, печальной, потому что на небе не видно солнца, а под окном не смеются дети.

И случилась беда: с того времени полюбил веселый Сказочник дождь и непогоду, потому что тогда никто не вспугивал мыслей и он мог писать для детей сказки. Грустные сказки. Веселый Сказочник, что так любил солнце, начал радоваться дождя и непогоды. Было ему стыдно, и он никому о том не признавался, бедный веселый Сказочник. Теперь он стал грустным Сказочником. Посумнішали и дети без веселых сказок.

Как-то они поссорились опять, и стало им очень скучно. Заглянули в окно своего Сказочника, видят: сидит он грустный-сумнісінький и пишет грустную-грустную сказку...

И почему он такой? - задумались. Им было о чем думать.