11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ТОМАС МАНН
Решение проблемы художника и искусства в новелле Т. Манна «Смерть в Венеции»
В начале XX века над Европой засияла темная заря новой философии. Великий немецкий философ Фридрих Ницше открыл эру современного видения человека, продолжая учение философа-пессимиста Артура Шопенгауэра. Настоящий переворот в учении о культуре оказали труды гениального немецкого культуролога и философа Освальда Шпенглера. Наконец культура и искусство освободились от общепринятых штампов. Честно говоря, торжество иррационализма, пессимизма, волюнтаризма продолжалось довольно недолго. Но и сегодня упомянутые художники влияют на судьбу мировой литературы. Действительно, нынешний, общей кризисе в обществе точно соответствуют совершенные афоризмы Ницше или четкий аналітизм Шопенгауэра.
На фоне охладевшей к человеку культуры выделялась фигура немецкого писателя-гуманиста Томаса Манна. Этот писатель горячо выступал против разрыва искусства с классической традицией, против поклонение новым идолам, ведь на самом деле философия XX века не освободила человека, а лишь заставила ее поклясться ірраціоналізмові. Одним из произведений, обличающих пороки общества в начале XX века, новелла Томаса Манна «Смерть в Венеции».
Главным героем новеллы выступает известный немецкий писатель Густав фон Ашенбах. Он крайне истощен трудом, однообразием жизни, внутренними противоречиями. После раздумий главный герой определяет цель развлекательно-познавательной путешествия - Венеция, город, который и сейчас считается колыбелью современного искусства. Во время путешествия на грязном, допотопном пароходе внимание Ашенбаха привлекает фигура «поддельного юноши». На самом деле это накрашенный старик в парике, одетый в меру модный костюм. Вблизи очень хорошо видно, что молодость и красота этого человека является следствием умелого пользования косметикой. Старый вызывает сразу в главного героя. Образ «поддельного юноши» является типичным для эпохи модерна. Видимо, иронией судьбы является то, что сам Густав фон Ашенбах появится за две недели в очень похожем наряде, так же внутренне возбужден.
Наконец путешествие завершается, и главный герой попадает в город своих грез. Но внутреннее беспокойство и нервное напряжение не оставляют его, и Ашенбах решает бежать из Венеции. Именно здесь судьба дарит писателю-туристу новое чувство: фон Ашенбах влюбляется в удивительного підаітка-красавца - поляка Тадей. Встретившись с красотой в ее наиболее совершенном воплощении, главный герой с головой погружается в ее водоворот. Одежда Тадей, его осанка, манеры - все это впечатляет фон Ашенбаха. Теперь писателю нравится все, что его окружает в Венеции. Тадей сделался настоящим смыслом жизни Густава фон Ашенбаха. Он любуется юношей, неотступно следит за его детскими играми, даже мысленно разговаривает с ним. «Ошалевший от своего чувства, забыв про все на свете, Ашенбах хотел только одного: ходить по пятам за тем, кто зажег его кровь, мечтать о нем, когда его не было поблизости, и, по обычаю всех влюбленных, нашептывать нежные слова его тени».
Конечно любовь или восхищение вызывает у человека желание проявить лучшие черты своего характера. Но Густав фон Ашенбах изменяет своей любви, демонстрируя эгоизм, опустошенность, бездуховность. Страсть, которую испытывает главный герой к Тадей, мешает ему общаться с людьми. Ашенбах постепенно деградирует как художник и как человек. Вот как характеризует Томас Манн результаты этого: «Со временем в произведениях Густава фон Ашенбаха появилось нечто официозно-воспитательное, в его стиле поздних лет не было уже ни прежней смелой безпосереднести, ни новых оттенков, он стал образцово-викінченим, отшлифовано-традиционным... И вот тогда ведомство народного просвещения ввело избранные страницы из него в школьные хрестоматии».
Конец главного героя горький. Густав фон Ашенбах заболел и через несколько дней умер, полон любви к Тадей. Эту смерть можно считать символической. Ашенбах предал том, на что молился и во что верил, предал том, в чем от всей души восхищался.
Основной целью Томаса Манна было еще раз показать, как бездуховное искусство лишает себя будущего. По мнению Манна, потеря интереса к так называемым общечеловеческим ценностям обрекает общество к прозябание. В свою очередь, искусство, которое воспевает высокие идеалы справедливости, добра, любви к ближнему, имеет несомненное право на жизнь. Такое искусство объединяет людей и помогает им преодолевать гони жизни. С этой точкой зрения можно поспорить, но тут нам на пути станет авторитет выдающегося гуманиста XX века - немецкого писателя Томаса Манна.