11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЖОРЖ СИМЕНОН
Комиссар Мегрэ и его трагедия
(по творчеству Ж. Сименона)
Седьмого февраля 1973 года Жорж Сименон пригласил к себе репортера лозаннской газеты «24 часа» и сообщил ему о том, что прекращает написание романов. К этому времени писатель опубликовал двести четырнадцать романов, из которых восемьдесят - о Мегре.
Мегре, как персонаж серии романов, появляется в творчестве Сименона примерно в 1930 году. Более как за три года написано девятнадцать книг о Мегрэ.
Сименон показывает обычного француза. «Зажав трубку в зубах, засунув руки в карманы широченного пальто с легендарным бархатным воротником», Мегре похож на пожилого мелкого рантье или на небогатого пансіонера. Он любит простые вещи: выпить кружку пива с приятелем, поиграть в карты или тихо дремать у камина рядом со своей простушкой женой.
В своей работе детектив Мегрэ отстаивает близкое ему по духу простое существование, которое ведут люди его круга. Именно в этой среде он находит порядочность, честность, человечность, в то время, как грязь, подлость характеризуют людей высшего света.
Книги о Мегрэ в начале тридцатых годов коснулись социальных тем, отбили чувство страха, тревоги за свою судьбу, ощущение, что мир шаткий и враждебный.
Простые, скромные труженики становятся жертвой преступников и одновременно - жертвой блюстителей закона, но находят спасение в деятельности Мегре.
Мегре выступает не против норм буржуазного образа жизни, а лишь против его крайних проявлений. Добрый и мудрый полицейский стал любимым персонажем во Франции.
Мегре мечтает довольствоваться малым, мирно «возделывать свой сад», и тогда не будет пороков и преступлений. Человечность, естественность, благородство, доброта отождествляются со старыми формами жизни.
Комиссар выступает как спаситель обездоленных, враг бесчеловечности, то как защитник уютного мещанского мира. Особенно ярко контрасты общества поданы в повести «В подвалах отеля «Мажестик». Одни люди живут наверху, в роскошных комнатах, другие работают в подвалах, одни - богатые, другие - бедные. Это раздражает Мегре, «на него произвело впечатление вроде аквариума это большое подземелье, где весь день работа шла при электрическом свете». Маленькая сгорбленная фигурка Проспера Доїна, героя повести, который из пригорода еще на велосипеде в этот «аквариум», резко контрастирует с фешенебельными чопорными кварталами богатого 16-го округа Парижа. «И между деревьями мелькали где-то в глубине, точно в пропасти, огни Парижа», - чужого, страшного города, что грозит бедой.
В названиях книг о полицейского комиссара, опубликованных после войны, непременно присутствует его фамилия: «Мегрэ и бродяга», «Мегрэ сердится» и т. п. Автора больше привлекает Мегре как личность, его образ, характер. При этом Мегре остается всегда неизменным, всегда хорошим человеком, а мир вокруг него меняется к худшему. Он, как и раньше, стремится восстановить справедливость, спасти в меру сил человеческие и моральные ценности.
В романе «Мегрэ у министра» комиссар рассматривает дело с разоблачением грязной политической интриги. Образ министра Огюста Пуана, который «был избран депутатом после войны за твердый характер» и должен «внести немного чистоты и порядочности в общественные дела», не зря внешне похож на Мегрэ. И тут Мегре далеко не всесилен. Он спасает репутацию Пуана, но не в силах публично разоблачить Маскулена и настоящих преступников, виновных в гибели 128 детей.
История Огюста Носсе в романе «Признания Мегрэ» возникает в памяти комиссара. Все строится по обычной схеме: человек попал в беду, улики против нее, судебный чиновник обвиняет ее, детективное расследование Мегрэ показывает обратное, и человек должен быть спасена. «Я орудие в руках прокурора», - горько говорит Мегре, практически лишен возможности влиять на ход следствия по делу Огюста Носсе, которого он справедливо считал невиновным. То есть установилась система, которая сковывает деятельность Мегре по спасению людей.
В результате в поздних романах о Мегрэ все явственнее проступает его бессилие изменить к лучшему мир, который становится все хуже на его глазах. Поздний Мегре вырастает в трагическую фигуру, тема доброго и мудрого комиссара полиции исчерпала себя, пришло время новых средств защиты человека в этом мире.