Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Нестандартные уроки по украинской литературе

Тема урока. РОМАН ИВАНИЧУК. "ЯНЫЧАРЫ".

Цель урока: раскрыть содержание и проблематику произведения; совершенствовать умение учащихся характеризовать героев, анализировать их поступки, определять целесообразность употребления автором соответствующих художественных средств; развивать творческие способности школьников; способствовать укреплению их любви к родной земле, верности Украине.

Оборудование. Портрет писателя, пластинка с записью "Колыбельной" (украинская народная песня в обработке А. Авдеевского) в исполнении Нины Матвиенко, карточки с заданиями.

Ход урока

(Звучит "Колыбельная"в исполнении Нины Матвиенко.)

Учитель. Так пела украинская мать, колихаючи свою детку. Пела нежную колыбельную, чтобы росло дитя на радость ей и людям, на радость Украине. И не все, ой не все украинские дети выросли, чтобы защищать родную матушку и Украину. Знает наша история такое страшное бедствие, как яничарство. Янычары - это те, что попали в плен турецко-татарский, порой младенцами; те, что были проданы в рабство; те, что, увеличившись на чужой земле с оружием в руках шли против своего народа, против отца и матери, поражая мир жестокостью и бездушностью.

Только прежде, в XVII веке, были янычары? О, нет. Они есть и сейчас в Украине. Это те, что распинают ее и наш язык, те, что не хотят самостоятельного развития и расцвета украинского государства. Именно поэтому известный писатель Роман Иваничук не мог обойти этой темы. Свидетельством этого является его исторические романы и прежде всего - "Янычары".

Наш урок посвящен собственно этому произведению. Но сначала - об авторе.

(Рассказы учеников и учителя о Романа Иваничука.)

Первый ученик. Имя Романа Иваничука, лауреата Государственной премии Украины имени Тараса Шевченко, хорошо известное читателям. Да и не только читателям. Ведь, как народный избранник, он плодотворно работал в Верховной Раде Украины, всегда отстаивал национальную идею, интересы народа.

Гордимся тем, что Роман Иванычук - наш земляк. Он родом из покутского села Трач. Это - Косовский район. А родился 27 мая 1929 года в учительской семье.

В воспоминаниях о детстве он пишет: "Хорошо помню портрет Тараса Шевченко, который висел в нашем доме. Были у нас и украинские книги".

А в книге Романа Иваничука "Благослови, душе моя, Господа" читаем: "Еще в третьем классе я прочитал в детском журнале "Мир ребенка" про генерала УГА Мирона Тарнавского "Рыцарь без тени и пятна..." Он стал моим кумиром, и я представил себя в будущем таким же воином, как он..."

Второй ученик. Отец Романа стремился дать сыну наилучшее образование, поэтому отдал его в Коломыйской гимназии. Там Роман Иваничук встретился с Дмитрием Павлычко, который родился в Стопчатові. С тех пор их объединяет искренняя дружба. Они вместе учились во Львовском университете, вместе мечтали о литературные лавры.

Еще студентом Роман Иваничук опубликовал в львовском альманахе новеллу "Аистов огонь".

Несколько лет провчителювавши, Иванычук перешел работать в редакцию журнала "Октябрь" (ныне "Колокол"), где более 25 лет возглавлял отдел прозы.

Третий ученик. После первой новеллы Иваничук написал несколько сборников новелл, трилогию "Край битого пути". Впоследствии взялся за исторические романы.

"И самое большое приключение в моей творческой жизни - это роман "Мальвы", после написания которого я понял: до конца дней своих не буду иметь силы покинуть исторический жанр",- написал Роман Иваничук в статье "Как я искал свои "Мальвы".

Роман имел первоначально название "Янычары", но под таким названием его никто не хотел публиковать. В 1968 году он появился под заголовком "Мальвы" в журнале "Отчизна". Все понимали, что это произведение не о турецких янычар, а наших, нынешних, которые верно служили российской империи. Сегодня роману возвращено первоначальное название.

Учитель. Как-то Григорий Нудьга, известный украинский ученый, сказал Іваничукові:

"Вы доказали, что можете писать исторические романы. А знаете ли то - а если знаете, то хорошо осознаете,- что мы принадлежим к уникальному народу, которому колонизаторы запретили изучать собственную историю? Где труды Грушевского, Костомарова, Антоновича, Крипякевича, Яворницкого? В спецфондах, и доступ к ним имеют только такие, как вы. Поэтому вы должны написать историю Украины для людей, а особенно для молодежи, в романах. Это ваш долг. Большой цикл исторических романов!"

И Роман Иваничук сделал это - за 25 лет написал 10 исторических романов.

"Поэтому,- как сказал Владимир Яворивский,- история в произведениях Романа Иваничука - это гигантский во времени и в пространстве полигон человеческого бытия".

Но вернемся к роману "Янычары". Вы все прочитали его. А сейчас позмагаємось: кто лучше и глубже понял произведение, его проблематику, проникся переживаниями героев. Кто станет победителем в сегодняшнем соревновании - определит жюри.

(Учитель представляет членов жюри.)

Сегодня соревнуются две команды - "Мальва" и "Евшан-зелье".

Первое задание - приветствие команд. Команда, которая быстрее и правильно ответит на вопрос, получит право выступать с приветствием второй. Первым всегда труднее, правда?

Вопрос.

1. Когда написан роман "Янычары"? (В 1965-1967pp.)

2. Из скольких разделов состоит произведение? (20.)

3. Произведение называется романом? (Крупный и сложный по строению эпический

произведение, в котором широко охвачены события и раскрыты жизненные судьбы нескольких или многих людей.)

Задача 1.

Приветствие команд (оценивается 5 баллами).

Приветствие команды "Евшан-зелье".

Вы знаете, что такое зелье-евшан?

Это запах пшеницы на родном поле,

Не убьешь, не возьмешь на аркан -

Он зовет отступников из рабства к свободе.

Он будит уже усыпленную память детей,

Наполняет душу тем редким очарованием

И ядом печальных казацких песен,

Что зовет в родные степи янычар.

 

Мы сейчас охотно расскажем об этом,

Прошлое будет жить в нашем слове.

Соперникам смотрим смело в лицо -

Соревноваться с "Мальвой" мы уже готовы.

Вам, судьи, пучок этой травы,

Чтобы ваши решения были непогрешимы.

Не желали мудрости мы у совы -

Ведь сами - умные, сообразительные и сильные!

Песня (на мелодию песни "Ой на горе белый камень"): Ой роман все мы читали,

Ку-ку-ку.

Ой роман все мы читали

И пейзажи отмечали,

Ку-ку-ре-ку, ку-ку-ку.

Нам герои книги снились,

Ку-ку-ку.

Нам герои книги снились,

Мы и в турок оказались,

Ку-ку-ре-ку, ку-ку-ку.

Известные нам уже и татары,

Ку-ку-ку.

И плыли мы к Скутари,

Ку-ку-ре-ку, ку-ку-ку.

И об этом сегодня, люди,

Вам рассказывать будем,

Ку-ку-ре-ку, ку-ку-ку.

 

Приветствие команды "Мальва".

А мальва - то лучшая цветок

Возле украинских хат.

На чужбине же она - сиротка

Без пышных и красочных одежд.

 

И все же живет, хоть под ногами,

Прячась в колюх-курай.

На изгнании между врагами

Напоминает о родном крае.

 

Она также, подобно євшану,

Прозрение будит в душе,

Поэтому свою любовь и уважение

Мы отдали этому цветку все.

 

И вас, жюри, пусть очарует

Оныя мальвы пышный цвет.

Ее сегодня вам даруєм

И желаем счастливых лет.

Песня (на мелодию песни "Ты говорила в понедельник"): Вам, соперники, мы скажем:

Здесь костьми в бою ляжем,

Готовились не так-сяк -

Каждый из нас тут казак.

 

Мы тернистыми тропами

С Марией блуждали,

Чтобы домой путь найти,

И чтобы мальве расцвести.

 

Побывали мы везде,

Где были украинские люди,

Знает нас Омар старый

И суровый хан Гирей.

 

Хоть мы ніченьку не спали,

Как рисунок рисовали,

Мы пришли победить -

И достигнем цели.

 

Задание 2.

(Командам дается поочередно по 3 вопроса. Каждый правильный ответ - 1 балл.)

- Кто такой Самуил?

- Кто такой Хюсам?

- Кто такой Омар?

- Кто такой Стратон?

- Какого числа и месяца хан Ислам-Гирей принял казацкое войско во главе с Богданом Хмельницким? (1-ого апреля.)

- Когда Хмельницкий расположился над рекой Пляшівкою? (В конце июня 1651 г.)

Объявление результатов 1-ого и 2-ого заданий. Задача 3.

(Команды обмениваются вопросами (по три). Правильный ответ - 1 балл.)

Задача 4.

"Продолжить предложение" - так называется следующее задание. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.

1. "Когда человек любит свой край,..." (то непременно вернется домой ").

2. "Мужественный ... (кто знает, за что борется ").

3. "Горячий ум - ... (выигрыш в бою").

4. "Холодный ум - ... (победа в политике").

5. "Кто не сомневается, ... (тот не исследует ).

6. "Кто не исследует, ... (тот не прозревает").

7. "То, что рвется, ... (бесконечно сшивать нельзя ").

8. "А думать - это ... (различать добро и зло ").

Следующий конкурс - традиционный. "КТО..?"

(За каждый правильный ответ команда тоже получает 1 балл.)

1. "... высокий, сильный. Широкие черные брови сдвинулись над орлиным носом"? (Алим.)

2. "... ковал женские кольца, браслеты, серги"? (Хюсам.)

3. "... целых семь лет, ожидая выкупа, учился при варшавском дворе европейской утонченности и дипломатии"? (Ислам-Гирей.)

4. "... напоминал побег проса, выросший в подвале"? (Ибрагим.)

5. "... был степенный, длинноусый казак в синем жупане, с саблею при боку"? (Самуил.)

6. "... имел бороду длинную и седую, такую, как "в библейского Саваофа" ? (Омар.)

7. "... плечистый, белокурый, по-днепровском белокурый юноша"? (Селим.)

8. ... был "белозубый, вечно улыбающийся"? (Ахмет.)

9. ... носил инкрустированный жемчугом колчан Хюсамової работы"? (Амурат IV.)

10. был "богатырского роста длинноусый казак в суконном кафтаны, в меховой шапке с двумя буйными перьями посередине"? (Богдан Хмельницкий.)

11. ... шестнадцатилетний "рябуватий юноша в белой свитке"? (Ты миш Хмельниченко.)

12. "... юный рыцарь, "что вырос в седле, умел стрелять из ружья из-под брюха коня, а из лука правой и левой рукой"? (Тимофей.)

13. "... дрался, выплевывал проклятия и, наконец, упал лицом ниц, распростерши руки, будто хотел обнять весь остров"? (Селим.)

14. "... хромая на одну ногу, ... столкнул лодку. ... С сатанинской силой косил вражеские головы"? (Стратон.)

15. ... толочив "худыми ноженятами высохший тамариск", срывал желтые цветы и "очарованными глазами всматривался в міражну даль степи"? (Мальва.)

16. ... жил "в Муравей-бабы на подворье монастыря", варил монахам еду и учился закона Божьего"? (Мария.)

Слово членам жюри, которые объявляют результаты предыдущих конкурсов и общий результат.

Задание 6.

Выразительно прочитать (цепочкой) отрывок из произведения, определить в нем художественные средства, создать мысленную картину за отрывком. Все оценивается 5 баллами.

(Капитаны команд подходят к столику жюри и вытягивают карточки, на которых написаны названия предложенных для чтения отрывков):

1-ый отрывок - с. 14 (от слова "остановился..." до "...порохнею").

2-й отрывок - с. 179 (от слова "из глубины..." до "...приволье").

Следующий конкурс - "Игра в героев произведения".

Ученики вытягивают карточки, на которых записаны имена персонажей романа (Мария, Мальва, Селим, Алим) и по очереди выступают в роли данных персонажей. Каждый рассказ-игра оценивается 5 баллами.

Традиционный конкурс капитанов. Они записывают пословицы, которые им попадались в романе "Янычары". За каждую пословицу - 1 балл.

Пока капитаны работают, члены команд "защищают" рисунок к произведению, которое они выполнили дома. Задание оценивается 5 баллами.

Оценив рисунки, их "защита" и задача капитанов, жюри объявляет результаты.

Последнее задание - это второе задание, которое учащиеся готовили дома, - инсценировки. Оно, пожалуй, самое интересное. Задание оценивается 10 баллами.

Слово учителя. Это был последний конкурс на сегодняшнем уроке. Сейчас жюри объявит окончательный результат, но, независимо от него, вы хорошо сегодня работали. И я думаю, что роман "Янычары" научит вас еще больше любить родную землю, ибо без нее мы ничего не стоим; научит беречь память о прошлом, не повторять его ошибок. Пусть всегда вас сопровождают в жизни наши извечные символы - мальвы, калина, ива, тополь.

(Жюри объявляет окончательный результат, все поздравляют победителей.)