Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН

Не стоит земля без праведника (по рассказу А. И. Солженицына «Матрьонине двор»)

Александр Исаевич Солженицын. Еще каких-то двадцать лет назад его имя было запрещено произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко философскими произведениями, в которых раскрывается мастерство в изображении характеров, умение спостерігаті за людьми и понимать их. И особенно ярко роз кривається это в рассказе «Матрьонине двор».

Чем интересен этот рассказ? Вроде бы обычное послевоенную жизнь российского села. Но Солженицын находит ту изюминку, которая после будет повторяться у В. Овечкина, Е. Дороша, Ф. Абрамова: отношения власти и человека, нравственно-духовная жизнь народа, борьба за выживание в дарвиновском понятии.

В центре повествования - судьба деревенской женщины, которые проработала всю жизнь в колхозе не за деньги, а за «палочки». Давайте проследим за жизнью этой замечательной женщины.

Рассказ начинается с того, что рассказчик, от имени которого ведется рассказ, Игнатьевич, возвращается в Россию из пыльных, жарких степей Казахстана и поселяется в доме Матрены Васильевны. Возникает вопрос: кто она такая? Это одинокая женщина, которая потеряла мужа на фронте и похоронила шестерых детей; а «...как стала сильно болеть - и из колхоза ее отпустили». Убогим убранством и единственным украшением ее избы были горшки и кадки с фикусами, тусклое зеркало и два ярких плакать. Но в размеренном, красочном изображении постепенно предстает перед читателем образ не только одинокой и обездоленной женщины, а и редкого человека с безмерно доброй душой. Несмотря на невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую беду. Ни одна пахота в деревне не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами запрягалася она в соху и тащила ее на себе. Одной родственнице близкой или дальней, не могла Матрена отказать в помощи, бросая свои неотложные дела. Ничего по сути, не имея, эта женщина умеет отдавать. Однако, как плата за ее добро? Для единственной козы Матрена не может собрать сена: «...возле железной дороги - не скоси», «в лесу косить нету», «...в колхозе мне не велят». А как бесконечно долго и упорно преодолевала эта женщина не близкий путь в сельсовет, чтобы оформить пенсию Но еще острее была проблема с топливом: «Не давали торфу жителям, а только везли начальству, и кто при начальстве». Вот и имели бедные сельские женщины собираться по несколько человек для смелости и носить торф тайком в мешках. И эта страшная действительность пугает читателя, настораживает: «Неужели Матрена Васильевна всегда так жила: воровала торф, запрягалася в соху, обивала пороги в сельсовете?»

Во второй части рассказа мы узнаем о молодости героини. Уже в юности судьба круто обошлась с Матрьоною: не дождалась она своего любимого, Фаддія, который пропал на войне без вести, а смерть матери Фаддія, сватовство его младшего брата как бы определили ее судьбу наперед. И она решилась войти в дом, где уже навсегда поселилась ее душа. Как бы ища оправдание, Матрена говорит: «Мать у них умерла... Рук у них не хватало». Но жестокая жизнь возвращает Фаддія, который произнес то, что будет эхом звучать в сердце героини всю жизнь: «...Если б то не брат мой родной - я бы вас порубил обоих».

Вот такой была одна-единственная любовь Матрены Васильевны. Но был еще тот один день, когда все показали свое отношение к этой праведной, на мой взгляд, женщины.

Возвращение Фаддія напомнило Матрьоні о прекрасное прошлое. Сколько лет ее сердце грело и не погасле чувство, которое когда-то вспыхнуло! А Фаддій? Ничто не дрогнуло в нем, когда он увидел мертвую Матрьону. Сразу после похорон он заботится только о разделе ее имущества и не успокаивается до тех пор, пока не перевозит к себе домой на санках сарай и забор, которые ему остались. А золовка как о ней отзывается: «...и нечистоплотное была... и не бережная; ...и глупая, помогала чужим бесплатно...» А мне кажется, это не глупость, а благое дело. Разве многие из нас могли бы помочь чужим людям «бесплатно»? А она могла, потому что Матрена «не похожая на других», «незаурядная», «особенная». Но точнее всех выразился сам писатель: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша...».