11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
МАКСИМ ГОРЬКИЙ
Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»
Видеть несправедливость и молчать -
это значит самому участвовать в ней.
Ж. Ж. Руссо
Россия конца 1890-х - начала 1900-х годов переживала глубокий социально-экономический кризис. Это было время противоречий между «верхами» и «низами». В стране назревала революционная ситуация. Россия стояла накануне больших перемен, накануне «бури».
Все это не могло не найти воспроизведение в литературе, как одной из форм общественного самосознания. Пьеса М. Горького «На дне» показала низкий уровень человеческого убожества, отчаяния и бесправия в сопоставлении с защитой человека и его правды.
В основу пьесы положен острый социальный конфликт: противоречие между действительным положением человека в обществе и высоким предназначением человека, противоречие между массами и самодержавным порядком в буржуазно-помещичьей России, которые приводят людей к трагической судьбе бездомных бродяг. Социальный конфликт осложняется философским: схватка ложного гуманизма, гуманизма пассивного сострадания и гуманизма искреннего, активного, подлинно человеческого.
Носителем ложного гуманизма в пьесе выступает паломник Лука. Взгляд его на жизнь очень своеобразный. Лука видит жизнь «на дне», ему жаль людей, он не верит в них. По словам Луки, люди - «блохи» и в жизни нужно только уповать на Бога. Оставаясь верным своей теории о ничтожности человека, Лука считает, что правда людям не нужна и единственный способ помочь им - обман. В статье «О пьесах» Горький писал: «Больше всего распространен среди бродяг и странников «по.святих местам» утешитель-профессионал, ремесленник, он утешает потому, что за это кормят...», и поэтому, чтобы люди не надоедали своими жалобами, не тревожили привычного покоя ко всему холодной души, притерпелась».
Утешительная ложь Луки пагубно сказывается на Актере, одном из представителей людей «дна». Актер поверил старцу. Для него начинается новая ступень его существования - жизнь в мире иллюзий и надежд. Но беспощадная действительность заставляет Актера взглянуть правде в глаза, и он не выдерживает - кончает жизнь самоубийством.
Горький разоблачает саму суть «утешение» - «лжи во спасение», то есть резко критикует толстовство в одной из его распространенных форм. Не случайно Л. Толстой отрицательно отозвался о Луке, говоря Горькому: «Несимпатичный у Вас старец. В его доброту не веришь».
Горький называет Луку «хитрым», «мошенником». Лука распространяет ложь, чтобы поддержать дух несчастливых людей, облегчить им нестерпимую жизнь. Он рассказывает притчу о человеке, который верил в существование праведной земли; когда ученый доказал, что такой земли нет, человек с горя повесилась. Этим Лука хотел подтвердить, как иногда спасительной для людей есть ложь и как не нужна и опасна бывает правда. Отсюда реакционная роль философии пассивного сочувствия и втішливої лжи: она примиряет угнетенных с угнетателями, оправдывает классовое неравенство, вселяет угнетенным терпение и смирение. Гуманизм Луки буржуазный, он основан на неправильном представлении о том, что порядок изменить нельзя, что человек по своей природе никчемная, слабая умом и духом. От жалости Луки несет мертвечиной, потому что он не может дать людям ничего, кроме жалости, и потому, что его жалость есть фактическое признание законности коварства Костильових и Василис. Иначе говоря, жалость Луки унижает человека, расслабляет его силы, размагничивающее волю к борьбе и примиряет ее с мерзкой действительностью.
Противопоставлением Луке является Сатин. Мы не можем Сатина назвать положительным героем, потому что он неприменим к настоящему делу, к труду (его протест против неправды жизни не идет дальше бесполезного анархического бунтарства), не способен к борьбе за лучшую долю. Но в некотором отношении он поднимается над окружающими: смелый, умный, выше сытости, мещанской морали, истинное положение вещей видит глубже, чем другие, был когда-то образованным человеком (много читал, даже выступал в театре). Горький говорил, что речь о человеке, о правде, кроме Сатина, некому сказать лучше и ярче, хотя автор пьесы одновременно подчеркивал резкий контраст между «прежним человеком», босяком Сатіним, и его речью. И когда он произносит высокие слова о Человеке, создается ощущение, что мы слышим голос Горького, голос времени (накануне революции), забывая о самом Сатина.
Интересное отношение Сатина до Луга. Критикуя Луку, что проповедует надежду на бога и утверждает, что люди слабы и ничтожны, он одновременно берет его под защиту: «Человек - вот правда! Он это понимал... Он врал... но - это из жалости к вам... Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему...»
По этому поводу Горький говорил, что и «из утешений хитрого Луки Сатин сделал свой вывод - о ценности всякого человека». Не в том неправ Лука, он жалеет (в сердце человека должно быть место и для жалости), а в том, что он только жалеет и ничем другим помочь людям не может. Вот тогда и произносит
Сатин свой знаменитый монолог, в котором утверждает: «Все - в человеке, все - для человека!»
Сатин в пьесе становится обличителем общества, которое бросило его на «дно» жизни. Как бросило тысячи таких, как он, и заставило злидарювати. Он обличает общество, основанное на лжи и не дающее людям узнать правду: «Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие - прикрываются ею. Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!» Сатин дает человеку высокую оценку: «Существует только человек, все же остальное - дело рук и его мозга! Лю-ди-на!.. Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!.. Хорошо это... чувствовать себя человеком!..»
В правде Сатина вмещается и признании страшного, тяжелой жизни, и утверждение светлого разума человека, вера в победу света над тьмой, вера в человека с большой буквы.
Все герои пьесы «На дне» по разным причинам ушли от жизни, от борьбы за его изменение. Хотя в пьесе нет ни одного персонажа, который занимал бы верхнюю жизненную позицию, знал путь к правде, все же правда и образ человека возвышаются над всеми этими людьми, над всей страшной тьмой действительности и зовут к борьбе, к счастью, к жизни, достойной человека.
Вот почему пьеса воспринималась, по мнению В. И. Качалова, «как пьеса буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к буре призвала». Вот почему она стала гимном человеку, а ее создатель - великим гуманистом, провозгласившим на весь мир: «Лю-ди-на! Это - прекрасно! Это звучит... гордо!»