11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ
Мои размышления над прозой А. П. Платонова
...Чтобы что-нибудь полюбить, я
всегда должен сначала найти
какой-то темный путь для сердца к явлению,
манит меня, а мысль шла уже вслед...
А. Платонов
Все необычно и не похоже ни на что в мире писателя А. Платонова. Голос писателя будто слегка приглушенный, печальный. Кажется, что это тихая жизненная
разговор писателя с читателем. Глубинная тишина заставляет думать, сопереживать сильнее, чем все громкие слова современников А. Платонова.
В ранних произведениях А. Платонов пишет о своем детстве. В рассказе «Семен» он рассказывает о душе ребенка, о его мировоззрении, о судьбе мальчика, на которого легли все домашние заботы после смерти матери: «...В нем цвела душа, как во всяком ребенке, в него входили темные, неудержимые, страстные силы мира и превращались в человека...» В этом произведении поражает образ отца. Этот образ как бы вмещает в себя всю силу любви к людям, сопереживание. Он стоит на коленях перед маленькими еще людьми, как перед всем человечеством, не умея выразить своей непосильной для сердца любви и жалости к ним. Возможно, в образе отца перед нами сам Платонов: «...Отец обыкновенно лазал по полу на коленях между детьми, укрывал их заботливо, гладил каждого по голове и не мог выразить, что он их любит, что ему жалко их, он как бы просил у них прощения за бедную жизнь».
Рассказ «Неодушевленный враг» - о Великой Отечественной войне. Платонов в нем через разговор солдат, русского и немецкого показал сущность фашизма. Придя завоевывать чужую землю, превращать людей в рабов, незаметно для себя немецкие солдаты сами стали рабами, рабами Гитлера. «Не человек! - охотно согласился Вальц. - Человек есть Гитлер, а я нет. Я тот, кем назначит меня быть фюрер!»
И именно русский солдат «был первой и решающей силой, которая остановила движение смерти в мире; сам стал смертью для своего врага и обратил его в труп, чтобы силы живой природы разломали его тело в прах...».
Судьба героя рассказа «Возвращение» Иванова, который вернулся с войны с жестоким сердцем, озлобленным. Сначала он не может понять, как выжила его семья, он видит только внешнюю сторону жизни, подсказки и реплики сына Петеньки. Стесняется своего равнодушия к сыну потому, что Петрусь нуждается в любви и заботе больше других, потому что на него сейчас больно смотреть». Поражает, как точно Платонов показал противоречие между ребенком и войной, ребенком, стала взрослой по вине войны. И отсутствие улыбки на лице ребенка свидетельствует о том, какую тяжелую работу сделала эта юная душа. Иванов уходит из семьи. Действительное «возвращение» - к сокровенному - произошло в тот момент, когда герой увидел детей, которые бежали за ним.
...Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли обессиленных детей, которые попадали, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди... Он узнал вдруг все, что знал когда-то... Когда-то он чувствовал другую линию через преграду самолюбия, интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнаженным сердцем...
Романы «Котлован» и «Чевенгур» читаются в наши дни как пророчество. Весь трагизм в том, что они, эти вещие пророчества печального будущего, не были своевременно услышаны за потоком фраз и громких слов.
А. Платонов писал эти произведения в начале становления социалистического общества. И еще тогда предупреждал о полный крах светлой идеи, если в основе человеческой деятельности не будут лежать профессионализм, наука, творческая работа. Игнорирование экономических, экологических и общечеловеческих законов и замена их только декларациями и лозунгами неизбежно приведут к краху.
Мне кажется, что в наше время необходимо чаще перечитывать произведения Андрея Платонова. Это не значит оглядываться назад, а заглядывать в будущее, не повторять ошибок прошлого.