11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
Гуманизм поэзии С. О. Есенина
Среди русских поэтов особое место занимает С. О. Есенин. Его ранние стихи полны звуков, запахов, красок. Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, вызванивают ивы, «со звонами» плачут глухари, заливаются бубенцы, слышится «дремную песню» рыбаков, шумят тростники, играет то тальянка, то ливенка. Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана. Кругом - мягкая зелень полей, красный свет зари, голубеет небесный песок, кадить черемуховый дым. У его героини «красной рюшкою по белу сарафан на подоле», синие или украшенные шитьем платки, а герой - в белой свитке и красной пасхе. Полыхают зори, рощи кроют синим мраком, впрочем, мрак может быть и алым, на воде - желтые поводья месяца. Синее, голубое, зеленое, рыжее, золотое порскає и переливается в стихах поэта. Сельская жизнь предстает в светлом и радостном ореоле, с ним связываются самые лучшие чувства и верования поэта. Деревенская изба, родные приокські просторы изображены почти со сказочной живописностью. Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, Есенин стремится не только донести свою радость от их видения, а передать читателю собственное ощущение полноты и красоты жизни.
Однако за живописностью, что бросается ввічі, и багатозвучністю в его стихах всегда ощущается нечто грустное и печальное. По мироощущению радостного принятия земного бытия чуть сквозит, чуть мечтает, но обязательно присутствует некая тайна - тайна недолговечности, конечности человеческой жизни, хрупкости человеческого счастья. В, казалось бы, радостных стихах где-то глубоко внутри затаивается боль. А это, в свою очередь, обостряет восприятие красоты жизни, высочайшей, неперехідної ценности человеческого счастья. Мечты о человеческом счастье, боль от его отдаленности, недостижимости, непостижимости и хрупкости, сочувствие к человеку - это коренные свойства поэзии Есенина, возникшие в его ранних стихах, были развитые и пронесенные через все творчество.
И еще одна главнейшая, определяющая черта поэзии Есенина - полная единство с народной жизнью. Есенину не было необходимости искать пути к народу, специально изучать его, постигать «душу народа». И дело здесь не в происхождении и обстоятельствах жизни самого поэта. Родная земля дала ему больше - народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью, истинными представлениями о добре и зле, о правде и кривде, о счастье и несчастье. Ему не надо было искать путей к душе народа - он сам по праву ощущал себя одним из ее носителей. Она с детства жила в нем, была всотана со всем крестьянским ужитком родного села, с теми песнями, поверьями, частушками, сказаниями, которые он слышал с детства и которые были главным источником его творчества. Он обладал этим бесценным богатствам свободно и непринужденно. Он говорил и пел теми словами, которыми поет народ. И его собственные стихи стали этой песней, песней нежной и ласковой, грустной и роздольною, которая впитала в себя все многообразие чувств и переживаний народа.
Факел есенинского жизни відгорів рано. Но пламя его творчества светило и светит многим поколениям читателей. Читая Есенина, я открыла для себя поэта, который имел идеальный слух и внес в симфонию народной жизни свою собственную мелодию и свои ритмы, я открыла человека, который испытывала сама и прекрасно понимал и ценил важнейшие человеческие чувства.