11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ДЖОРДЖ ОРУЭЛЛ
Жизненные убеждения Джорджа Оруэлла
Будет мир без бича и без ноши!
Пусть нам до него не дожить,
Все: гуси, коровы и лошади -
Будем свободе служит!
Дж. Оруэлл
Он родился в 1903 году в Бенгалии, в шотландской аристократической, но обедневшей семьи. С большим трудом его устроили в элитарную закрытую подготовительную школу. Здесь он впервые узнал, что закон жизни - триумф сильных над слабыми. И внутри его души жил протест.
Пройдя через все испытания жизни: войну в Испании, крах всего светлого, что его окружало, - Оруэлл остался оптимистом. Оптимизм его основан на нескольких убеждениях: прогресс человечества - не иллюзия; всякий репрессивный режим таит в себе свою возмездие; стремление к власти - не свойство человеческой натуры, а следствие конкуренции. Однако во время Второй мировой войны произошел взлом, изображенный в «скотном дворе». Сказка основана уже на совершенно других началах: прогресс человечества, возможно, лишь наша иллюзия; возможно, существование репрессивных режимов способно утвердиться навечно; стремление к власти, может, не ситуативная реакция, а органическое свойство человеческой природы.
И появляется гениальная фраза, которая выражает структуру любого тоталитарного общества: «Все животные равны, но некоторые животные более равны, чем другие». Человек, который придумал эту химеру, это «чудовище разума» - любых животных, которые не то чтобы больше или сильнее, а немыслимым воображением «более равны», - провел черту под веками мечтаний, проектов, трактатов, программ, художественных текстов, объединенных загадочным термином «утопия». Этим она дала оценку любого похода к светлому будущему», основанного на насилии.
Конечно, сатира «скотного двора» адресована вполне конкретной стране - Стране Советов. Оруэлл видел в ней наглядное воплощение своих идей. Однако он никак не мог разочароваться в сталинизме, потому что никогда не был очарован им. Неологизмы типа «гомо советикус» вызывали у него отвращение. Но рассуждения о «цене прогресса», «трезвое и реалистичное отношение к насилию» своих коллег-социалистов вызвали у него еще больший ужас. Обе эти идеи ярко отмечены в сказке, ведь животные там - не какие-нибудь мутанты-франкенштейны - звери. Безусловно, это - чисто человеческие типажи, которые проходят через мясорубку тоталитаризма.
Однако здесь же можно видеть, несмотря на всю едкую горечь повествования, как ни странно, веру в то, о чем поют его животные:
Скот домашний, скот бесправный,
Изнуренный маетой,
Верю, ждет нас праздник славный,
Век наступит золотой!
Все-таки он до конца верил в это.