11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
Глубина поэтического мира С. О. Есенина
Сергей Есенин. В самом звучании этого имени слышна певучесть, музыка родного раздолье, красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так беспокоило бы каждого, кто окунался в бездонную глубину и свежесть его стихов. Трудно писать о поэзии Есенина: язык рассуждений настойчиво перебивается поэтическими строками. Есенин говорил, что его лирика живет любовью к родине и чувство родины - основное в его творчестве.
Стихи поэта грустны, как невеселое было крестьянское жизни. Есенин рос среди прекрасной природы, и она научила его любить красоту окружающего мира. Ранние стихи поэта звучат как признание в любви к родной природе, стремлении раствориться в ней. В природе он видит источник вдохновения:
Стихов моих грусть
Кормил я резедой и мятой...
С раннего возраста поэту запали в душу народные легенды, поговорки, загадки. В этом было его счастье как поэта. Народное творчество укрепило песенную основу лирики Есенина:
Родился я с песнями, в травном одеяле...
Жизнь и творчество Есенина были сложны и противоречивы, он иногда делал ошибки, но, осматривая его путь, мы видим, что он был везде верен себе в главном - в стремлении постичь сложную судьбу своего народа. Противоречия Есенина наиболее драматично сказываются в его раздумьях о будущем деревни. Поэт не может отказаться от мира привычных образов и представлений, который дорог особенно тем, что в нем жили десятки предыдущих поколений. Он любовно поэтизирует приметы родной стороны:
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под оклик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
Вторжение в деревенские просторы городской цивилизации изображается поэтом как приход враждебного железного гостя. В своем творчестве Есенин намечает пути решения проблем, которые недавно казались ему безысходными. В «Письме к деду» он говорит о неоспоримое преимущество техники «стального коня». Сердечная страсть поэта меняется. Он не хочет оставаться в прошлом русской деревни - нищем и «безысходном», и в последние годы творчества меняется отношение Есенина к современной деревни. Поэт отказывается воспевать старое село:
Полевая Россия! Довольно
Волочится сохой по полям...
В последние годы Есенин все чаще возвращается к мысли о природе, видя в ней не только могучее средство преобразования жизни, но и нравственную основу жизни. Поэт рад почувствовать себя рядовым тружеником, нужным людям:
Что же, дайте косу, я вам покажу,
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?
В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, сожаления о молодости, которая прошла, о растраченные силы. В его стихах отразились и личные переживания, и сложное время, когда жил поэт. И все же, несмотря на чувство грусти, пронизывающее многие стихотворения поэта, они не звучат пессимистически: их согревает вера в душевные силы человека. Эти стихи Есенина созвучны пушкинским строкам «Печаль моя светла». Поэт чувствует роковую безупинність времени: «Все пройдет, как с белых яблонь дым».
Любовная лирика занимает значительное место в поэтическом наследии Есенина. Радость встречи, тоска разлуки, грусть отчаянья - разнообразные переживания поэта. Но тема любви сближается в его стихах с главной єсенінською темой - темой Родины. Автор «Персидским мотивам» убеждается в непрочности счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далекая Россия:
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Современники вспоминали, что Есенин обладал необыкновенным личное обаяние, а его стихи - магической силой. Любой собеседник находил в Есенине, его творчестве что-либо свое, приемлемое и близкое, и в этом тайна такого магического воздействия его стихов. Мы можем говорить сегодня не только о мировой популярности поэзии Есенина, но и мировом ее значении. Все новые и новые поколения приобщаются к Есенину, постигая глубину его поэтического мира. Справедливы слова М. Тихонова: «Есенин - это вечное».