11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН
Не стоит земля без праведника (по рассказу А. И. Солженицына «Матрьонине двор»)
Александр Исаевич Солженицын. Еще каких-то двадцать лет назад его имя было запрещено произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко философскими произведениями, в которых раскрывается мастерство в изображении характеров, умение спостерігаті за людьми и понимать их. И особенно ярко роз кривається это в рассказе «Матрьонине двор».
Чем интересен этот рассказ? Вроде бы обычное послевоенную жизнь российского села. Но Солженицын находит ту изюминку, которая после будет повторяться у В. Овечкина, Е. Дороша, Ф. Абрамова: отношения власти и человека, нравственно-духовная жизнь народа, борьба за выживание в дарвиновском понятии.
В центре повествования - судьба деревенской женщины, которые проработала всю жизнь в колхозе не за деньги, а за «палочки». Давайте проследим за жизнью этой замечательной женщины.
Рассказ начинается с того, что рассказчик, от имени которого ведется рассказ, Игнатьевич, возвращается в Россию из пыльных, жарких степей Казахстана и поселяется в доме Матрены Васильевны. Возникает вопрос: кто она такая? Это одинокая женщина, которая потеряла мужа на фронте и похоронила шестерых детей; а «...как стала сильно болеть - и из колхоза ее отпустили». Убогим убранством и единственным украшением ее избы были горшки и кадки с фикусами, тусклое зеркало и два ярких плакать. Но в размеренном, красочном изображении постепенно предстает перед читателем образ не только одинокой и обездоленной женщины, а и редкого человека с безмерно доброй душой. Несмотря на невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую беду. Ни одна пахота в деревне не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами запрягалася она в соху и тащила ее на себе. Одной родственнице близкой или дальней, не могла Матрена отказать в помощи, бросая свои неотложные дела. Ничего по сути, не имея, эта женщина умеет отдавать. Однако, как плата за ее добро? Для единственной козы Матрена не может собрать сена: «...возле железной дороги - не скоси», «в лесу косить нету», «...в колхозе мне не велят». А как бесконечно долго и упорно преодолевала эта женщина не близкий путь в сельсовет, чтобы оформить пенсию Но еще острее была проблема с топливом: «Не давали торфу жителям, а только везли начальству, и кто при начальстве». Вот и имели бедные сельские женщины собираться по несколько человек для смелости и носить торф тайком в мешках. И эта страшная действительность пугает читателя, настораживает: «Неужели Матрена Васильевна всегда так жила: воровала торф, запрягалася в соху, обивала пороги в сельсовете?»
Во второй части рассказа мы узнаем о молодости героини. Уже в юности судьба круто обошлась с Матрьоною: не дождалась она своего любимого, Фаддія, который пропал на войне без вести, а смерть матери Фаддія, сватовство его младшего брата как бы определили ее судьбу наперед. И она решилась войти в дом, где уже навсегда поселилась ее душа. Как бы ища оправдание, Матрена говорит: «Мать у них умерла... Рук у них не хватало». Но жестокая жизнь возвращает Фаддія, который произнес то, что будет эхом звучать в сердце героини всю жизнь: «...Если б то не брат мой родной - я бы вас порубил обоих».
Вот такой была одна-единственная любовь Матрены Васильевны. Но был еще тот один день, когда все показали свое отношение к этой праведной, на мой взгляд, женщины.
Возвращение Фаддія напомнило Матрьоні о прекрасное прошлое. Сколько лет ее сердце грело и не погасле чувство, которое когда-то вспыхнуло! А Фаддій? Ничто не дрогнуло в нем, когда он увидел мертвую Матрьону. Сразу после похорон он заботится только о разделе ее имущества и не успокаивается до тех пор, пока не перевозит к себе домой на санках сарай и забор, которые ему остались. А золовка как о ней отзывается: «...и нечистоплотное была... и не бережная; ...и глупая, помогала чужим бесплатно...» А мне кажется, это не глупость, а благое дело. Разве многие из нас могли бы помочь чужим людям «бесплатно»? А она могла, потому что Матрена «не похожая на других», «незаурядная», «особенная». Но точнее всех выразился сам писатель: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша...».