11 класс
СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
МАКСИМ ГОРЬКИЙ
Как в пьесе М. Горького «На дне» решается вопрос:
«Что лучше - истина или сострадание?»
Человек - вот правда! Надо
уважать человека!
М. Горький
Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький - гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни, и его произведения написаны не в угоду читающей публике. В них отражена правда жизни, внимание и любовь к человеку. И с полным правом это можно отнести к его пьесе «На дне», написанной в 1902 году. Она теперь волнует вопросами, поставленными автором. Действительно, что лучше - истина или сострадание? Если бы вопрос был сформулирован несколько иначе - правда или ложь, я бы ответила однозначно: правда. А вот истину и сострадание невозможно сделать понятиями взаємовинятковими, противопоставив одно другому; наоборот, вся пьеса - это боль за человека, это правда о человеке. Другое дело, что носителем истины является Сатин, картежник, шулер, далек от идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает: «Человек! Это - прекрасно! Это звучит... гордо!»
Ему противопоставлен Лука - добрый, сострадательный и «лукавый», что сознательно навевающий «сон золотой» измученным нічліжникам. А рядом с Лукой и Сатіним есть еще один человек, который тоже дискутирует об истине и сострадании, - сам М. Горький.
Именно он, как мне кажется, является носителем истины и сострадания. Это вытекает из самой пьесы, из того, как она была восторженно принята зрителями. Пьесу читали в ночлежке, босяки плакали, кричали: «Мы хуже!» Целовали и обнимали Горького. По-современному звучит она и сейчас, когда начали говорить правду, но забыли, что такое милосердие и сострадание.
Итак, действие происходит в ночлежке Костильових, которая представляет собой «подвал, похожий на пещеру», под тяжелым каменным сводом», где царствует тюремный полумрак. Здесь нищенствуют босяки, которые попали «на дно жизни», куда их безжалостно выбросило преступное общество.
Кто-то очень точно сказал: «На дне» - это потрясающая картина кладбища, где заживо погребены ценные по своим задатками люди». Нельзя без внутреннего содрогания видеть нарисованный автором мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчужденности и одиночества, слышать крики, угрозы, насмешки. Герои пьесы потеряли прошлое, они не имеют настоящего, только Клещ верит, что вырвется отсюда: «Вылезу ... кожу сдеру, а вылезу...» Теплится слабая надежда на другую жизнь с Наташей у вора, «ворова сына» Васьки Пепла, мечтает о чистой любви проститутка Настя, правда, ее мечты вызывают у окружающих злостное насмешки, те, что остались, покорились, не думают о будущем, потеряли всякую надежду и твердо осознавали свою ненужность. А по сути, все босяки здесь похоронены живыми.
Жалкий и трагический Актер, который спился и уже даже забыл свое имя; раздавленная жизнью, терпеливо страдающая Анна, находящаяся при смерти, не нужна никому (муж ждет ее кончины как освобождения); умный Сатин, который когда-то был телеграфистом, циничный и озлобленный; ничтожество Барон, который «ничего не ждет», у него «все уже в прошлом»; равнодушен к себе и другим Бубнов. Беспощадно и правдиво рисует Горький своих героев, «бывших людей», пишет о них с болью и гневом, сочувствует им, попавшим в жизненный тупик. Клещ в отчаянии заявляет: «Работы нет... силы нет! Вот - правда! Убежища убежища... нет! Подыхать надо... вот она правда!..»
Вот к этим, кажется, равнодушных к жизни и к себе людей и приходит паломник Лука, обращаясь с приветствием: «Доброго здоровья, люди добрые!» Это к ним он обращается, к униженным, зречених всякой человеческой морали!
К безпаспортного Луки у Горького отношение однозначное: «И вся философия, вся проповедь таких людей - милостыня, которую подают вам со скрытой брезгливостью, и звучат под этой проповедью слова тоже нищие, жалобные».
И все-таки хочется разобраться в нем. Так ли уж он убогий, и что им движет, когда он проповедует свою втішливу ложь, верит ли сам в то, к чему призывает, жулик ли он, шарлатан, пройдоха или искренне стремящаяся добрый человек?
На первый взгляд, появление Луки в нічліжників принесла только вред, зло, несчастье, гибель. Он исчезает, исчезает незаметно, но иллюзии, которые он заронив в опустошенные сердца людей, делают их жизнь еще более безрадостным и мрачным, лишают их надежды, погружают в темноту их изуродованные души.
Давайте еще раз проследим, что руководит Лукой, когда он, внимательно присмотревшись к босяков, для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, и вселяет в них надежду. Так, с его появлением под сводами мрачной ночлежки поселяется надежда, которая когда-то была почти незаметной на фоне брани, кашля, рычание, . И лечебница для пьяниц в Актера, и спасительный Сибирь для вора Пепла, и настоящая любовь для Насти. «Все ищут люди, все хотят - как лучше... дай им, бог, терпения!» - искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет - найдет... Помогать только надо им...»
Нет, не пользу руководит Лукой, не мошенник и не шарлатан он. Это понимает даже циничный Бубнов, который никому не верит: «Вот - Лука... много он врет... и без всякой пользы для себя...» Непривычный к состраданию Пепел спрашивает: «Нет, ты скажи - зачем ты все это...» Наталья спрашивает: «Чего это ты такой добрый?» А Анна просто просит: «Говори со мной, милый... Скучно мне».
И становится понятно, что Лука - человек добрый, искренне желающий помочь, вселить надежду. Но вся беда в том, что это добро построено на лжи, обмане. Искренне желая добра, он и прибегает к лжи, считает, что земная жизнь не может быть другим, поэтому и уводит человека в мир иллюзий, в несуществующую праведную землю, веря, что «не всегда правдой душу можно вылечить». И если изменить жизнь нельзя, то можно хотя бы изменить отношение человека к жизни.
Интересно, а какое же отношение Горького к своего героя в пьесе. Современники вспоминают, что лучше всего писателю удавалось чтение роли Луки, а сцена у постели умирающей Анны вызвала у него слезы, а слушателей - захват. И слезы, и восторг - результат слияния автора и героя в порыве сочувствия. И не потому ли Горький так рьяно спорил с Лукой, что старец был частью его души?!
Но Горький выступает не против утешение как такового. «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» То есть истина и сострадание - понятия, которые не исключают друг друга.
От правды, которую осознает Клещ: «Жить - дьявол - жить нельзя... вот она - правда!..» уводит Лука, говоря: «Она, правда и, может, обух для тебя...» Но разве можно обухом исцелить? Старец считает: «...Жалеть людей надо!.. Я тебе скажу - вовремя человека пожалеть... хорошо бывает!» И рассказывает, как пожалел и спас ночных разбойников-грабителей. Бубнов же противостоит упорной, светлой вере Луки в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра: «По-моему - дам всю правду, как она есть! Чего стесняться?» Для него правда - жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств, а правда Луки такая необычно жизне - утверждающий, что забитые, униженные нічліжники не верят в нее, принимая за ложь. Ведь у своих слушателей Лука хотел вдохнуть веру, надежду: «Во что веришь, то и есть...».
Лука несет людям истинную, спасительную, человеческую веру, смысл которой уловил и воплотил в знаменитые слова Сатин: «Человек - вот правда!» Лука думает, что словами, жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно поднять его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно было уважать...». Таким образом, не существует для Луки вопроса: «Что лучше - истина или сострадание?» Для него истинно то, что человеческое.
Тогда почему такой безнадежно трагический финал пьесы? Хотя мы слышим, что о Луке говорят, он вдохновил Сатина на пламенную речь о прекрасную и гордую человека, но тот же Сатин безразлично бросает Актеру на его просьбу помолиться за него: «Сам молись...». И ему, который навсегда уходит из жизни, после своего страстного монолога о человеке кричит: «Эй, ты, сикамбр! Куда?» - свистит. Ужасной кажется его реакция на смерть Актера: «Эх... испортил песню... дурак!»
Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе, на мой взгляд, то, что Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, который уничтожает людей, губит их, заставил задуматься о человеке, его свободе.
А какие нравственные уроки мы получили? Надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но не потерять в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием. Мы чаще находимся в утешении, но без права говорить правду человек не может быть свободным. «Человек - вот правда!» И ей выбирать. Человеку всегда нужна реальная надежда, а не втішлива неправда, даже если она «во спасение».