Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Литературное чтение 3 класс

С ЛИТЕРАТУРНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ

 

СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

 

ПЕТР ЕРШОВ

 

Русский писатель Петр Ершов прославил свое имя в девятнадцать лет, создав стихотворную сказку «конек-Горбунок».

Это произведение называют сказкой для детей. Ведь замысел написать ее возник у Ершова еще в одиннадцать-двенадцать лет. По словам автора, «конек-Горбунок» - это произведение, записанные от сказителей из народа. Прочитав его, Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Теперь этот вид творчества я могу оставить».

 

ГОРБУНОК

 

(Отрывки)

За горами, за лесами,

за широкими морями,

против неба на земле

жил старик в одном селе.

У старика три сына:

старший - с умом

паренек, средний

- кое-такой, а наименьший

- совсем глупый.

Ребята сеяли пшеницу

да и возили в столицу:

ишь, столица та была

недалеко от села.

Вот скоро или не скоро

приключилось им горе:

кто-то в поле стал ходит

и пшеницу топчет.

О такое тяжелое приключение

еще никто не слышал ізроду;

стали думать и гадать,

 

как бы вора впіймать.

Да и надумали ходить

ночью тот лан глядеть,

чтобы его оборонить,

лиходійника поймает.

Начало же вот смеркатись,

старший брат начал собираться,

он топор и вилы взял

да и в поле поплелся дальше.

Ненастная настала ночь;

боясть парня напала,

и спрятался молодец

в кошару1 до овец.

Встало солнце из-за тучи,

вышел тихо он из кошары...

Ребята дверь открыли,

брата старшего впустили

да и спрашивают его,

не видел ли он чего.

Старший брат перекрестился,

на все стороны поклонился,

кашлянул и сказал:

«Целую ночку я не спал;

а было же, мне на беду,

и не тепло, и не тихо:

как зверюга, ветер выл,

дождь холодный ливма лил.

Ох, намучивсь я довольно!..

Ну, и все в порядке в поле».

Похвалил его отец:

«Ну, Данило, молодец!

Послужил ты службу искреннюю,

то есть, вещает к примеру,

не ловил в поле ворон, лан

как надо ухаживал».

Иллюстрации Николая Кочергина

1 Кошара - загон или сарай для овец, коз; вівчарня.

Начало опять смеркатись;

средний стал собираться..

• Как ты думаешь, ответственно отнесся к своей задаче средний брат? Объясни свое мнение.

И ему сказал отец:

«Ты, Гаврило, молодец!»

Стало в третий раз вновь смеркатись,

время малейшем собираться...

Здесь Иван слезает с печи, кобеняк1

берет на плечи, хлеб за пазуху

кладет, сторожить лан идет.

Ночь настала; месяц всходит;

поле все Иван обходит,

на все стороны погляда

и под кустиком сида:

зари считает, будто читает,

и горбушку лопает.

Вдруг полночь конь заржал...

Страж быстренько встал,

посмотрел под рукавицу -

и увидел кобылицу.

Как снег, была она -

чисто-белая и десны,

грива волнами спадала,

чистым золотом сияла...

«Эге-ге! так вон какой

наш воришка!..

Ну, постой!

Шутить я не умею,

сяду вдруг тебе на шею!

Смотри, какая прыткая!»

Сбросил он кобеняка,

к кобыле подбегает,

за хвост ее хватает

Иллюстрации Николая Кочергина

1 Кобеняк - вид мужского плаща с капюшоном; кафтан.

да и садится на хребет -

только задом наперед.

Кобыла встрепенулась

еще и глазами сверкнула,

шею лебедем свила

и сорвалась, как стрела.

Вьется змеем над полями,

виснет птицей над рвами,

мчится скоком выше гор,

несется чвалом1 через бір2,

хочет сбросить Ивана,

чтобы не стал он ей за господина.

И у Ивана славный дар -

крепко держит он за хвост.

Натомилася кобыла

и так заговорила:

«На мне ты умел сидите,

будешь мной владеть.

Дай лишь место для покоя,

и ходи как следует за мной,

и каждый день меня видишь,

в поле чистеє воды,

выпускай гулять в поле

на раздолье еще и на свободе.

Через три дня я заржу,

лошадей двое породжу -

гриванів, которых по сей день

не стрічалося человеку;

еще и конятко-малыша,

четверть аршина3 без вершка4,

на позвоночнике с двумя горбами

Иллюстрации Николая Кочергина

1 Чвал - быстрый бег вскачь; галоп.

2 Бор - здесь: лес.

3 Аршин - древнеславянская мера длины, которая равна около 70 см.

4 Вершок - мера длины, равная около 4 см.

еще и с предовгими ушами.

Больших двух, как хочешь, продай,

горбанька же не отдавай

ни за яхонт1, ни за деньги,

ни за царськії роскоши.

В ясень день, в тьме ночной

он товарищ будет твой:

в мороз тебя зогріє,

летом холодом обвіє;

в голод хлебом покріпить,

в жару медом освежит.

А меня, как время настанет,

вновь гулять пусти, Иван!»

Время проходит, время летит...

Иллюстрации Николая Кочергина

• Никому не рассказывая о том, что произошло, Иван взялся ухаживать кобылицу. Однако впоследствии братья узнали, что он имеет двух замечательных златогривых коней, и решили их продать. Поэтому в жизни Ивана начались многочисленные приключения... Как ты думаешь, кто стал верным товарищем героя и помог ему преодолеть все препятствия и опасности?

• Подробно узнать о приключениях Ивана и Горбунка ты сможешь, прочитав сказку в полном объеме. А пока ознакомься с перечнем этих событий (автор завершает ним первую часть произведения).

А теперь мы их лишімо, снова сказку начнем, чтобы порадовать мирян2, - что наделал наш Иван, живя на службе царской, при конюшне володарской; как он лошадей ухаживал,

1 Яхонт - драгоценный камень.

2 Миряне - здесь: люди.

как перо свое проспал,

как то он поймал жар-птицу,

как украл он царь-девицу,

как перстеника искал,

как на небе гостил,

как добился у солнца-света,

чтобы оно простило кита;

как от беды он отвел целых

тридцать кораблей;

как в кипятке не сварился,

как он краснем ізробився...

Словом, вещь мы поведем,

как зробивсь Иван царем.

Перевод Максима Рыльского

• Прочитайте зачин сказки. Какая беда случилась в семье дедушки?

• Расскажи о старших братьев Ивана. Чем они похожи между собой?

• Как ты думаешь, почему Ивану повезло? Каким он был человеком?

• По рисунку на с. 60 опиши лошадей, которых подарила Ивану кобылица.

• Что в сказке волшебного? А что могло быть на самом деле?

• Подготовься к выразительному чтению одного из представленных отрывков сказки (на выбор).