УРОК 13
Тема. Украинская литература ренессанса и барокко. Роль православных братств, Острожской и Киево-Могилянской академий в развитии украинской культуры, в частности книгопечатания. Первые печатные книги в Украине (Букварь - 1574, Апостол - 1574, Библия - 1581). Иван Вышенский - мыслитель, богослов, полемист. ТЛ: Ренессанс и барокко.
Цель: ознакомить учащихся с первыми печатными книгами в Украине; сформировать представление учащихся об эпохе Ренессанса и барокко, раскрыть место фигуры И. Вишенского в украинской культуре этого времени; развивать мышление и речь учащихся; воспитывать толерантность, чувство патриотизма.
Оборудование: портреты И. Вышенского, П. Могилы, И. Федорова, Г. Смотрицкого; запись инструментальных произведений Д. Бортнянского, портреты Д. Левицкого, конверт для "Мозаики", ножницы, клейкая лента.
Межпредметные связи: история Украины: фигуры И.Вышенского, П. Могилы, Г. Смотрицкого, И. Федорова; музыкальное искусство: музыка А. Веделя, М. Березовского, Д. Бортнянского; изобразительное искусство: живопись И. Рутковича, Д. Левицкого, В. Боровиковского.
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний.
1. Анализ рассказов (по выбору учащихся) из Киево-Печерского патерика.
2. "Микрофон".
- Продолжите предложение.
"Древние летописи, по моему мнению, имеют огромное значение для будущих поколений, потому что..."
II. Организация учебной деятельности.
1. Словарная работа.
(Материал для учителя.
Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, от лат. renascor - відроджуюсь) - эпоха в истории культуры и искусства XIV-XVI вв., основана в Италии еще в период Передвідродження (Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо). Впервые термин "Ренессанс" употребил историк искусства Дж. Вазари в XVI ст. Выдающимися фигурами Возрождения были Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Е. Роттердамский, Ф. Рабе, П. Ронсар, М. де Сервантес, У. Шекспир и др. В это время в литературах европейских стран произошли качественные изменения: писательство вместо латыни обратилось в национальных языков, проявило интерес к народному творчеству при одновременном заинтересованы античными, только возобновляемыми образцами. В основу поэтики Возрождения полагались принципы мимесиса (подражания как греко-римского искусства, так и природы), ясности эстетического мышления, простоты и конкретности.
В то же время каждое Возрождение имеет свои волны и свое направление. Так, первое возрождение с ренессансными и барочными чертами двигаюсь от треугольника "Острог-Краков-Львов" до Киева; второе, проникнуто духом народничества, с признаками романтизма и реализма, мало пять фаз (И. Котляревский и его преемники, Харьковская школа романтиков, Кирилл-Мефодіїівське братство, петербургско-киевские общины, писательство Галичины); третье Возрождение характерно своей динамикой, где фиксируется период национального прозрения в Галиции и Надднепрянской украине в начале XX ст., "расстрелянное возрождение" и "пражская школа" 20-30-х, годы Стены (Художественного украинского движения) на территории послевоенной Германии, "нью-йоркская группа", шестидесятничество, творчество поэтов-диссидентов и постшістдесятників, волна вісімдесятників и др.
Барокко (от итальянского barocco - причудливый, вычурный) - художественный стиль и направление, господствовавшего в европейском искусстве в конце XVI - XVIII вв. Наиболее характерные признаки барочного проявления - подчеркнутая торжественность, пышность, причудливость, живописность (контрастность света и тени), динамичность композиции, декоративность. Все было рассчитано на то, чтобы поразить воображение, вызвать удивление. Понятие появилось в искусствоведении для обозначения в живописи, архитектуре и музыке, а с 20-х pp. XX в. этот термин был перенесен и на литературу. Сложная метафоричность как основная черта стиля, алегоризм образов, стремление поразить читателя, завладеть его чувством и сознанием, а отсюда - склонность к пышного и красочного декора - специфические особенности этой литературы. Самыми яркими представителями барокко в словесном искусстве стали : в Испании - Гонгора-и-Арготе,
П. Кальдерон де ла Барка; в Италии - Т. Тассо и Д. Марино, Д. Базиле; в Англии - Дж. Донн. В украинской литературе в этом стиле написано поэзию Лазаря Барановича, Ивана Величковского, Григория Сковороды. В прозе - полеміко-богословские трактаты И. Галятовского.
Черты барокко присущи летописям Григория Грабянки, Величка и другим произведениям).
2. Рассказ учителя:
- Опираясь на историческое прошлое и культурные традиции Киевской Руси, наш народ и в XIV-XV вв., несмотря на военные опустошения, социальное и национальное порабощение, далее развивал свою литературу, отстаивал самобытность своей культуры.
Большое значение для развития украинской культуры имела деятельность братств.
(Материал для учителя.
Братства - православные религиозные и культурно-просветительские организации украинских мещан, которые возникали при церковных приходах в Украине в XV-XVII вв. Сначала братства носили религиозно-благотворительный характер - заботились о церкви, устраивали общественные богослужения, местные церковные торжества, братские обеды, помогали бедным и больным братчикам, организовывали госпитали и т.д.
В XVI в. братства получили большого общественно-политического и национального значения. Усиление национального гнета на украинских землях, захваченных Речью Посполитой, заставляло братства активно выступать в защиту прав украинского населения - обращаться с жалобами надежды польской администрации в суды, отправлять посольства к польскому королю.
Впоследствии братства все больше влияли на различные слои украинского населения: ремесленников, цеховых мастеров, купцов, православную шляхту. Братства поддерживались немногочисленными украинскими магнатами, такими как К. Острожский и А. Кисель.
С конца XVI в. братства развернули широкую культурно-образовательную деятельность. Они основывали братские школы, типографии, собирали библиотеки. Старейшим и самым известным было Львовское братство, основанное около 1453г. В конце XVI ст. - в начале XVII в. братства действовали в Киеве, Луцке, Остроге, Перемышле, Рогатине, Тернополе и других городах Украины. В XVII в. большую роль в национально-культурной жизни Украины играло Киевское братство, основанное в 1615 г. при Богоявленском монастыре. В число его членов, кроме киевских мещан и украинской шляхты, вошло также и Войско Запорожское во главе с гетманом П. Сагайдачным. В 1632 г. Киевская братская школа объединилась с Лаврской школой и была создана Киево-Могилянская коллегия. Среди ведущих деятелей братств были выдающиеся ученые, писатели, политические деятели того времени: Ю. Рогатинець, И. Красновский, И. Борецкий, П. Беринда и др. Общественно-политический характер своей деятельности братства сохранили до конца XVI в.
В начале XVIII в. братства пришли в упадок и превратились в исключительно церковные организации, которые занимались преимущественно сохранением церковного богослужения.
3. Сообщения учеников.
(Ориентировочный материал для сообщений.
I. Большое значение для развития украинской культуры имел Киево - Могилянский коллегиум, который в начале XVIII в. вырос в Академию. Эта первая высшая школа восточных славян быстро стала образовательным и научным центром Украины и всей Славянщины. В этом большая заслуга первого ректора академии Петра Могилы. В Академии на Подоле обучались более 1000 студентов всех слоев украинского народа, прибывая сюда из южнославянских стран, из России. Например, в Академии учился Михаил Ломоносов. Киево-Могилянская академия, которая имела свои коллегии в Кременце, Виннице и на Волыни, давала основательное образование в области языков, философии, литературы, математики и других наук. Этому способствовала и библиотека Академии численностью свыше 10 тысяч томов. Эстетическое воспитание и музыкальное образование студенты получали не только на лекциях: в академии был хор из трехсот певцов и оркестр из ста музыкантов. Часто организовывали театральные представления, что стимулировало развитие театра и драматургии в Украине. Киевская академия дала украинской и мировой культуре писателей Григория Сковороду, Величка, Климентия Зіновіїва, композиторов Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского, архитектора Ивана Григоровича-Барского, ученого Александра Шумлянского, государственных и военных деятелей Ивана Самойловича, Самуила Мужиловского, Семена Палия, Ивана Мазепу и других.
Вскоре подобные учебные заведения возникают в Переяславе, Харькове, Чернигове. В 1661 г. во Львове открывается университет. Оживлению международных связей помешало присоединение Украины к России в 1654г.
II. Острожская академия (Острожская школа) высшая школа, основанная около 1576-1580 pp. в г. Остроге средства князя К. Острожского. В академии преподавались церковнославянский, греческий и латинский языки, богословие и философия, а также грамматика, математика, астрономия, риторика, логика и др. Первым ректором академии был писатель Г. Смотрицкий, а преподавателями - выдающиеся украинские и зарубежные педагоги, такие как Д. Наливайко, X. Филарет, И. Лятос, К. Лукарис и др. Острожская академия имела большое влияние на развитие педагогического мастерства и организацию национальной школы в Украине, по ее образцу были открыты братские школы в Львове, Луцке, Владимире-Волынском.
Воспитанником академии был гетман П. Сагайдачный. После смерти князя К. Острожского (1608) Острожская академия стала приходить в упадок, а в 1640 г. прекратила свое существование.
III. Острожская Библия - первое полное издание Библии в переводе на староукраинский язык. Напечатана в 1581 г. И. Федоровым в г. Остроге (отсюда и название). В книге помещены также предисловие князя К.-В. Острожского и стихи Г. Смотрицкого, в которых воспевается издатель и его герб. Во время подготовки к изданию Острожской Библии из монастырей всего православного Востока были собраны все церковнославянские и греческие канонизированные тексты Библии, в частности тексты полной Библии архиепископа Геннадия (Геннадієва Библия, 1488-1489). Острожская Библия имеет 1256 страниц и является выдающимся образцом печатного искусства XVI ст. в Украине.
IV. Федоров Иван Федорович (? - 05(15). 12.1583) - выдающийся первопечатник и издатель. В 1550-е годы, вероятно, работал в старейшей московской "анонимной" типографии. Вместе с П. Мстиславцем курировал государственной типографией, где напечатал первые в Москве книги - "Апостол" (1564) и два издания "Часовника" (1565). В 1569-1570 гг. издал две книги в типографии белорусского магната Г. Хоткевича в г. Заблудове (ныне Польша). Последние годы работал в Украине: около 1572-1575 гг. и 1583 г . - во Львове, в 1575-1576 гг. - в с. Дермани (теперь Ровенская обл.), в 1577-1582 гг. - в Остроге. Издал первые в Украине печатные книги: "Апостол" (25.02.1573-15.02.1574) и "Букварь" (1574) - старейший в Восточной Европе печатный учебник. Основал Острожскую типографию, где под его руководством были напечатаны греческо-русский букварь (1578), "Книга Нового Завета" и указатель к ней (1580), "Хронология" А. Римши (1581), Острожская Библия (1581). Участвовал в редактировании и оформление книг, писал послесловия, был талантливым новатором в области полиграфической техники. После смерти 1. Федорова его печатное оборудование перешло к львовской братской типографии. Похоронен в Онуфриевском монастыре во Львове).
4. Прослушивание фонозапису инструментального произведения Д. Бортнянского.
5. Рассказ учителя.
- Славной и одновременно трагической страницей музыкальной истории Украины является деятельность гениальных композиторов XVIII ст. Артема Веделя, Максима Березовского, Дмитрия Бортнянского, музыку которого вы только что прослушали.
Успешно развивалось и изобразительное искусство Украины - живопись и гравюра. Иван Руткович - мастер церковной живописи, Дмитрий Левицкий и Владимир Боровиковский - портретисты, Г. Левицкий - гравер. (Учитель демонстрирует работу Д. Левицкого).
Культура крепла, взаимодействуя с соседними культурами, в частности с польской. Польские художники использовали мотивы, образы украинского фольклора, лексику и фразеологию украинского языка.
Введения Брестской унии обусловило появление большого количества полемических сочинений католических и православных авторов. (Полемика - спор по поводу какого-то важного вопроса). Первое значительное произведение украинской полемической литературы - "Ключ царства небесного", который вышел 1587 г. Это был ответ украинцев на выпады католиков против православной церкви. Выдающимися украинскими полемістами были Милетій Смотрицкий, Захария Копыстенский, Петр Могила, Иван Галятовский и монах с душой борца - Иван Вышенский.
6. "Мозаика".
(Учитель раздает ученикам порезанный на части текст о И. Вышенского, на обратной стороне которого - портрет писателя. Ученики по частицам собирают и скрепляют портрет И. Вышенского, на обратной стороне которого получают текст. Один из его учеников зачитывает).
(Материал для учителя.
В биографии Ивана Вышенского очень много не выяснено. Не знаем, Вышенский - настоящая фамилия писателя, литературный псевдоним. "Іоанмніх из Вишни"- так подписывал он свои произведения. Поэтому его происхождение связывают с городом Судовая Вишня (Львовская область). Время рождения "датируют примерно 1545-1550 гг. Известно, что находился в Луцке и, вероятно, в Остроге при дворе украинского князя Василия-Константина Острожского, который заботился о развитии образования в Украине и был поборником православия.
В расцвете своих физических и духовных сил писатель совершает далекий путь в Грецию на Афон (или так называемую Святую гору), меняет светскую одежду на монашескую рясу, становится аскетом. И до конца жизни уже не предаст монашеского состояния, почти сорок лет он проведет на Афоне и там умрет.
Его писания, которые он отправляет с чужбины на родину, творившиеся в сложных обстоятельствах усиление религиозной борьбы в конце XVI ст. Писатель включился в полемику между православными, с одной стороны, и иезуитами и униатами - с другой. Непосредственным толчком к появлению многочисленных полемических сочинений была политическая Люблинская уния 1569 года и Брестская церковная уния 1596 года (уния - союз, соглашение, объединение). Основой полемики были религиозные различия, но участники ее в своих произведениях поднимали и важные общественные вопросы. Первый значительный украинский произведение полемической литературы "Ключ царства небесного" Герасима Смотрицкого. Антиунійна борьба началась в мае 1596 года манифестом К. Острожского против епископов-униатов. Вскоре произошел раскол украинского общества пополам: Брестский униатский собор и православный синод прокляли друг друга: приняли унию сразу почти сами епископы-заговорщики. Была уния добром, или злом, писал историк С. Рудницкий, останется спорным, пока католики католиками, а православные православными".
Однако тот факт, что уния, образовавшаяся греко-католическая конфессия, в течение следующих веков за неблагоприятных условий доказала правы существование и свою животворящее силу, уже говорит в ее пользу. В современной историографии преобладает мнение, что занять в этой полемике объективную позицию помешал религиозный фанатизм ее участников. События 1596 года активизировали обмен сторон полемическими посланиями. В сочинениях апологетов православия восточная церковь и отечество вподібнюються зганьбленій матери, которая оплакивает своих детей.
Полемическое писательство, "не блестяще с литературной точки зрения" (Д. Чижевский), нашло в И. Вишенском вдохновенного творца, который сумел придать своим писанием о религиозные несогласия непроминального значение. Известно 17 его рукописей (Д. Чижевский их знал 19). После "Книжиці" 1858 года некоторые произведения И. Вышенского напечатал М. Костомарову 1865 году. Исследователи наследия. Вышенского отмечают человеколюбие и гражданское мужество выдающегося полемиста, который резко критиковал весь государственный строй Польши, лично - короля и католичество как агрессивную конфессию. "Разоблачая католицизм, - пишет В. Харитонов, - он пользуется социальными критериями и создает новую, совсем не богословскую публицистику. Она обозначена реальным пониманием положения вещей в земной, повседневной жизни и отвечает на вопросы, поставленные жизнью перед народом в целом и каждым человеком в частности". Например, диалог "Обличеніє дьявола..." является символическим и в определенной степени автобиографическим образом "голышом-странника", убийственной логикой подрядных вопросительных предложений твердо отвергает все искушения дьявола, - учит "простоты Иисусовой", указывает путь духовного очищения. Чрезвычайно интересная и эмоционально насыщенная характеристика вельможи из "Советы", что содержит меткие неологизмы: "Єіце ты кровоїд, мясоед, волоїд, скотоід, звіроід, свиноїд, птицеед").
7. Познавательное задание.
- Почему И. Франко называет 1. Вышенского "первым публицистом в большом мире"?
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
Сопоставьте содержание прочитанной вами поэмы "Иван Вышенский" в 8 классе, автором которой является И. Франко и жизнь И. Вышенского. Почему И. Франко отступил от исторической правды? Повторите, как развивалась украинская литература эпохи Ренессанса и барокко.