ЗИЗАНИЙ (ЗИЗАНИЙ-ТУСТАНОВСКИЙ) СТЕФАН (г. нар. невод., вероятно, с. Потелич, теперь Львовской обл. - 1600,
Молдова) - украинский и белорусский образовательный и культурно-религиозный деятель, писатель - полемист, ученый - философ, проповедник, педагог.
Старший брат Лаврентия Зизания. Происходил из простонародья или малоимущей шляхты. Неизвестно, где получил образование. К 1577 г. стал ректором Львовского городского украинской школы. Принимал активное участие в создании Львовского братства, в 1586 - 1593 гг. преподавал в Львовской братской школе, в течение некоторого времени был ее ректором. Снискал большой авторитет и уважение за защиту национальной культуры, выступления против униатов. 1593 г. по приглашению Венского братства преподавал в братской школе. В своих проповедях осуждал иезуитов и православных владык, склонных к унии. За это подвергся жестоким преследованиям от высших церковных иерархов и светской власти Речи Посполитой. Сторонник унии митрополит Михаил Рогоза направил Стефану Зизанию грамоту от 30 сентября 1595 г. с запрещением проповедовать. На специальном церковном соборе в Новгородку 25 января 1596 г. Стефана осудили как еретика и отлучен от церкви. Польский король Сигизмунд III приказом от 28 мая 1596 г. запретил подданным королевства любые отношения с «государственным преступником» Зизанієм, которого требовал посадить. Венские братья оберегали своего любимца, однако 15 октября 1599 г. Стефан вынужден был принять монашество под именем Сильвестра в венском Святотроїцькому. монастыре. Но и это не защищало от «сильных мира сего». Несколько позже неизвестный автор «Предостережения» отмечал, что Стефан Зизаний «през дымоход витиснувшись, утэк в Вильны». По дороге к Валахии, куда Стефан шел на прошу, 1600 г. он был убит в путевой су гичці.
Стефан Зизаний - автор не менее трех произведений. Вместе с «Лексисом» Лаврентия Зизания был напечатан трактат «Ізложениє о православной вере». Он также составил «Катехизис» (Вильно, 1595). Издания до нашего времени не дошло; вполне вероятно, что оно было уничтожено иезуитами. О содержании произведения частично можно узнать из брошюрки - ответа на него иезуита Щенсны Жебровского под заголовком «Куколь, который рассевает Стефаник Зизаний в церквях русских» (Вильно, 1595 г., польского языке). Зизания здесь обвиняют в различных ересях, отступлениях от католических догм (Стефан не признавал Христа как заступника людей перед Богом, отрицал происхождения Святого Духа от Отца и Сына), запугивают за выступления против короля и униатов, в частности митрополита.
Наибольшей славы Стефану Зизанию принесло произведение «Казаньє святого Кирилла, патриарха ієрусалимьского, в антіхристе и знакох его. С розширенієм науки протав ересей розньгх», изданный в 1596 г. в Вильне книжным украинским и польским языками (посвященный Константину Острожскому) . Приховавшись именем авторитетного и для католиков старо-христианского писателя Кирилла Иерусалимского, Стефан Зизаний популяризировал известную в западноевропейской антикатолицькій литературе мнение о римского папу как антихриста. Краеугольным камнем произведения являются эсхатологические мысли о втором пришествии Христа, воскресении мертвых и «страшный суд», к которым в мире воцарится антихрист. Одиннадцатью знаками, что вкупе составили «звериное число» 666, полемист доказывает тождество между антихристом и ватиканским обладателем. Папа римский провозгласил себя наместником Бога на земле, мечтает о мировом господстве. В мире воцарились войны и раздоры, восстают «владыки на владык, и клирики на клириков». Во многих моментах учение Стефана Зизания близкое к мыслям западноевропейских идеологов Реформации - Мартина Лютера, Жана Кальвина, Ульриха Цвингли.
Книга вызвала ярость в католико-униатов. Она была популярной и среди русских старообрядцев. О подвижничестве Стефана Зизания, по мнению В. Колосовой, в аллегорической форме рассказывается в стихотворении Памва Беринды «На Стефана Первамученика».
Лит.: Возняк М. С. История украинской литературы: В 3 т. Л., 1921. Т. 2. Ч. 1; Загайко П. К. Украинские писатели - полемисты конца XVI - начала XVII в. в борьбе против Ватикана и унии. К., 1957; Яременко П. К. Стефан Зизаний - украинский писатель - полемист конца XVI в. // Рад. літературознавство. 1958. № 2; История украинской литературы: В 8 т. К., 1967. Т. 1; Гісторыя беларускай дакастрмчніцкай литературы: В 2 т. С старожытніх часоу да канца XVIII ст. Минск, 1968. Т. 1; Ружицкий Е. Неизвестный документ о смерти Стефана Зизания // Архивы Украины. 1972. № 1; Грицай М. С., Микитась К. Л., Шлем Ф. Я. Давняя украинская литература. К., 1989; Замалеев А. Ф., Зоц В. А. Отечественные мыслители позднего средневековья: Конец XIV - первая треть XVII в. К., 1990; Садловский Г. И. К истории эсхатологических учений и еретических движений на Украине конца XVI - начала XVII веков (Стефан Зизаний) // Секуляризация духовной жизни на Украине в эпоху гуманизма и Реформации. К., 1991.
С. Лучканин