Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

«ИСТОРИЯ РУСОВ» - достопримечательность украинской исторической прозы и публицистики, своеобразный исторический памфлет с отчетливо обозначенными идеями - антитиранізмом и утверждением естественного права всех народов на собственную государственность.

Время, место написания произведения, его автор на сегодняшний день точно не установлены. Исторические события доказано в начале 1769 г. О существовании рукописи стало известно науке в конце 20-х годов XIX ст. Очевидно, «Историю русов» создан в последней трети XVIII в., вероятнее всего - в начале 1790-х годов (намеки на разделы Речи Посполитой, акт секуляризации монастырей, употребление слова «революция», упоминание о существовании независимых Венецианской и Генуэзской республик, ликвидированных 1796 г.). В первой половине XIX в. произведение распространялось в рукописных списках. Впервые «Историю русов» опубликован в Москве В. Бодянским 1846 г. под названием: «Исторія русов или Малой Россіи. Сочиненіе Георгия Кониского, Архиепископа Белорускаго» (фамилия Конисского как автора было поставлено на некоторых древнейших списках). Авторство Г. Конисского убедительно возразил М. Максимович в статье «Исторические письма о казаках приднепровских». Другие ученые приписывали сочинение Григорию Полетиці (В. Иконников, Д. Дорошенко, М. Горбань), его сыну Василию (В. Горленко, А. Ершов), канцлеру Российской империи Александру Безбородко, в имении которого найдена рукопись (П. Клепацкий, А. Яковлев, М. Возняк), сотнику Архипу Худобе (А. Оглоблин, благосклонно относится В. Шевчук). Однако ни одна из гипотез не является убедительной.

«История русов» (под русами автор понимает украинцев) воспроизводит отечественную историю (упоминаются и важнейшие события мировой) от древнейших времен до русско-турецкой войны 1768 - 1774 гг. Указано, что славяне произошли от Иафета и издавна проживают между Каспийским морем и Вислой. Кратко излагается история Киевской Руси. Автор отождествляет со славянами скифов, варягов, хазар, печенегов (разные названия давали им греческие историки Птолемей, Геродот и др.), говорит о трех крещения Украины - Руси апостолом Андреем, Ольгой, Владимиром), называет имена самых значительных русских князей - Пагана, Кия, Аскольда и Дира, Игоря, Святослава, Владимира (не вспоминает Олега). Нашествие Батыя рассматривается как страшное бедствие, что заставило русов искать поддержки у Великого княжества Литовского, чтобы вместе защищаться от татар. Украина - Русь при этом сохраняла все свои права и вольности. После соединения ее с Польшей украинская история излагается по годам правления гетманов. Рассказывается о морские походы запорожцев на Крым и Турцию, их быт и обычаи и т.д.

Критически оценивается введения Брестской церковной унии 1596 г., что привело к расколу и вражде в украинском народе. Ярко изображены казачьи национально-освободительные восстания и их главарей - Криштофа Косииського, которого будто замуровали в каменном столбе; сожженного в медном быке Северина Наливайко, Тараса Трясило, Павлюка, Остряницу.

Основное место в произведении занимает изображение освободительной войны украинского народа во главе с Богданом Хмельницким, которому автор дает высокую оценку, считает мудрым и благоразумным человеком, талантливым полководцем, вмещает ему панегирик. Много строк отведено размышлениям гетмана и старшины о будущем Украины: если Богдан Хмельницкий и старые казаки выступают за союз с русскими - единоверцами, то молодежь, в частности Иван Богун, остро осуждает крепостничество и тиранию в Московской империи. Из лука 1654 г. рассматривается как союз «равный с равным и вольный с вольными». С грустью и сожалением говорится о смерти Богдана Хмельницкого, подается его завещание, очень подобный знаменитых слов Ярослава Мудрого о единстве и дружбе, «без чего ни какое царство и ни какое общество стоят не может».

Ярко проявляется антимонархическое и антикрепостнический характер произведения в эпизодах, посвященных событиям начала XVIII ст. Остро осуждается политика Петра i и его придворных. Отмечаются высокообразованность и рассудительность Ивана Мазепы, о которой, правда, говорится осторожно. Суть своих взглядов автор окончательно раскрывает в экспрессивной речи Павла Полуботка перед царем.

Последние тридцать страниц «Истории русов» отражают «дворцовые перевороты» в России и их влияние на судьбу Украины.

С исторической точки зрения произведение не вполне достоверный, на что указывали М. Костомаров, В. Лазаревский, В. Антонович, В. Иконников. Автор часто использует фольклорные элементы - переводы (об Хмельницкого и Барабаша), народные думы, пословицы и поговорки, трижды цитирует труд Вольтера «История Карла XII» (1731), обращается к античной мифологии (в частности, вспоминает миф об Энее).

«История русов» написана на русском языке с украинизмами. В произведении прослеживается определенный синкретизм спелых - художественного, научного, ораторского, эпистолярного. Д. Чижевский «Историю русов» относит к «украинской школы» в русской литературе, что неправильно: это произведение русскоязычной украинской литературы.

Наряду с «Энеидой» И. Котляревского «История русов» благодаря своей национально-освободительной направленности оказала значительное влияние на творчество украинских писателей XIX ст. Отзвук произведения ощущается в стихотворениях А. Метлинського и И. Срезневского, произведениях Есть. Гребенки (поэма «Богдан», повесть «Нежинский полковник Золотаренко»), Г. Гоголя («Тарас Бульба»), Г. Костомарова (трагедия «Переяславская ночь»; утеряна драма «Косинский» и ряд стихотворений), П. Кулиша («Михайло Чернышенко»), В «Истории русов» часто обращался Т. Шевченко. ее мотивы ощутимы в поэмах «Сон» («У всякого своя доля...») и «Большой погреб», упоминается сочинение в повести «Близнецы». Влияние «Истории русов» сказался также на исторических поэмах С. Руданского, трагедии А. Барвинского «Павел Полуботок, наказной гетман Украины». Вилинула «История русов» на О. Пушкина, представителей «украинской школы» в польской литературе (М. Чайковского, С. Гощинского и др.). «История русов» сыграла решающее значение в развитии национального самосознания украинского просвещенного состояния.

Лит.: Возняк М. С. История украинской литературы: В 3 т. Л., 1924. Т. 3; Возняк М. С. Псевдо-Конисский и псевдо-Полетика («История русов» в литературе и науке). Львов; Киев. 1939; Марченко М. И. Украинская историография (с древних времен до середины XIX ct.). К., 1959; Шевчук В. О. Неразгаданные тайны «Истории Русов» // История Русов / Пер. И. Драча. К., 1991; Оглоблин О., Полонская-Василенко Н. и др. История Русов // Днепр. 1991. № 9; Палиенко М. Григорий Полетика // История Украины в лицах IX-XVIII вв. К., 1993.

С. Лучканин