Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ФРАНЦ КАФКА

Конвульсии и гибель «маленького человека» в сетях обезличенных, отчужденных сил (по новелле Франца Кафки «Превращение»)

«Превращение» я прочитала месяца два до того, как мы начали изучать творчество Франца Кафки. Не стану скрывать, меня поразил сюжет его произведения. Нечто подобное я встречала, мне кажется, только однажды, когда столкнулась с творчеством Эдгара По. И на меня произвело впечатление не столько само превращение, сколько подробности, с которыми автор описал его. Ему удалось настолько удачно передать ощущения героя, его чувства, поведение, что я сумела представить себя в роли ужасного насекомого. Страхітливість, кошмар, в который превратилось его тихая и спокойная жизнь, прошли перед моими глазами, как кинолента фантастического фильма.

Но есть деталь, которую мне не удалось заметить при первом чтении новеллы. Я не увидела самого главного - той «морали», которую пытался донести до читателя писатель. Ведь это то, с чем я и мои современники зштовхуються каждый час, каждую минуту. Это трагедия «маленького человека».

Так, Грегор Замзам был «маленьким человеком». И он жил своим «маленьким счастьем». У него была семья. У него была сестра, которую он любил и ценил. У него была, наконец, цель в жизни - накопить денег для того, чтобы сестра поступила в консерваторию. Но случилась беда. Внезапно, утром обычного дня он осознал, что его, Грегора, уже нет. Вернее, что он уже не он... И исчезает все: исчезает любящая семья, работа, цель жизни - все, для чего он жил, за что боролся. Он стал беспомощным. Теперь он не может зарабатывать деньги, не может говорить, плохо себя чувствует. Но не в этом его трагедия. Он остался один, один в целом мире, - это трагедия героя. У каждого из нас есть люди, которых мы любим, есть люди, которые нас любят, есть люди, которые нам необходимы и которым необходимы мы. У Грегора Замзы тоже были такие люди, но с ним случилось несчастье, и все отвернулись от него.

Очень тяжело чувствовать, что ты не такой, как все, и поэтому даже родственники отворачиваются от тебя. Больно осознавать, что ускладнюєш и делаешь невыносимой жизнь близких. Но еще больнее думать, что они ненавидят тебя, не желая даже видеть безобразное существо.

Вот как Франц Кафка описывает физические страдания своего героя: «...Грегор - будь что будет - втиснулся в дверь. Одна сторона его туловища поднялась, он наискось лег в проходе, один его бок был совсем изранен, на белых дверях образовались безобразные пятна...» Автор очень подробно описал издевательства отца над бедным существом, в которую превратился его сын. И мне кажется, что, описывая физическую боль своего героя, писатель пытался показать моральную катастрофу своего злополучного героя. Я думаю, что не на дверях образовались эти «уродливые пятна», а в чистой душе Грегора открылись неизлечимые раны. И не тело героя обливалось кровью, а душа, которая понимала и в то же время отказывалась понять поведение отца, сестры и матери.

Но вот, наконец, семья освободилась от камня, что топил ее. Грегор умер. Было ли это ударом для близких? Тяжело было осознать смерть одного из членов семьи? «Ну вот, - сказал господин Замзам, - теперь мы можем поблагодарить бога», - такая реакция отца на сообщение о смерти сына. Нормально ли это? Бездушно? Жестоко? Франц Кафка добился своей цели. Каждый читатель задумался над этими вопросами. И нашел для себя единственную верную ответ. Я тоже нашла ее: каждый человек должен постараться сделать хотя бы кого-нибудь из своих близких по-настоящему счастливым, позаботиться о судьбе кого-нибудь, кроме себя. И тогда, я верю, меньше будет на нашей планете «маленьких людей», слез и трагедий самотністі.