11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
МИХАИЛ ШОЛОХОВ
Муки совести Григория Мелехова
Я думаю, как прекрасна земля
И на ней - человек...
И сколько с войной несчастных
уродов теперь и калек.
И сколько зарыто в ямы,
И сколько зароют еще...
И чувствую в скулах упрямых
Суровую судороги щек...
С. Есенин
В романе-эпопее «Тихий Дон» писатель М. О. Шолохов подал грандиозную картину жизни казачьего Дона с его историческими традициями, своеобразным бытом, социальными потрясениями и человеческими характерами и судьбами. Он правдиво выразил взгляд на революцию не с одной стороны, как это было в большинстве книг того времени, а с обеих; горечь трагедии; мысли и чувства общенародные, общечеловеческие. Это самое глубокое, самое талантливое понимание художником исторических событий, в центре которых оказывается Григорий Мелехов, который стал заложником войны, сначала с Германией, потом - не менее, а даже более беспощадной и кровавой - гражданской. И на фоне этих грозных событий раскрывается трагедия душевных метаний героя.
Не для кровопролития пришел Григорий в этот мир. Смолоду он был добрым, отзывчивым к чужой беде, влюбленным во все живое в природе. Как-то на сенокосе зарезал случайно дикое утенок и с большим чувством жалости смотрел на мертвую комок. Но суровая жизнь вложило в его трудолюбивые руки саблю.
Как трагедию пережил Григорий первую пролитую им человеческую кровь. Образ убитого появляется потом и во сне, вызывая душевную боль.
Первые встречи с большевиками (Гаранжою, Подтьолковим) сначала побуждают Григория принять идею классовой ненависти. Однако неоправданная жестокость Подтьолкова, по приказу которого без суда были убиты пленные, оттолкнула Григория. Став председателем Донского ревкома, Подтьолков стал высокомерным, жестоким, сам принимал участие в убийстве пленных.
Не менее жестокими были белогвардейцы. Вспомним еще более кровавое судилище - казнь Подтьолкова и всего отряда красноармейцев. Шолохов никому не прощает жестокости: ни большевику Кошевому, который сжег почти півхутора и убил старика; ни садисту Коршунову, зверски расправился с пленными, с матерью Кошевого; ни самому Григорию, когда он рубил матросов, мстя за себя, за брата, за отца. Насилие порождает насилие. Григорий чувствительным умом это понимает. Он страдает потому, что стал на грани двух начал, «отвергая оба 'их», как говорит писатель Шолохов, заключая эту мысль в уста своего героя. Судя по поступкам, размышлений, переживаний Григория, мы видим, что он часто ищет мирные пути решения жизненных противоречий, не хочет отвечать жестокостью на жестокость: приказывает отпустить пленного казака, освободить арестованных из тюрьмы, бросается спасать коммунистов Котлярова и Кошевого.
Усобицы вымотали Мелехова. Но человеческое в нем не погас. Вот он на один день вернулся в родной дом, взял на руки детей... Как пахнет волосы у этих детишек! Солнцем, травой и еще чем-то родным. На глаза Григория наворачиваются слезы. Он мечтает ходить по мягкой земле с плугом, тоскует по мирной жизнью, за Доном, за любовью Оксенії... А вместо этого - кровь, страдания, толпы пленных, непримиримая ненависть людей друг к другу.
Чем больше втягивал Мелехова круговорот гражданской войны, тем сильнее он мечтал о мирном труде: «Никакой работы не поцураюсь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа у меня зболілась». И в своих снах Григорий ходит по высоким хлебах. Эта тоска по мирной жизнью, искони присущая человеку, - наиболее драгоценное в смысле «Тихого Дона». И страницы, овеянные мечтой о «горько-сладкая жизнь человеческая», - наиболее поэтические. Талантливый художник, Шолохов придавал им особо важное значение, признавая их ключевыми, именно они обнаруживают истоки мучений, причину трагедии Григория Мелехова. От горя, потерь, метаний герой рано постарел, однако не растерял человеческих чувств. Искренность, отзывчивость, способность к сопереживанию, сочувствию мы наблюдаем в Григория в течение всей его жизни. И особенно эти качества выразительные в заключительных частях романа. Героя потрясает зрелище убитых. Вот он прячет замученную женщину; невинно убитого, доброго деда Саши и смотрит в бездонное небо, прислушивается к земле, где продолжает кипеть жизнь.
Не раз рыдания сотрясают Григория. Он испытывает чувство подсознательной жалости к людям, ему хочется отвернуться от полного ненависти, враждебного и непонятного мира».
Но человека бывает трудно остановить, когда ум ее помраченный этой враждой. И упреком Григорию звучат слова его матери: «Ты Бога-то... Бога, сынок, не забывай...».
Скорбный образ Божьей матери на часовне, где был похоронен Валет, и надпись говорили о том, что пора одуматься, прекратить кровопролитие, вспомнить о предназначении человека на земле.
Люди рождаются, умирают, радуются, горюют... И это прекрасно, считает Шолохов. Недопустимо насильственное прерывание жизни, на это права не дано никому. Поэтому Шолохов не ищет правых и виноватых в войне, ибо нет оправдания убийству.
Все преходяще, лишь извечный жизни...
Своим романом «Тихий Дон» писатель обращается и к нашему времени, учит искать ответы на жизненные вопросы, определять нравственные ценности не на пути нетерпимости и войны, а на путях мира, гуманизма, милосердия.