11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
АЛЕКСАНДР БЛОК
«Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!»
(по творчеству А. О. Блока в 1901-1907 гг.)
Есть поэты, чье творчество входит
до наших сердец как
бесценный дар, с которым мы
никогда не расстаемся. Среди
них - Александр Блок...
М. Рыльский
Художественная литература, как и другие искусства, влияет не только на разум, но и на сердца читателей, приучает их восхищаться прекрасным и вызывает отвращение ко всему уродливому, противоестественного. Изображая стремление к красоте и справедливости, искусство способствует воспитанию высокой нравственности. На уроках литературы школьники учатся понимать и ценить подлинное искусство и испытывать эстетическое наслаждение. Большие возможности для этого дает поэзия Александра Блока. Нужно, чтобы школьники учились ценить художественные достоинства поэзии, понимали ее красоту и с помощью этого воспитывали в себе хорошие эстетические вкусы. Справедливо замечает известная методистка Из. Я. Рез: «Кроме социально-нравственной значимости, поэзия Блока открывается ученику в ее эстетическом качестве. Завораживающая музыку стиха, красоту выраженного чувства все читатели Блока чувствуют невольно. Помочь учащимся сознательно воспринять художественное совершенство и неповторимость лирики - тоже одна из задач учителя...».
Представление о ранней лирике Блока дают стихотворении «Я жду призыва; ищу ответа...», «Сумерки, сумерки вешние...», «Верю в Солнце Завета...», «Я, отрок, зажигаю свечи...», «Вхожу я в темные храмы..,», «Мы встречались с тобой на закате...» и др.
«Стихи о Прекрасной Даме» - это стихи о идеальное, возвышенное любовь, которую поэт питал к Л. Д. Менделєєвої. Одновременно это мистическое преклонение перед Владычицей Вселенной, Вечной Женственностью. Последовательно и систематически Блок переводит в «Стихах о Прекрасной Даме» свои земные чувства в высший, идеально-мистический план. В «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная, лишенная земных черт, наделена признаками настоящего божества. Это Небесная Дева, Вечная Женственность, Владычица Вселенной, Лучезарная Царица, Заря, Купина. Лирический герой - юноша, раб, инок, рыцарь, готов всю жизнь с радостью служить своей Даме. Возлюбленная представляется ему как будто в чудесном сне или в сказке. Она часто появляется в сумерках, в тумане, окруженная зыбкими тенями. Впечатление призрачности, неясности образа усиливается и потому, что поэт избегает конкретных, описательных эпитетов. Они рассчитаны лишь на эмоциональное восприятие читателя: ароматные слезы, голубые сновидения, шаг завороженный, бездонный взгляд, упорная мечта, таинственные сумерки и т. п. Архаичная, церковная, «молитвенная» лексика(лампада, паникадила, ризы и др.) соответствует представлению о любимом как о божестве. Постоянные мечты о встрече с Ней, ожидание Ее зову ассоциируется со вторым пришествием, с полным восстановлением, полным изменением всего мира.
Большой знаток и ценитель поэзии М. Рыльский писал: «Стихи о Прекрасной Даме» - это прежде всего стихи о любви и высокой человеческой красоте, это убране в условно-мистический убор торжество живой жизни, предчувствие всемирной зари». Чистые чувства первой любви часто порождают идеализацию, обожествление возлюбленной, стремление видеть в ней все самое волшебное, возвышенное, «неземное». Эти чувства нашли очень точное, психологически правдивое выражение в удивительно нежных, мелодичных стихах Блока. Аллитерации по и асонанси, звуковые повторы, «завораживают», ритмы, над которыми, казалось, и сам поэт не властен, - это все захватывает читателей. В служении Прекрасной Даме, которая должна изменить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни:
Будет день - и свершится великое,
Чую в будущем подвиг души.
Пусть представление Блока о подвиге было неясным, неопределенным, туманным, для нас важно отметить постоянное желание у поэта, волю к подвигу, а если нужно, - «сжечь себя дотла». В любовных стихах о Прекрасной Даме звучит какое-то тревожное ожидание необычных, потрясающих событий.
В 1906 году в Блока возникает идея «мистицизма в повседневности». Блок, изображая неприглядные стороны современного города, пытается найти там прекрасное, таинственное, идеальное, создает образы на стыке двух планов - реального и фантастического. Ярким образцом произведения такого рода является один из шедевров поэзии Блока - баллада «Незнакомка» (1906 г.). Изображаются детали неприглядной, будничной повседневности: ресторан, пьяные окрики, губительный дух, пыль, шлагбаумы, канава, детский плач, женский визг, скрип уключин, лакеи сонные, пьяницы с глазами кроликов и т. п.
Блок отбирает только такие детали, сочетание которых должно наиболее убедительно раскрыть пошлость мещанской «жизненной прозы» и воспроизвести душную, «пагубную» атмосферу буржуазного общества. Из нескольких возможных синонимов поэт выбирает именно те, что передают вполне определ-ну авторскую оценку изображенного. Посетители ресторана - это «пьяницы с глазами кроликов»; те, что гуляют с дамами, - «испытанные остряки»; «лакей сонные торчат»; голоса, что звучат вокруг, названные «окриками пьяными» и «женским визгом»; о сияющий полный месяц говорится: «А в небе, ко всему приученный, бессмысленно кривился диск». У Блока воздуха дикое и глухое, скука загородных дач и т. п. Символом мечты поэта о идеальный, гармоничный мир выступает прекрасная женщина - таинственная Незнакомка. Ее образ возникает на пересечении реальности и фантастики (сам Блок назвал это «фантастическим реализмом»), В стихотворении названы вполне конкретные, земные детали Незнакомки: девичий стан, упругие шелка, шляпа с траурным перьями, в кольцах хрупкая рука, темная вуаль.
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне...
... Дыша духами и туманами,
Она садится у окна,
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука...
Нельзя не заметить при этом, что все эти детали внешности не создают индивидуального портрета женщины. Они вызывают у читателя лишь общее представление о внешней красоте таинственной Незнакомки.
Незнакомка окружена чем-то таинственным, загадочным, непостижимым. Она в туманном движется окне, дышит туманами, вроде и сама возникла из туманных грез или сновидений. С ее образом поэт связывает и древние поверья, и глухие тайны, и чье-то солнце, и бесчисленные сокровища. У каждого из читателей они вызывают свои личные ассоциации, воскрешают какие-то чувства, будят далекие воспоминания. Возникают в памяти и чудесные сны («Иль это только снится мне?»), и загадочные древние поверья, о которых когда-то читали в книгах, и светлые солнечные надежды, и все то, что привлекает своей таинственностью,, неизвестностью.
Новое восприятие земного бытия, новые настроения и чувства поэта заметно проявляются в первом стихотворении цикла «Заклятие огнем и мраком» «О, весна без конца и без краю...» (1907 г.). Этот стих был написан тогда, когда певец Прекрасной Дамы уже отчаялся в своих прежних идеалах. Он не ожидал больше пришествия Владычицы Вселенной. Молитвенное отношение к Небесной Девы изменилось в него естественным чувством земной любви со всеми ее радостями імуками. Поэт провозглашает иное отношение к земному бытию: «Приявший мир, как звонкий дар, как злата горсть, я стал богат». Его вполне захватывает жизнь во всех ее проявлениях, в постоянной упорной борьбе. «Принимаю!» - главная мысль, главный пафос стихотворения. Этот возглас повторяется в стихотворении несколько раз. «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!» Поэт принимает удачу и неудачу, плач и смех; пустынные деревни и тесные города; «осветленный простор поднебесный и томления рабьих трудов». Эти контрастные картины показывают противоречия жизни, различные его проявления. Но все равно они радуют Блока, потому что это и есть сама жизнь. И когда поэт заявляет о своем принятии жизни, мы понимаем, что он не собирается уходить от него в неведомые «иные миры».
В стихотворении нет пассивного отношения поэта к жизни, покорности, упокоєності перед судьбой. Это категорически опровергается строками стихотворения: «...и приветствую звоном щита!», «Перед зтой враждующей встречей никогда я не брошу щита...». Речь идет не о пассивность и смирение, а о решительную, бескомпромиссную борьбу за жизнь. Непрерывная борьба, «вечный бой» и есть смысл жизни, они приносят настоящую радость человеку. Эта мысль пройдет через много стихов Блока следующих лет. Размышляя об исторической судьбе России, о борьбе русских с иностранными поработителями, поэт восклицает: «И вечньїй бой! Покой нам только снится...». («На поле Куликовом»), Постоянное беспокойство, стремление к творчеству, несмотря на «жизни сон тяжельш», составляют главный «сокрьітьій двигатель» всей деятельности Блока. Стихотворение «О, весна без конца и без края» насыщен риторическими обращениями и междометиями восторженного поэта: «О, весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта!». Оба эти обращения поставлены в одной фразе. Весна и мечта пов'я-венно, сочетаются в сознании поэта в единое целое. С началом весны открывается перспектива нового, неизведанного жизни. Пробуждаются и в душе новые чувства, новые мечты - безграничные, бесконечные.
Любовь занимает главное место и в цикле «Страшный мир». Любовь и страсть идут рядом с муками, пытками, смертью. Для поэта становится невыносимой постоянная унизительная ложь («молчаливая ложь», «лживая усмешка», «лжи и коварству меры нет» и др.). Да и сам он становится жертвой «страшного мира» и с беспощадной правдивостью рассказывает об этом («На островах», «Унижение»). Неверие в возможность найти настоящее человеческое счастье рождает у поэта равнодушие, скуку, безысходную тоску. (Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека...»).
Наряду с мотивами пагубной страсти и разочарования в жизни и в человеческих чувствах в цикле «Страшный мир» встречаются мечты и воспоминания о прошлом любви. Тоской о возможных, но несбывшиеся надежды проникнуто стихотворение «В ресторане».
...Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки...
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой, легка...
И дохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Встреча с незнакомкой пробуждает у героя стихотворения чувство любви, надежду на возможность счастья. Восприятие тоски, которая разъедает душу, счастье, которое не состоялось, усиливает и музыка («исступленно запели смычки») и природа.
К. Паустовский писал: «Стихи Блока о любви
- это колдовство. Как всякое колдовство, они непостижимы и болезненные... В этих стихах, особенно в «Незнакомке», «В ресторане» мастерство достигает верхней границы... Это не столько стихи о вечно женственное, сколько порыв огромной поэтической силы, которая берет в плен и опытные, и неопытные сердца».
Через все творчество Блока проходит мечта о чистое, прекрасное, справедливое жизни, которое должно прийти на смену «страшному миру».