ЗРИТЕЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ (визуальная, графическая) - художественный віщ, что синтезирует литературный текст и элементы зрительных видов искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, математические знаки и др.) в одно эстетическое целое. Суть зрительной поэзии заключается в том, что внешняя зрительная форма поэтического текста не только фиксирует устную (звуковую) форму, но и вместе с ней образует эстетическое единство, а также может иметь вполне самодостаточный смысл, что придает произведению дополнительной поэтической энергии. Зрительную форму можно рассматривать также как поэтическое средство наравне с элементами просодии и троп. Будучи синтетическим образованием, зрительная поэзия в разной степени сочетает литературные и зрительные элементы, на основе чего возникают ее разновидности.
Первые образцы зрительной поэзии известны из античной литературы (Фестский диск, 1700 г. до н. э.; Вавилонский акровірш, акровіршові псалмы). Значительное влияние на становление зрительной поэзии имели теоретические принципы Симонида («рисунок есть немая поэзия, а поэзия - красноречивый рисунок»), перефразированный Горацием как «рисунок - и сама поэзия». Более традиционной зрительная поэзия становится от IV в. до н. э. в творчестве таких авторов, как Сіміас Родосский (фигурные стихи в виде топора, яйца, крыльев), Феоктит (сиринга), Досіад (алтарь), Безантіній (алтарь). Зрительные формы в поэзии Средневековья набирают более абстрактных признаков, вполне соответствуя сути христианской религии, что обращалась к силам невидимым, недосягаемым, к Богу (стих - квадрат, выделенный стих).
Становление зрительной поэзии во многих европейских литературах приходится на период Возрождения. Однако самой благоприятной почвой стало Барокко с его особым вниманием к форме, синтеза, универсальности, декоративности, консептизму и др. Зрительная поэзия в двух ее видах - курйозній и емблематичній - привлекалась к латиномовних поетик, что изучались в высших учебных заведениях Европы. Кроме религиозных, зрительные образы возникали из повседневной жизни (меч, знамя, копье, амфора, кошелек, дерево, птица), как свидетельство больших общественных изменений (солнце, звезда, глобус), па тему любви (сердце, роза, свадебный бокал), увековечения памяти (пирамида, колонна), посвящения на какое-то событие, прославление человеческих добродетелей и др.
Хоть элементы зрительной поэзии появились уже в литературе Киевской Руси (декоративное оформление букв, фигурный текст, надписи на предметах), однако как целостное явление начала формироваться со второй половины XVI в. в творчестве многих авторов (Г. Слышь, Есть. Беринда, Лазарь Баранович, Д. Туптато, А. Кальнофойский, М. Довгалевский, Г. Сковорода и др.). Наибольший вклад внес И. Величковский, в сборнике «Млско...» (1691) теоретически обосновал функционирования зрительной поэзии и подал примеры более 20 жанров (фигурный, согласованный, сравним, онограматичний, квадратный, числовой стихотворение, стихотворение - лабиринт, раковые стихи и др.).
Следующий этап в развитии зрительной поэзии связан с модерными направлениями в искусстве па начала XX вв. - футуризмом, дадаїзмом, сюрреалізмом. их представители, часто отрицая традиционные средства версификации, искали новые средства художественного воспроизведения и оказывали значительного внимания зрительной поэзии (использование различных цветов, шрифтов, математических чисел, знаков и т.п.). Заметный вклад внес французский поэт Г. Аполлинер, издав книгу «Каліграми» (1918). В украинской литературе этого периода зрительная поэзия проявилась в творчестве футуристов, лидер которых М. Семенко издал два сборника «поезомалярств» - «Каблепоема за океан» (1920 - 1921) и «Моя мозаика» (1922); А. Чужой сделал попытку использовать зрительные элементы в прозаическом произведении («Медведь охотится за солнцем», 1927 - 1928). Новый международный движение зрительной поэзии, возник в середине 1950-х годов, получил название «конкретная поэзия». Будучи в основе своей сочетанием текстовой и графической форм, конкретная поэзия продолжила отход от традиционной поэтики до сосредоточения на речевом материале, пространственном соотношении, динамике статического текста. В украинской литературе советского периода зрительная поэзия трактовалась как проявление формализма и не имела надлежащих условий для розпитку. От 1960-х годов она продолжает традицию в творчестве поэтов украинской диаспоры (С. Бережан, Л. Госейко, Я. Балан), так и материковых поэтов (М. Мирошниченко, В. Трубай, М. Король, Волхв Слововежа, М. Луговик, В. Мельник, А. Моисеенко, В. Лучук, И. Лучук, Н. Гончар, И. Иов и др.). С 1998 г. издается журнал зрительной поэзии и поезографічного искусства «Зримая рима».
Лит.: Величковский И. Произведения. К., 1972; Довгалевский М. Поэтика (Сад поэтический). К., 1973; Adler /., Enst V. Text als Figur. VCH Acta Humaniora, 1987; D. Higgins Pattern Poetry. Guide to Unknown Literature. New York University Press, 1987; Rypson Piotr Obraz slowa. Historia poezji wizualnej. Warszawa, 1989; Сорока M. Зрительная поэзия в украинской литературе конца XVI - XVIII вв. К., 1997.
М. Сорока