Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Лучшие ученические сочинения

11 класс

СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

МИХАИЛ ШОЛОХОВ

Изображение гигантского социального сдвига в судьбе народа (по роману М. О. Шолохова «Тихий Дон»)

Четыре подпорки у человека в жизни:

дом с семьей, работа, люди, с кем вместе

правиш праздники и будни, и земля, на которой

стоит твой дом. И все четыре -

одна важнее другой...

В. Распутин

«Тихий Дон» - народная эпопея. В нем М. Шолохов по-новому, в полном соответствии с правдой истории, воплощает тему российского казачества. Опираясь на строго выверенный материал истории, писатель рисует истинную картину донской жизни, ее эволюцию. Действительность России предоставила в распоряжение автора такого типа конфликты, которых еще не знало человечество. Старый мир полностью разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких «вечных» вопросов, как человек и история, война и мир, личность и масса и ряд других. «Тихий Дон» называют трагедией - эпопеей. И не потому, что в центре поставлен трагичный характер - Григорий Мелехов, но и потому, что роман от начала до конца пронизывают трагические мотивы. Это и трагедия тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее во вражеском лагере, и тех, кто был обманут, трагедия многих казаков, утягнених в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело.

Глава семейства Мелехових - Пантелій Прокопович принадлежал к коренному казачьего рода. Он всю жизнь отличался необузданной вспыльчивостью, бешеным темпераментом, был удалой всадник, но во время действительной службы, упав с лошади, скульгавів. Пантелій Прокофьевич стоит на страже старых казачьих устоев, выражая тем черты крутого характера, деспотизма, не терпит непокорности. Он умеет бережно вести хозяйство, сам работает от зари до зари. На него, а еще в большей степени на его сына Григория, падает отблеск благородной и гордой натуры деда Прокопа, который бросил когда-вызов патриархальным нравам хутора Татарского. Революция и гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад семьи Мелехових. Рушатся привычные родственные связи и в то же время рождаются новые обычаи и мораль. Автору «Тихого Дона» как никому удалось раскрыть внутренний мир человека из народа, воссоздать русский национальный характер эпохи революционного развала.

С большим мастерством М. Шолохов воссоздает сложный характер Григория Мелехова. Он - одаренный сын народа, честный человек - даже в своих ошибках. Он никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы и карьеры. Заблуждаясь, Григорий немало пролил крови тех, кто утверждал новую жизнь на земле. Вина его очевидна. Он сам осознает это. Однако до Григория нельзя подходить однозначно: враг и только. С особым проникновением Шолохов показал сложный путь главного героя. В начале эпопеи это восемнадцатилетний парень - веселый, сильный, красивый. Григорий - исключительно цельная, чистая натура. Он озарен светом, который как будто исходит из разных источников, - тут и кодекс казачьей чести, и напряженный крестьянский труд, и удаль в народных игрищах и гулянках, и приобщение к богатому казачьему фольклору, и первая любовь. Исконная казачья смелость и отвага, благородство и великодушие по отношению к побежденным, пренебрежение к слабонервных и трусов - эти черты определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятельствах. В тревожные дни революционных событий он делает немало ошибок. Мелехов мечтает о такой уклад жизни, при котором человеку відплачувалося бы степени его ума, труда и таланта. Но на пути поисков истины казак время не в силах постичь железную логику революции, ее внутренние закономерности. Григорий Мелехов - гордая, вільнолюбна личность и одновременно философ, правдоискатель. Для него величие и неотвратимость революции должны быть выявлены и доказаны всем последующим ходом жизни.

Волшебный образ старой Ильиничны, которая олицетворяет тяжелую долю женщины-казачки, ее высокие моральные качества. Жена Пантелія Мелехова - Василиса Ильинична, но в тексте романа она постоянно называется Ильиничной. Она - коренная казачка Верхне-Донского края. Жизнь с мужчиной было для нее несладкой, порой в запале он тяжело избивал ее, она рано постарела, потолстела, болела, но до последнего дня оставалась заботливой, энергичной и настоящей хозяйкой.

С особой силой возникает в романе образ Натальи, женщины высокой моральной чистоты и чувствительности - «ее глаза светились яркими трепетным теплом». Имея сильный характер, Наталья долго мучилась в положении нелюбимой жены и еще надеялась на лучшую долю. Но она может решительно постоять за себя и своих детей и властно заявить о своем праве на яркую, настоящую жизнь. Она клянет и любит Григория безмерно. С невиданной глубиной в последние дни ее жизни раскрываются сила духа и очаровательная нравственная чистота этой героини.

К ней пришло ее счастье. Семья восстановлена, благодаря Натали в ней воцарились согласие и любовь. Она родила двойню: сына и дочь. Наталья оказалась столь же любящей, преданной и заботливой матерью, какой была и женой. Эта прекрасная женщина является воплощением драматической судьбы сильной, красивой, беззаветно любящей натуры, она может пожертвовать всем, даже жизнью, во имя высокого чувства.

В «Тихом Доне» показан наибольшее сдвига в судьбе народа. Не только гибель казачества как общественного слоя изображена в книге. Величие Шолохова в том, что он прослеживает жизнь всей нации, общенародную судьбу. Столкнулись два мира представлений и верований, произошли крутые исторические разломы.

Эпоса отвечают герои, которые соединили в себе коренные противоречия эпохи, воплотили общенародные положительные качества. Бескомпромиссность Григория Мелехова свидетельствует о силе шолоховского реализма, который доходит до самых основ. Этим объясняется то, что судьба каждой семьи зависит от судьбы страны.