Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН

Суровая правда жизни в произведениях А. И. Солженицына

...Первым осмелился сказать

правду о сталинизме, первый ...

призвал и себя, и нас не лгать.

1989, 7 июня. Лит. газета.

Не прямой линией, а параболой намеченный творческий путь Александра Солженицына. Его имя появилось на литературном небосклоне в начале 60-х, в период хрущевской «оттепели», вспыхнуло, напугав поборников «безгласності» времен «застоя», и исчезло на долгие годы, преданное хуле и забвению.

Литературный дебют Солженицына состоялся, когда ему было далеко за сорок: в 1962 году в «Новом мире» была напечатана выстраданная в лагерях повесть «Один день Ивана Денисовича». Началось трудное восхождение. Это произведение вызвало огонь «вірнопідданої» критики. Кое-кто открыто обвинял его в очорнительстві советской действительности и прославлении антигероя. И только благодаря авторитетному мнению А. Т. Твардовского, главного редактора журнала«Новый мир», повесть была опубликована, она заняла подобающее ей место в литературном контексте того времени.

«Жизненный материал, положенный в основу повести А. Солженицына, - писал О. Твардовский, - необычный в советской литературе. Он несет отголосок тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом розвінчаного и открытого партией культа личности, которые по времени хотя и отстоят от нас не так далеко, представляются нам далеким прошлым. Но прошлое, каким бы оно не было, никогда не становится безразличным для современного. Залог полного и бесповоротного разрыва со всем, что было темного и тяжелого в прошлом, - в правдивом и мужественном смысле до конца его последствий».

Автор повести показал действительно один день из лагерной жизни «зека» Ивана Денисовича Шухова, причем день сравнительно удачный. Жизнь «зека» писатель показывает не со стороны, а изнутри, подробно останавливается на мелочах быта людей за колючей проволокой. В повести точно обозначено время действия - январь 1951 года.

Кто же такой Иван Денисович? До войны жил он в маленьком селе Телпеневі, работал в колхозе, кормил семью - жену и двух детей. Во время Великой Отечественной честно воевал, был ранен, возвратился из медсанбата в часть, попал в плен, но бежал из него, скитался по лесам, болотам, добрался до своих и... Вот здесь и обвинили его в измене, сказали, что выполнял задание немецкой разведки. «Какое же задание - ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто - задание».

«На самом деле знал Шухов, что если не подпишет - расстреляют, и хотя можно себе представить, что он в те минуты пережил, как внутри горевал, удивлялся, протестовал, но после долгих лет лагеря он мог вспомнить об этом лишь со слабой улыбкой: на то, чтобы всякий раз возмущаться и удивляться, не хватило бы никаких сил человеческих... Умирать ни за что ни про что глупо, бессмысленно, противоестественно. Шухов выбрал жизнь - хоть лагерное, скудное, мучительную, но жизнь, и тут целью его стало не просто выжить как - нибудь, за любую цену, но вынести это испытание так, чтобы за себя не было совестно, чтобы сохранить уважение к себе».

Что же касается генетически заложенных в его характере, свойственных русскому крестьянству черт трудолюбия, человеческого достоинства, совести, он не поступился ими ни при каких обстоятельствах.

Не одинок со своей бедой Иван Денисович. У него есть товарищи по бригаде, так же, как и он, несправедливо осужденные, брошенные за колючую проволоку. Это и капитан второго ранга Буйновський, и Сенька Кловшин, который совершил побег из Бухенвальда, где он готовил восстание против фашистов, и многие другие. Попытки этих людей добиться восстановления справедливости, их письма и прошения в высшие инстанции, лично Сталину оставались без ответа. Люди начинали догадываться, что это не трагические ошибки, а продуманная система репрессий. Неизбежно возникал вопрос: кто же виноват в этом?

«У одного появлялась дерзкая догадка о «отца усатого», другой гнал от себя, наверное, эти крамольные мысли и не находил ответа. Не в том ли была для Ивана Денисовича и его товарищей главная беда, что на вопрос о причинах их несчастье ответа не было».

Так в трагедии одного человека, как в зеркале, отразилась трагедия целого народа, обреченного к кресту сталинской тоталитарной системой. Повесть Солженицына взывала к сознанию живых не забывать никогда о замученных в лагерях и заклеймить тех, кто был пособником вершителей репрессий.

Истинно значительное содержание повести, верность большой жизненной правде, глубокая человечность в подходе к изображению даже самых трудных объектов требовали и соответствующей формы изложения. В «Одном дне Ивана Денисовича» она ярка и своеобразна в самой обыденной привычности и внешний неприхотливости, она менее всего озабочена собой и поэтому полна внутреннего достоинства и силы.