Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ

Величие простых сердец в прозе А. П. Платонова

Все возможно - и удается все,

Но главное - сеять души в людях.

А. Платонов

К середине 30-х годов, переосмыслив свой опыт публицистики, достижения романтика и сатирика, А. Платонов заново открыл для себя Пушкина. Великому поэту посвящена статья «Пушкин - наш товарищ» и самая значительная, которая стала известной читателю после смерти Платонова, пьеса «Ученик лицея». Над ней писатель работал до последнего мгновения жизни. Открыв долю Пушкина в себе, он создает классические новеллы: «Фро», «Река Потудань», «Июльская гроза» и «Возвращение». Обогатился и художественный мир Платонова. Именно Пушкин научил его видеть великое зодчество, идущий в глубинах быта, в пестром смешении «высокого» и «низкого», научил найти свою «Ассоль из Моршанська», будущую героиню рассказа «Фро». Не уменьшая роли сатиры, Платонов писал, что важно все же, бичуючи недостатки, помнить о высшей тайне, которая есть в народе: «...И голодно, и болезненно, и безнадежно, и уныло, но люди живут, обреченные не сдаются...»

Величие простых сердец... Величие людей, без которых «народ неполный...», их способность преображать мир, побеждать невыносимое, жить и тогда, когда, кажется, невозможно жить... Это истинно платоновская тема, открытая при свете Пушкина.

Это сказалось уже в доскональной величия новеллы «Таир», о пленнице, которая сумела принять все удары судьбы и как бы «сработать» их (любимое слово Платонова), стереть, усвоить и победить «каменное горе». Новелла «Фро» - настоящая поэма о подсознательной красоту чувства любви, ожидания материнства. Не случайно в центре всей группы героев (муж - инженер, завороженный какими-то таинственными машинами; отец Фро, старый машинист; сама героиня Фрося - Фро) оказалась женщина, мудрая естественностью чувств, верностью инстинктам любви, долга продолжения рода человеческого. Прославить человечество, поразить его сенсацией открытие - важно, но кто подумает о том, как его, это победоносное человечество, продолжить!

Настоящим шедевром мировой прозы является повесть «Джан». Такую веру в человека, такую силу исторического оптимизма у художника XX века трудно с чем-либо сопоставить.

Человек среди песков... Среди особого пространства, где она стоит ровно столько, сколько «стоит» ее мужество, ее душа... Где нельзя быть - по крайней мере, долго иждивенцем, который переводит все трудности на других. В пустыне надо видеть мир очень зорко - не физическим зрением, а с помощью памяти, воображения. Пустыня безмолвная, не «разговорчивая», но сколько невимовлених слов услышит здесь отзывчивое сердце, какие глубокие «вздохи» донесуться отсюда до него! Восток лишь «дремал» тысячелетия, вздыхая среди солнечного изобилия, но сколько великих идей рождалось среди этих вздохов», в его кажущейся лени... И по сути, весь подвиг главного героя «Джан» коммуниста Чагатаєва, который выводит народ «джан», - символический образ всех одиноких, брошенных, обездоленных - из плена неродючої впадины в пустыне, был победой над этими «тормозами» покорности, разобщения, которые обессиливали людей.

Платонов писал: «Писать надо не талантом, а человечностью - прямым чувством жизни», - и сам писал всем жизнью, вовлекая в любую картину глубокие духовные и физические впечатления, раздумья многих лет. Пример тому - странная, внешне абсолютно наглядное рассказ «Июльская гроза».

В начале так легко идти по полевой тропинке среди хлебов вместе с двумя крестьянскими детьми Антошкой и Наташей к их бабушке. Но стойте! Кто это? Откуда? Что за старичок-полевик появился вдруг - поистине, «откуда не возьмись» - перед детьми? Человек это или добрый дух, своего рода добрый домовой?

«Из глубины хлебов вышел к детям худой, с голым, незнакомым лицом старец; роста он был не больше Натальиного, обут в лапти, а одет в старинные холщовые портки, залатанные латками из военного сукна, и он нес за спиной плетеную корзину. Старец остановился против детей. Он

посмотрел на Наталью бледными, добрыми глазами, которые уже давно присмотрелись ко всему на свете, снял шапку, сделанную из домашней шерсти, поклонился и прошел мимо них». Возникает сомнение: а реальную тропинку среди хлебов описал Платонов, не условные и село, и гроза? Внешний мир творит, сплетая узы странных событий, силовое поле, оставляя в тени одни предметы, высвечивая другие.

Старик-полевик поклонился детям. «Поклонился» - не просто поздоровался, а будто склонился перед цветением юности, перед будущим, осознав по-пушкінськи мудро и возвышенно:

Тебе я место уступаю,

Мне время тлеть, тебе - цвести.

Старец словно робеет перед высшим смыслом жизни, который несут - не осознавая этого - дети. И когда они ушли от бабушки - под грозу, испытав страха перед сиянием молний, которые освещали «бугры могучего мрака на небе», - этот старец снова появляется, появляется с очень характерным вопросом:

«- Вы хтой то? - хрипло спросил их близкий чужой голос.

Наташа подняла голову от Антошки. Склонившись на колени, возле них стоял худой старичок с незнакомым лицом, которого они встретили сегодня, когда шли в гости к бабушке...

- Нам боязно стало, - сказала Наталка».

Казалось бы, при первой встрече старичка с детьми надо было спросить «вы хтой-то?» Но тогда ничего не угрожало детям, мир был добр и благодушное, а для беседы о грозе, о страхе нужна опасная обстановка, нужен прекрасный и безумный мир: тогда читатель внимательнее относится к содержанию слов. Да и старец советует: «Вы бойтесь, вам это надо». Не боятся ничего только отжившие, омертвевшие или бесчувственные болваны! Писатель своеобразно «пугает» (если вообще пугает) своих героев, восхищаясь ярістю природы: «Антошка увидел молнию, вышедшую из тьмы тучи и ужалила землю. Сначала молния бросилась вниз далеко за селом, подобралась обратно в высоту неба и оттуда сразу убила одинокое дерево...».

Л. М. Толстой как-то сказал о возможностях человека: «Я убежден, что в человека вложена бесконечная не только моральная, но и физическая сила, но вместе с тем на эту силу положен ужасный тормоз-любовь к себе, или, скорее всего, память о себе, которая приводит к бессилию. Но как только человек вырвется из этого тормоза, она становится всемогущей».

Герои Платонова живут по этому принципу, это обычные люди со всеми своими достоинствами и недостатками, но их объединяет величие простых сердец.