Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 70-90-х годов XIX века
Иван Карпенко-Карый (1845-1907 гг.)
Комедия «Хозяин»
Авторский замысел, жизненная основа комедии
Замысел написать комедию «Хозяин» И. Карпенко-Карый вынашивал долго - около десяти лет. А написал ее 1900 p., когда богатые наблюдения над тогдашней действительностью, психологические замечания выкристаллизовались в поступки и характеры героев, сложившиеся в яви и действия.
О долгий путь произведения от замысла до воплощения свидетельствует и то, что в предыдущей комедии «Сто тысяч» (1889 г.) мы уже встречаем упоминания о Пузыря, Сапога - богатых хозяев; фактора Маюфеса, ростовщика Хаскеля.
После написания комедии в апреле 1900 г. было отправлено цензуры, где только в декабре 1900 г. было получено разрешение на ее постановку. Первые спектакли «Хозяина» прошли с большим успехом в Киеве в конце января-начале февраля 1901 г. Самую ответственную роль - Пузыря - во время этих спектаклей исполнял сам автор комедии.
В письмах Карпенко-Карого этого периода встречается четкое формулирование авторского замысла. Драматург подчеркивал, что его «Хозяин» - это « злая сатира на мужскую любовь к стяжания без всякой другой цели. Стяжания для стяжания!»
О странное пристрастие некоторых людей к обогащению ради обогащения писали и Бальзак, и Гоголь, и Салтыков-Щедрин и другие классики мировой литературы. Но Карпенко-Карый раскрыл образ главного героя, который воплощает идею произведения, на таком широком фоне социальных процессов, что его «Хозяин» стал символом эпохи становления капитализма на юге Украины. Недаром, например, И. Франко писал, что «фигура Терентия Гавриловича Пузыря представлена на фактической основе украинского миллионера-мужика Харитоненко и его окружения», а народный артист В. Вася вспоминал: «Отец мой прослужил у Терещенко 40 лет бухгалтером и был знаком почти со всеми прообразами пьесы «Хозяин» Тобилевича. Он рассказывает, что Ліхтаренко - это был в жизни Дударенко... По рассказу отца, Тобилевич гостил в Тьоткінському имении где-то около. Курска, и там ему рассказывали все эти приключения с памятником, с кожухом. Все это он взял из жизни». Брат писателя П. Саксаганский справедливо отмечал по этому поводу, что прототипом «Хозяина» мог быть Терещенко, а мог и любой богач с Херсонщины, поскольку таких людей Карпенко знал в совершенстве...
Все факты свидетельствуют о том, что типизация ведущего образа комедии, как и других образов, достигла высокого уровня мастерства и дала автору создать тип, который превосходил всех своих жизненных прототипов.
Итак, наблюдения над украинской действительностью конца XIX века и характерами и действиями крупных капиталистов-землевладельцев прошли в Карпенко-Карого творческую обработку. Автор в соответствии с требованиями жанра сатирической комедии отобрал самое существенное в характерах и обстоятельствах, несколько обострив и преувеличив. Это и составило жизненную основу произведения.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
О глубину и правдивость раскрытие образа агрария-миллионера свидетельствует тот факт, что крестьяне из населенных пунктов Кадашеве и Карлюжен, которым писатель давал читать произведение, узнали в образе Пузыря миллионера-землевладельца Шевякова, которого они еще помнили обычным, небогатым крестьянином по фамилии Шуляк. Этот Шуляк начинал с обычных маленьких коммерческих операций, а стал владельцем десяти экономий, сотен десятин земли, тысячных отар овец, а впоследствии даже сменил фамилию на другое, благородное.
Кое-кто из современников Тобилевича считал, что прообразом Пузыря был кулак Сінадіно, которому принадлежало шесть тысяч десятин земли и несколько конских заводов в Тавричеській и Херсонской губерниях.
В образе Пузыря узнал себя и миллионер Терещенко. Саксаганский в мемуарах привел интересный факт о том, как к Карпенко-Карого было підіслано какого-то незнакомого мужчину, который предлагал ему взятку в 30 тысяч, чтобы пьесу сняли с репертуара. Однако писатель был неподкупным.
Тема, идея, проблематика, жанр произведения
Тему комедии «Хозяин» Карпенко-Карый определил сам. Это показ человеческой любви, страсти к обогащению, «без всякой другой цели. Стяжания для стяжания!» И раскрыто эту тему на фоне бурного развития капитализма на юге Украины в 90-х pp. XIX века.
Драматург беспощадно разоблачает и осуждает капиталистические взаимоотношения между людьми, где все подчинено власти «бессердечного чистогана», Где в корне лежит неправда, зло». Вместе с тем автор комедии утверждает, выражаясь его собственными словами, «идею любви, идею счастья, идею экономического благосостоянія своего народа». И. Карпенко-Карый убежден, что в будущем воцарятся «высшие идеалы " общего блага», исчезнут причины, которые порождают эгоизм, жадность и вражду между людьми.
Все сюжетные линии и коллизии п 'еси тесно переплетаются и составляют основу ее драматического конфликта.
В основе драматического конфликта лежит противоречие между безграничной жаждой наживы миллионера-землевладельца и тем, что, по меткому выражению одного из персонажей, «не может вместе все глотнуть».
В комедии широко, с глубоким знанием показано движение «хозяйского колеса» капиталиста-агрария, мастерски раскрыты его экономические отношения, способы и приемы наживы. Но это только типичные обстоятельства, в которых раскрываются типичные характеры. В центре же внимания драматурга стоят моральные, этические и психологические конфликты, порожденные этими отношениями.
Отсюда вытекает и проблематика произведения. Автор нарушает, прежде всего, морально-этические вопросы: добра и зла (хозяин переступил черту зла, его девиз - чтобы барыш, то все можно); чести и совести (даже Пузырь заботится о внешние признаки своей чести, часто говорит - «не делайте бесчестия», « спасите мою честь», хоть за другими такого права не признает, как, например, помощником эконома Кукушкой); любовь (Соня, Калинович, Чоботаренко).
Нарушаются в комедии и другие проблемы: отцов и детей, образования, культуры, духовности; проблема поисков молодым поколением путей в жизни.
Что касается жанра «Хозяина», то сам Карпенко-Карый неоднократно указывал на жанровую определенность «Хозяина»: «Я пишу новую комедию «Хозяин»; «уже кончаю новую комедию «Хозяин»; «Я сам вижу, что это моя лучшая комедия». Еще одно определение-«злая сатира».
Теория литературы
Наиболее подходящим жанром для художественной реализации идейного замысла И. Карпенко-Карого была именно социальная комедия.
Комедия - это драматическое произведение, в котором отражается смешное и уродливое в жизни, высмеиваются любые отрицательные черты и свойства людей, а порой и общественный строй.
«О, смех великое дело!» - провозглашал М. Гоголь. В авторских комментариях к своего «Ревизора» он подчеркивал, что комедия должна, словно бичом, поражать тем смехом, которого боится и тот негодяй, которого ничем не проймешь.
Да и сам Карпенко-Карый устами Ивана Барильченка из «Суеты» говорил: «Комедию нам дайте, комедию, что бичует сатирой страшной всех и смехом через слезы смеется над пороками, и заставляет людей, мимо их воли, стыдиться своих плохих поступков!..»
Поскольку комедия эта, по собственному выражению Карпенко-Карого, «очень серьезная», автор смело вводит в нее элементы сугубо драматические и даже трагические, но подчиняет их общим законам комедийного жанра, подчеркивая это каждым штрихом, каждой художественной деталью.
Образы произведения
В комедии «Хозяин» восемнадцать действующих лиц, не считая рабочих и позасценічних персонажей. Но драматург, согласно своего замысла, сосредоточил главное внимание на фигуры миллионера-землевладельца Пузыря. Другие герои служат для подчеркивания уродства характера главного героя.
Образ Пузыря
Терентий Гаврилович Пузырь - большой украинский капиталист-землевладелец, который вышел из середняков. Он еще не свыкся со своим положением миллионера и поэтому в нем еще живет дух чревоугодия, болезненной бережливости, свойственный мелким собственникам. Его жена вспоминает: «Мы были так себе хозяева, со средним достатком». Через тридцать пять лет земли Пузыря, по выражению немца-купца, уже напоминали целое княжество, которое за три дня не объедешь. На этих земельных просторах расположено несколько крупных экономий, где работают Сотни постоянных и срочных рабочих. В степях выпасается сорок тысяч овец, выращивается сотни тысяч пудов пшеницы и сахарную свеклу для целого завода.
Как же Пузырь достиг такого экономического могущества? Сам он утверждает, что тяжелой, неусыпным трудом: «Я сорок лет недоедал, недопивав, недосыпал, кровію моей окипіла каждая копейка...» И это действительно так, ведь хозяин когда «из степи не вылезал», «всю молодость провел в степи», и позже иногда по месяцу жил в шалаше, был под дождем круг отар, даже сильно больным ехал на ярмарку скупать скот.
Но правда и то, что одному мужчине своим собственным трудом столько не заработать. Поэтому Пузырь все свои усилия так направлял, чтобы из всего «польза снимать, хоть бы и зубами пришлось тянут - тяни». Он и его женщина «никогда не знали, что можно, а чего нельзя; чтобы барыш, то все можно!» Сам хозяин признается, что он « шел за барышами вслепую, штурмом крошил направо и налево, плевал на все и знать не хотел человеческой молвы...».
Следовательно, большая доля богатства Пузыря нажитая беспощадной эксплуатацией чужого труда, различными махинациями. И с годами стремление к наживе у хозяина увеличивается, поэтому бессовестный эксплуатация трудящихся усиливается - им пытается заплатить за работу меньше, кормит хуже собак, таким хлебом, что «ни укусить, ни отломать». Хозяин не меняет грубых примитивных форм глитайської эксплуатации. В конечном счете это приводит к бунту в одной из экономий. Пузырь пользуется народной бедой - голодом и скупает у крестьян скот за бесценок. В своих «комерчеських» делам заходит так далеко, что вступает в противоречие с законом: «прикрывает» злостного банкрота Михайлова, взяв у него на выпас двенадцать тысяч овец.
Пузырь настолько ослеплен жаждой наживы, ему все мало: «Ищу, где бы купить земли, ибо сколько бы человек ее не имел - все не хватает». О своих доходах Пузырь думает даже тогда, когда жить ему осталось не больше двух-трех дней.
В комедии главный герой выступает перед читателем уже с готовым, сформированным характером. И внимание автора сосредоточено на том, чтобы как можно полнее раскрыть его в действиях. Все помыслы и поступки Пузыря направлены на получение доходов. А чтобы их достичь, приходится быть и бесчестным (обещает Калиновичу дать согласие на брак с дочерью, а сам думает: «Обіщать можно все, чтобы вирятував... обещанного три года ждут»), и несправедливым (умышленно платит работникам под конец срока очень мало, «тогда половина срочных не видерже, повтікає, а жалованье останется в кармане...»), и жестоким (выгоняет чабана Клима и помощника эконома Зозулю, понимая, что они не виноваты), и деспотичным (хочет отдать дочь замуж за нелюбимого ей сына землевладельца-миллионера и говорит, что «будет так, как я хочу!»).
Пузырь скуп до смешного (вспомним историю с кожухом и халатом; жена и дочь вынуждены были инсценировать покупку этого халата будто за ничтожно низкую цену. А то, что он ездит в город со своими продуктами и жалеет простейшего обеда для своего сообщника в мошенничестве Маюфеса, свидетельствует о том, что Пузырь еще не свыкся со своим образом миллионера). Он равнодушен к общественным делам, хотя есть земским гласным, не ездит на сборы. О важный вопрос - « продовольствіє голодного люда к урожаю» цинично говорит: «Это до меня не тичеться. Это химера! Голодных будет тем больше, чем более голодным помагать». Вместе с тем честолюбивый - очень радуется ордену Станислава на шею, хочет, чтобы его узнавали издалека и уважали в любой одежде.
Пузырь, хоть и водит компанию с родовитыми дворянами и крупными чиновниками, однако в его поступках хозяин берет верх над миллионером.
Безкультур'ю Пузыря тоже нет предела: Котляревский ему «безнадобності», на «степях в Гоголя» он «не бывал», ничего о них не слышал и не знает. Золотниц-кий прямо говорит своему богатому и невежественному соседу: «Ах ты, несчастная, безводная облако! И прогонит тебя ветер над родной землей, и развеет, не пролив и капли целебной воды на родные нивы, где при таких хозяевах засохнет наука, поэзия и благо народа!!!» Каждый, кто полон благородных порывов, для Пузыря - странный человек: «Чудные люди! Голодных корми, больных считай, школы заводь, памятники какие-то стал!.. Повигадують себе ярма на шею и носятся с ними, а они... им карманы продирають».
Одним из парадоксов образа главного героя является то, что он считает себя честным и справедливым. Эту мысль хочет поддержать в людях и помощник Феноген, и сам хозяин. Чего стоит его заключительный монолог: «Вон какие люди понаставали: прахвости с прахвостів, анафемы из анафем! Обманет, обворует, зарежет, ограбить, черту душу продаст - деньги! Ни стыда, ни чести!.. И такой вор, мошенник, грабитель тянет за собой в тюрьму честного, ни в чем не виноватого хозяина».
Грубость и циничность Пузыря драматург мастерски передает через его речь, насыщенная глаголами в повелительной форме, згрубілими фразеологизмами, бранными словами: «Так вы сделайте в Мануйловке бедность!»; « Это тебе не борщ, здесь пробо вать ничего-надо взять! Ты разумієш? Взять!»; «Вы никогда не пробуйте, а просто - ешьте!», «Порфирий, наступили
зубы! Опыте, тропа протоптана, шквар!»; о частые приезды Калиновича говорит, что тот повадился к ним, «как свинья в морковь», называет учителя «голодранцем», «учителишкою». Рабочие у него -«псы», «идолы», соучастнику мошенничестве Михайлов- «голяк масти».
Каждый поступок главного героя психологически мотивирован и выходит из его основной черты характера - жажды наживы без всякой цели. Нельзя не отметить трагікомізму этого образа. Автор через мелкие детали, подтекст и другие художественные приемы постоянно вызывает у читателя смех: от добродушного до саркастического.
Конец Терентия Пузыря страшный. Он стал жертвой собственной скупости: рабочие взбунтовались, афера со злостным банкротством разоблачена, Соня полна решимости настоять на своем и выйти замуж за Калиновича. Гуси добивают хозяина физически. Хоть причина смертельной травмы Пузыря гиперболическая и нетипичная, сам образ героя оказался настолько типичным, что многие тогдашних землевладельцев узнавали в нем себя, даже давали деньги, чтобы комедию сняли с постановки.
Так автор утверждал бессмысленность человеческого порока - «стяжательства для стяжательства» и вредность ее для общества.
Феноген, Ліхтаренко и другие помощники Пузыря
Рядом с изображением психики, стремлений и мыслей землевладельца-миллионера драматург показывает и тот питомник прожорливого глитайства, который вырастает у Пузыря.
Какие хозяева, такие и их помощники. Недаром на неоднократное вопрос Феногена, где он такой взялся, Ліхтаренко отвечает: «Хозяева викохали!», «Подходящий грунт - вот и рожают такие люди, как мы с вами».
Много лет хозяин был примером для помощников, то же обманывать для них - обычное дело.
Грабя для хозяина и воруя у хозяина, Феноген сам приценивается к большому имению, и наверное, скоро станет владельцем сначала сотен и тысяч десятин земли. У Пузыря он прошел настоящую школу капиталистического обогащения. Феноген говорит: «И сам хозяин наш всех учит: из всего, говорит, надо снимать пользу, хотя бы и зубами пришлось тянут - тяни! Так он делал и так делает от юных лет, а теперь миллионы! Почему же мне не тянут, чтобы и самому стать хозяином! Да я и не тяну - дают.
Тут и греха нет!..» Он потихоньку откладывает деньги с хозяйского добра и уже сам должен стать помещиком с пятьюстами десятинами земли, бідкаючись, что опоздал. Маюфес об этом говорит: «Зато какой опыт и практику имеете! Вы свое надолужите. Когда вы могли обманывать Терентия Гавриловича, то кого же после этого вы не обманите».
Феноген более скрытный, хитрый и коварный. Для прикрытия собственного воровства не погербує и клеветой, как это было с чабаном Климом и помощником Ліхтаренка Кукушкой.
Ліхтаренко более наглый и жестокий, для своего обогащения использует любые средства: обман, подкуп, мошенничество. В отличие от Феногена и Зеленского он даже не пытается найти оправдание своим хищническим действиям и не считает вымогательства грехом. Это уже опытный, откровенный и циничный мироед, для которого воровство - только принцип, «комерчеський гендель», непременный спутник капиталистического хозяйствования. Хозяин его покрывает, потому что это ему выгодно: «Я знаю, что он больше всех ворует, но зато мне большую пользу дает!» У этого эконома есть своя остроумная теория, которую он преподает Пузиреві: «Будем так говорит: вы мне дадите большой кусок сала, чтобы я его отнес в кладовку! Я возьму то сало голыми руками и Однесу сало в кладовую, и положу; сало ваше целое, а тем жиром, что у меня на руках остался, я помастю голову-какая же вам от этого вред?»
Эти разные по натуре люди, Феноген и Ліхтаренко, заключили между собой страшную для окружающих и подчиненных соглашение: «Брать, где дают, и где можно, а на меньших звертать!»
Этим «меньшим» оказался честный юноша Зозуля, выпускник земледельческой школы, слезы которого и искренние признания не тронули помощников хозяина, а вызывали только смех и иронические замечания: «Вот дурак, что и в церкви бьют!», «Смирился бы, поплакал, походил, попросил, на коленях попросил - и снова бы приняли...».
Действия этих двух хищников такие откровенно бессовестные и циничные, что удивляют даже такого проходимца, как Маюфес: «Вы - помещик и за двести рублей будете показывать неправду и крест це ло вать? Це ло вать крест?! Ай! Мне аж страшно стало».
И Феноген, и Ліхтаренко - уменьшенная копия своего хозяина - такие же жадные, коварные и жестокие, неразборчивые в средствах наживы, грубые и лицемерные. Это видно и из их языка, поступков, даже жизненное кредо имеют одно. Феноген, услышав слова врача о Пузыря, произносит целый монолог: «Умные слова: или хозяйство, или смерть! Большая правда! Земля, скот, овцы, хлеб, коммерция, барыши - вот это жизнь! А для чего же тогда, действительно, и жить на свете, когда не мать этого ничего?»
Таким образом, образы Феногена и Ліхтаренка значительной степени дополняют образ главного героя, способствуют более полному раскрытию авторского идейного замысла.
Менее показан в комедии второй эконом, Зеленский. Он только выбивается «в люди», проходит первые азы капиталистического стяжательства. Зеленский, очевидно, не такой ловкий в делах, может, даже более совестливый, но также причастен к великому «хозяйского колеса», которое нещадно эксплуатирует и давит трудящихся людей.
Феноген, Зеленский, Ліхтаренко - это завтрашние калитки и пузыри, только пути к обогащению у них разные.
Вівцевод Шашков производит впечатление более-менее порядочного человека, но и он любит деньги, старается угодить хозяину.
Большое значение для раскрытия характера главного героя имеет образ Золотницкого. Он изображен не так полно и четко, и в этом его особая композиционная функция в произведении - служить контрастом центрального персонажа.
Петр Петрович Золотницкий - родовитый дворянин, интеллигентный господин из тех «Дворянских гнезд», об упадке которых в эпоху капитализма писал И. Тургенев. Он образованный, заботится о национальную культуру, литературу, понимая их роль в жизни народа: «Поэты есть соль земли, гордость и слава того народа, среди которого появились; они служат высшим идеалам, они поднимают народный культ...». И это так контрастирует с высказываниями Пузыря, в котором «Котляревский без надобности», заведение школ - «ярмо на шею». То, что Золотницкий дружит с Пузырем, несмотря на большую разницу их культурного уровня, свидетельствует, что в них много деловых интересов.
Петр Петрович, опять же в отличие от главного героя, гуманный и сострадательный. Он заставляет Пузыря одарить своего верного слугу в честь именин, помогает Соне и Калиновичу уговаривать отца позволить им жениться, ищет выхода из сложного положения, в которое попал сосед через свое участие в прикрытии злостного банкрота Михайлова, хоть и сам обиженный Пузырем.
При всей своей интеллектуальной превосходства от Пузыря, Золотницкий не может противостоять грубой, навальній силе хозяина, который уже не одного родовитого помещика согнал с насиженного места и добирается теперь до него, и даже не осуждает Пузыря.
«Может, продаете Капустные?» - интересуется Терентий Пузырь. Золотницкий, понимая, что это сказано неспроста, почти умоляет: «Дай возраста дожить, не выгоняй ты меня с Капустного! Потомственных обывателей и так немного в окрестности осталось, все новые хозяева захватили, а ты уже и на меня зубы гостриш. Успієш еще захватить и Капустные, и Миролюбівку».
Узнав о том, что за мошенничество Пузиреві грозит тюрьма, Золотницкий берется даже помочь, использовав свои связи с влиятельными людьми, чтобы облегчить ответственность своего друга.
Образованность, интеллигентность Золотницкого подчеркивает и его речь, полна крылатых, образных выражений, метафор и философских сентенций. Пузыря он называет «несчастным, безводной облаком», «дикой, страшной силой» и относится к нему несколько насмешливо. Уговаривая его выдать дочь за достойную, по его мнению, человека, говорит: «Пора уже тебе искать того, чего у тебя не хватает». О своей неудаче при сватовстве Петр Петрович говорит Соне: «Дорогая Софья Терентьевна, я здесь обстреливал позицию и бомбами, гранатами и шрапнелью сыпал - не помогает! Неприятель упорно не сдается. Давайте возьмем в перекрестный огонь!»
Но, подчеркнем еще раз, образ господина Золотницкого, хоть и служит контрастом к образу Пузыря, не является той фигурой, что противостоит навальній силе новых хозяев. Говоря о благе для народа, господин-либерал так же обдирает крестьянскую бедноту и батраков.
Соня, Калинович
Дочь хозяина Соня и учитель Калинович изображены драматургом не так четко и последовательно, как Пузырь, Феноген и Ліхтаренко. Однако видно, что автор отвел им важную композиционную роль: служить контрастом к «темных сил», олицетворением которых является хозяин и его помощники. И Соня, и Калинович чувствуют, что вокруг них творится зло, они как будто пытаются бороться с этим злом, но их усилия наивны и бесполезны.
Соня - дочь Терентия Гавриловича Пузыря. Она образованная, интеллигентная, окончила гимназию с золотой медалью. Девушка наблюдает за жестоким «хозяйским колесом », и оно страшит ее. Соня сочувствует угнетенным, но не знает, что делать, как им помочь, потому что выросла, очевидно, в «тепличных» условиях, далеких от реальной жизни. Случайно став свидетелем бунта рабочих, понимает, что надо разобраться в хозяйственных делах, вмешиваться, когда нужно следить хотя бы за питанием работников экономии, чтобы люди не проклинали своих хозяев. А пока что она не знает даже, с чего печется хлеб и варится борщ.
Соня наивная, очень любит отца и начинает умолять его: «Папа, мой лебедику, не позволяйте людей кормить таким хлебом. Не зря говорили в гимназии, что у нас кормят людей хуже, чем свиней; смеялись, я плакала и уверяла, что это неправда, а теперь сама вижу, и вся моя душа дрожит! Папа, родной мой, когда вы любите меня, уважаете себя, то веліть сейчас, чтобы людей лучше кормили! А пока я буду знать и видит, что у нас такая ложь до людей, что нас везде судят, проклинают, мне ничто не будет мило, моя жизнь будет каторгой!» И тем разючіше тут же выступает жестокая эксплуататорская сущность ее отца: Пузырь передает распоряжение Ліхтаренкові немного улучшить питание рабочих, но вовсе не потому, что его тронули слова дочери, а чтобы рабочие не убежали в горячую пору.
В вопросах любви и брака Соня смело и решительно отстаивает свое право на счастье. Она выбрала себе жениха, который хоть и небогатый, но близок ей по духу - учителя Калиновича. И согласна выйти за него замуж, даже когда отец не даст на это разрешения.
Возможно, она пойдет одной с Калиновичем тропой «на полезный труд в школе», будет «между молодежью насаждать идеалы лучшей жизни», а может, повторит путь своей матери, которая после ее смелого разговора с отцом о хлебе сказала: «И я такая была, доченька, не думай себе! А жизнь, знаешь, понемногу перекрутило!» Возможно, станет крупной землевладелицей с новыми взглядами («Такое большое хозяйство, и все мне достанеться одной, а я не знаю ничего, не знаю, где здесь зло, и не могу ничего делать хорошего...»). Хотя при этом велика вероятность того, что ее могут уничтожить, растоптать более сильные и наглые конкуренты-соседи.
Жених Сони, учитель гимназии Иван Николаевич Калинович, не разделяет ее оптимизма относительно улучшения положения рабочих: «Трудно там правду насадить, где испокон веков в корне лежит неправда!» Он возлагает надежды на образование: «Будущина в руках нового поколения, и чем больше выйдет из школы людей с честным и правдивым взглядом на свои обязанности перед общим обществом, тем скорее вырастет среди людей наибольшая сумма справедливости!..»
Большие надежды Карпенко-Карый возлагал на образование, школу и вложил соответствующие слова в уста Калиновича: «Будущина в руках нового поколения, и чем больше выйдет из школы людей с честным и правдивым взглядом на свои обязанности перед общим обществом, тем скорее вырастет среди людей наибольшая сумма справедливости!»
Калинович отличается чуткостью, тактичностью. Он понимает и даже жалеет отцовские чувства Терентия Гавриловича, хоть тот его оскорбил и отказал ему. Не смотря на трагікомічність ситуации - историю с гусями, из-за которых пострадал Пузырь, Калинович не хочет смеяться или иронизировать, как делает Золотницкий, ибо это. не тактично и даже жестоко в такой ситуации. Учитель не корыстный, искренне любит Соню и готов взять ее без приданого и без родительского благословения.
Логика развития характеров приводит к мысли, что Соня и Калинович с их идеалистическими соображениями не в силе сопротивляться «хозяйском колесу».
Образ народа в комедии
Карпенко-Карый не оставил своим вниманием наемников, держащих своим трудом Пузиреві экономии. Автор правдиво показывает в произведении назревающего социального конфликта между капиталистами, с одной стороны, и крестьянами и рабочими - с другой.
Поскольку главное направление комедии сосредоточено на разоблачении и осуждении «стяжателя», то вполне закономерным является то, что рабочие не фигурируют среди основных действующих лиц. Хоть они активно выступают лишь в первых трех явах второго действия, однако как объект хищнической эксплуатации все время находятся в поле внимания автора.
В пьесе показаны не только власть и экономическое обогащение глитайства, не только разорение крестьянства, но и зарождение протеста и организованной борьбы бедноты.
Пузырь трясется над каждой копейкой, которая идет на оплату тяжелого, изнурительного труда рабочих. «Где же это видано, - упрекает хозяин эконому Зеленскому, - чтобы на свекле платит рабочем по тридцать пять копеек в день?» Узнав, что тот еще и питает рабочих, возмущается: «И харчуєте?! То это получится по сорок пять копеек. Хорошо хазяйнуємо! Рабочие все заберут, а нам что останется? ..» И ставит в пример Ліхтаренка, который весной платит рабочим по пятнадцать, двадцать копеек, а в горячую летнюю пору лишь по двадцать пять копеек в день.
Рабочие не выдерживают такого отношения к себе и выражают протест. «Мы не собаки - и собак лучше кормят!» - слышится голос из толпы, которая пришла к хозяину жаловаться.
Пузырь, как видно из его реплик, опасается сплоченности рабочих и реагирует на их требования активнее, чем на либеральную болтовню своей дочери и учителя Калиновича.
И. Карпенко-Карый показывает сельских пролетариев не безликой массой. Рабочий Петр еще верит в справедливость хозяина и высшего начальства. Он предполагает, что, может, «хозяин и не знает», как его помощник Ліхтаренко издевается рабочих. Петр успокаивает всех и не требует, не возмущается, а слезно просит «госпожу-хозяйку» и «панночку» снизойти на них. Демьян же отчаялся в милости хозяев и начальства. На замечание Петра о том, что в прошлом году благодаря начальству Сапог вынужден был лучше кормить своих рабочих, он отвечает: «Пока обробились, а после Семена так начали кормить и моря работой, что мы покидали заслуженные деньги и убежали, а он тогда и не жаловался, потому что ему клюка на руку: мед себе оставил, а пчел выкурил из улья. Тікаймо лучше, пока еще везде работа есть».
Из последующих сцен мы узнаем, что Пузырь и его эконом Ліхтаренко еще больше усиливают притеснения рабочих, не соблюдают своих обещаний тем людям, у которых обманом взяли наделы в аренду. Заканчивается это стихийным бунтом, во время которого эконому разбили голову, а когда он стал стрелять, отступили, крича «поджечь двор и гумно».
И хоть для подавления бунта хозяин обращается за помощью к власти - приказывает отправить телеграммы губернатору и ісправнику, - можно услышать надежду автора, что организованная сила рабочего движения когда заставит хозяев уменьшить свой волчий аппетит относительно наживы.
Недаром же эконом Зеленский в свое оправдание, что меньше, чем хозяин надеялся, дает прибыль с мануйлівської экономии, говорит Пузырю: «Позволяю себе обратят ваше внимание на то, что в Мануйловке есть такой учитель-артільщик и возле него мужчину три из молодых, что через них и Ліхтаренко зубы поломает».
Автором предусмотрено, чтобы на сцене и в поза-сценическом действии было показано тот большой мир, с которым тесно связаны персонажи пьесы. Чувствуется присутствие и пульс городских рынков и ярмарок, строительство новых сахарных заводов, операции земского банка, обнищание родовитых дворян-помещиков, просветительская деятельность либеральной интеллигенции и крестьянские бунты.
Композиция и сюжет комедии
Пьеса «Хозяин» - сатирическая Комедия, хотя действие произведения, развитие, развязка (смерть главного персонажа) могли бы быть материалом для драмы. У морально здорового человека заботы мироедов могли бы возбудить только смех, если бы эти мироеды не были той страшной силой, что обирает тысячи людей, лишая их радостей жизни.
И. Карпенко-Карый был драматургом-новатором.
Он смело отступал от устоявшихся драматургических шаблонов, уделяя внимание не эффектным внешним событиям, а глубокому раскрытию человеческих характеров.
Драматург исходил не из догм «теоретиков» театра, а по углубленному изучению сложной и полной внутренних противоречий живой действительности. Это в значительной степени и обусловило своеобразие развертывания действия в его комедии.
И. Карпенко-Карый глубоко осознавал, что «стяжания для стяжания» - большое общественное зло, ибо сосредоточение несметных богатств в руках одного человека противоречит естественным потребностям человека и вредит окружающим, ведь часто создается за их счет.
Конкретный носитель этого зла - украинский капиталист-аграрий Терентий Пузырь через то и находится в постоянном непримиримом конфликте не просто с отдельными людьми, а с обществом.
Поскольку главный герой - миллионер-землевладелец Пузырь, то вокруг него концентрируется все развитие действия. Продолжительность данного действия небольшой-чуть больше трех месяцев: от горячей летней поры до начала осени. Время это выбрано неслучайно-это самый напряженный период в сельскохозяйственном производстве, когда активно действует Хозяин, а значит, и характер его раскрывается наиболее ярко.
Экспозиция в основном сосредоточена в первых четырех явах комедии, но ряд экспозиционных моментов есть и в развитии действия (рассказ Маюфеса о безграничные степи Пузыря, упоминание Марии Ивановны о том, кем был ее муж ранее, упоминание Феногена о прошлом хозяина).
С первых реплик комедии драматург вводит читателей в атмосферу той общественной среды, которое породило «стяжателя». Здесь царит всевластный дух наживы. «Загрібаєте денежки!» -говорит Феноген Маюфесу. Тот, хоть и скромничает, но купил «домик замечательный». Сам помощник Пузыря намерен приобрести «землицы» да «десятин пятьсот».
Одновременно намечается доминирующая черта характера главного героя - ненасытная жажда обогащения, стремление из всего «польза снимать». Пузырь «теперь имеет миллионы», но от его халата и кожуха «воняет ». Все это соответственно настраивает, готовит к восприятию тех событий, которые должны вскоре состояться.
Завязка состоит из нескольких сюжетных мотивов: участие Пузыря за барыш в прикрытии злостного банкротства Петра Михайлова; с целью получения больших прибылей от эксплуатации «дешевых рабочих» Пузырь приказывает Ліхтаренкові «взнуздать мужиков», «сделать бедность» в Мануйловке; ради собственного обогащения Пузырь хочет отдать замуж дочь за невежественного сынка миллионера Сапога, несмотря на то, что она любит учителя гимназии Калиновича; четвертый мотив носит сугубо комедийный характер - экономный хозяин, «хоть ты что хоть говори, не хочет избавиться от старого латаного-перелатаного халата, и поэтому его родные решают прибегнуть к хитрости, чтобы подсунуть ему за дешевую цену новый дорогой халат.
Все эти мотивы не противостоят, а дополняют друг друга, ибо их источник общее - фанатичная страсть центрального персонажа в «стяжания для стяжания».
Развитие действия определяется следующими главными моментами: протест рабочих, поддержанный Соней, против плохого питания и намерение хозяина усилить эксплуатацию трудящихся; осуществление Пузырем преступной помощи мошеннику Михайлову и его тревога, чтобы это преступление не раскрылся; попытки Сони, поддержанное Золотницьким, получить разрешение на брак с Калиновичем и усиление деспотического сопротивления со стороны ее отца; покупка Пузырем нового халата и немедленная же «выгодная» продажа его Золотницькому.
Кульминация комедии приходится на конец третьего действия и четвертую. Во всех формах проявления конфликта наступает перелом, что приводит Пузыря до катастрофы в тот момент, когда он, кажется, уже должен был праздновать победу.
Злостное банкротство Михайлова разоблачено, и над Пузырем нависла угроза тюремного заключения. Назревает грозное возмущение угнетенных трудящихся. Соня вопреки воле отца твердо решает стать женой Калиновича. Золотницкий разрывает с Пузырем дружеские отношения и посылает сто рублей, которые должен ему за халат, на памятник Котляревскому. Наконец, трагикомический случай с гусями, который приводит героя к окончательной катастрофе.
Развязка. Один за одним на Пузыря падают смертельные удары: ему сообщают о бунте рабочих в мануйлівській экономии; урядник приехал арестовывать хозяина; болезнь достигла своего апогея. Главный герой погибает не только духовно, но и физически.
Итак, подытоживая, уверенно отметим, что драматург проявил большое мастерство в разработке композиции произведения.
Средства сатирического изображения
Сатирическое изображение персонажей комедии, прежде всего главного героя-Пузыря, драматург осуществляет средствами контрастного группировка образов, самохарактеристики, взаємохарактеристики, введение художественной детали (халат, тулуп миллионера), речевой характеристикой.
Образы произведения четко разделены на две контрастные группы: с одной стороны - Пузырь и его помощники, с другой - Золотницкий, Соня, Калинович.
Хозяин, характеризуя сам себя, вспоминает, что раньше «шел за барышами вслепую, штурмом крошил направо и налево, плевал на все и знать не хотел человеческой молвы».
Персонажи в произведении прибегают к характеристики друг друга. Так, Феноген говорит о Ліхтаренка: «Вот человек! И рыбы наловит, и ног не замоче!», «Змей, а не человек: везде сдерет и всех прельстит».
Речь персонажей соответствует их характерам, привычкам и уровню образования.
Сатирическое изображение заключается в противоречии между искаженным мировосприятием «стяжателя» и нормальным человеческим пониманием, а часто и обычным здравым смыслом. Так, смертельно травмирован Пузырь не хочет, чтобы вызвали врача, а просит фельдшера, потому что тот дешевле обойдется; радуется, что нарыв прорвало внутрь и теперь можно обойтись без операции; стонет в лихорадке и хочет ехать покупать дешевую скот. Отдельного внимания требует история с гусями: миллионер ужасно разозлился на гусей, которые рвали пшеницу - смертельная болезнь приключилась из-за прожорливости хозяина.
Речевая характеристика действующих лиц
Речевая характеристика действующих лиц является одним из средств сатирического в комедии «Хозяин». Речь героев произведения глубоко индивидуализирована. У Пузыря - это грубые, категоричные слова и выражения, иногда даже ругань, фразеологизмы со згрубілим оттенком. У его помощника Феногена-тихая, облеслива речь хозяина и его окружения, в рабочих же он обращается «идолы», учителя гимназии зовет «голодранцем». Это свидетельствует о его лицемерности.
Нескладная, с неправильным произношением язык шах-мейстера Шашкова, очевидно, немца по национальности, вызывает улыбку.
Речь образованных людей - Золотницкого, Сони, Калиновича - образная, метафорическая, с философским направлением, что соответствует их характерам и той роли, которую им отвел автор в комедии.
Своеобразие монологов и диалогов в произведении заключается в том, что они эмоциональны, полны глубокого подтекста. Например, монолог Маюфеса о необъятные земли Пузыря, которые и за три дня не объедешь, свидетельствует о его попытке польстить хозяину, вызвать его доверие, ведь это может помочь ему заключить соглашение.
Заключительный монолог Пузыря о том, что всякие мошенники стремятся запятнать его честное имя, говорит, что хозяин не считает себя преступником, а, наоборот, жертвой, обмовленим, хотя на самом деле он тоже является настоящим вором в погоне за наживой.
Итак, помимо основного значения, монолог несет еще и підтекстове нагрузки, и в этом тоже проявляется мастерство автора.
Диалоги в Карпенко-Карого живые, напряженные, как, например, диалог между Феногеном и Ліхтаренком, когда вор разоблачает вора. В конце концов помощники хозяина договариваются стать товарищами, поддерживать друг друга в своих черных делах: «брать, где дают, и где можно, а на меньших звертать!» Этот диалог - блестящая взаємохарактеристика героев.
...Сила драматургии Тобилевича не только в том, что он создал типичные образы представителей различных слоев украинского народа конца прошлого - начала нашего века. Он сумел заключить в эти образы общечеловеческие идеи.
Особенность комедии заключается еще и в том, что авторских ремарок в произведении мало. Это отдельные указания на действия героев («хочет одламать-не ломается, хочет одкусить - не вкусе»), короткие меткие позасценічні реплики, например, при бунте рабочих: «Мы не собаки - и собак лучше кормят!», «Добрая душа, а старый черт язык прикусил» и другие. Такой лаконизм ремарок можно объяснить стремлением драматурга предоставить комедии большей экспрессивности и напряженности.
Значение комедии
Комедия «Хозяин» имеет внутреннюю связь с пьесе «Сто тысяч». Это проявляется, прежде всего, в характере главного конфликта, в беспощадном разоблачении глитайства, в осуждении хищнических отношений.
Драматический конфликт, развитый в пьесе, является высокохудожественным выражением глубоких социальных противоречий в жизни украинского села конца 90-х pp.
Каждый настоящий художественное произведение всегда дает почувствовать свой положительный идеал. Беспощадно высмеивая все уродливое и низменное в жизни, писатель-сатирик делает это во имя победы благородных и светлых основ жизни. Сказанное в полной мере касается и комедии И. Карпенко-Карого «Хозяин».
«Хозяин» - самая известная комедия Карпенко-Карого, вершина его творчества. Это осознавал и сам драматург, об этом писали выдающиеся писатели, в том числе И. Франко, известные критики и литературоведы. Именно глубокая идейность, психологизм и гуманизм обеспечили комедии «Хозяин» долгую сценическую и буква турне жизнь, любовь читателей.
Образ Пузыря занял почетное место среди «стяж учителей», известных в мировой литературе.
Типов этих Карпенко знал в совершенстве... Ненасытная жажда наживы капиталиста, что становится самоцелью, превращает его в моральную уродину, делает из него хищника, который угрожает нормальному существованию других людей.
«Хозяин» и замыслом, и исполнением исключительно оригинальное, самобытное произведение. Драматург показывает контрасты, возбуждают смех. Но в этом смехе слышится гнев за человеческое унижение. Высмеивая «стяжателя», автор разоблачает и осуждает его. Значимость комедии «Хозяин» усиливается смелым введением в нее трагических элементов (вспомним бунт рабочих, самоубийство Кукушки). Эти элементы увеличивают сатирически-обличительный силу произведения.
Пузырь, закрутил это колесо, сам уже не способен выскочить из него. Он - раб наживы, раб своего хозяйства.
И, пожалуй, самое страшное опустошение оказывают такие «хозяйские колеса» в духовной жизни, превращая человека в винтик хозяйственного механизма. Здоровая мораль, наука, культура, то, что движет каждый народ вперед, - для пузырей пустой звук. Главное для них - «хозяйство», рост количества овец или увеличение урожая пшеницы... И, конечно, деньги...
|
|